Posted 4 декабря 2018,, 03:00

Published 4 декабря 2018,, 03:00

Modified 17 октября 2022,, 19:38

Updated 17 октября 2022,, 19:38

«Маленькие, но по три»: Почему госзаказчики из Башкирии дробят госзакупки

4 декабря 2018, 03:00
Эксперты считают, что речь может идти о неэффективном и бесконтрольном расходовании бюджетных средств.

Портал госзакупок – это, помимо, собственно, площадки для торгов, еще и портал, открывающий мир очень любопытной информации. Например, там можно узнать, как за бюджетные деньги закупать товары у офшорных (фактически – офшорных) компаний тогда, когда это запрещено законом: оказывается, когда очень хочется, то можно, даже закон формально не нарушается. В Башкирии, например, это «прокатывает» со строительством дорог и закупкой инсулина.

Если присмотреться внимательно к некоторым госзакупкам, в глаза может броситься, практически зарябить, от мелких однородных закупок. Ну как мелких – относительно мелких, до 500 тысяч рублей. Там схема примерно такая: когда нужно закупить что-то дорогое, например, за сумму почти в миллион рублей, заказчик дробит эту закупку на две-три более мелкие таким образом, чтобы каждая из них не превышала 500 тысяч рублей. Обычно начальная цена контракта в этом случае равна примерно 490 с лишним тысяч рублей.

Специалисты говорят, что эта «более мелкая» закупка позволяет упростить жизнь тем, кто этими закупками занимается – не проводить всю конкурсную процедуру, связанную с изучением предложений потенциальных продавцов, оформлением протоколов и так далее. Можно, якобы, вообще без особых формальных мучений с документами просто взять и закупить то, что надо, у единственного поставщика.

Вот, например, городская больница Нефтекамска объявила две закупки, предметом которой являются «Лекарственные средства». Оба конкурса состоятся 10 декабря текущего года. Стоимость обеих закупок (начальная максимальная цена) – 499,5 тысячи рублей. Казалось бы, почему это не сделать в рамках одной закупки?

Или вот другой пример. Администрация Ермолаевского сельсовета Куюргазинского района республики затеяла у себя в селе ремонт трех улиц. Ну что ж, дело хорошее. Стоимость чуть менее 1,5 миллионов рублей. Только вот контракт на ремонтные работы не один, а три: на каждую улицу отдельно. И удивительно, что каждый ремонт каждой улицы стоит примерно одинаково: 482,3 тысячи рублей, 492,4 тысячи рублей и 494,6 тысячи рублей соответственно. Каждый раз – чуть-чуть не доходя до 500 тысяч рублей. Совпадение?

Еще аналогичная ситуация. Администрация Стерлитамака закупает «Изделия для новогодних и рождественских праздников». Почти на миллион рублей: но не один раз платить будут, а два – две закупки на 499,9 и 498,95 тысячи рублей. До рубежного полумиллиона не хватает в первом случае 100 рублей, во втором полторы тысячи, то есть, буквально вот совсем чуть-чуть, на миллиметр не доехали.

Отличилось Управление капстроительства Башкирии, которое закупает столовые и кухонные изделия из нержавеющей стали. И снова две совершенно однородных закупки: обе ровно на 490 тысяч рублей.

«Изделия медицинские, в том числе, хирургические, прочие» – две идентичные закупки от уфимской горбольницы № 18. Цена первой закупки 499,1 тысячи рублей. Вторая закупка тоже самого на сумму 498,4 тысячи рублей.

Это только пять примеров из многих свежих, по которым конкурсы только объявлены в ноябре текущего года, где поставщики еще не определены. Ощущение: можно продолжать и продолжать. А что было в течение всего года – остается только предполагать. Отсюда напрашивается более чем логичный вывод: дробление закупок – дело для госзаказчиков привычное.

Может быть, это тоже какая-то хитроумная лазейка, оставленная законодателями, чтобы распорядители бюджетных средств могли «химичить» с народными деньгами? Мы обратились к экспертам.

«Это неэффективное расходование бюджетных средств»

- Это объясняется тем, что закупки стоимостью до 500 тысяч рублей не нужно согласовывать с Министерством экономического развития Башкирии. Если закупки дороже полумиллиона, аукцион проводит республиканский Минэкономразвития. Если дешевле – заказчик все делает сам: и конкурс проводит, и котировки запрашивает, и конкурентов может отклонить, – объясняет ситуацию общественный деятель Азамат Галин.

- Это и есть пример неэффективного использования бюджетных средств. Возможные нарушения, в частности, коррупционного характера при определении поставщика при таком дроблении закупок – вещь относительная, пока это дело не доказано. Проблема в том, что у нас нет института контроля эффективности использования средств бюджета. Контрольно-счетная палата, Минфин – они проверяют целевое использование денег. А в целом системы контроля нет.

«Эти сделки должны быть в зоне особого контроля со стороны ФАС»

- Причин для «дробления» госзакупок может быть несколько. Одна из них – это необходимость ускорить сроки проведения процедур. Например, в конце года нужно бывает «освоить» деньги, чаще всего это связано с тем, что поздно приходит финансирование. Если закупка выше 500 тысяч рублей, то ее проводит Минэкономразвития РБ, а это дополнительное затягивание сроков. Поэтому заказчики вынуждены идти на разукрупнение поставок, – говорит Денис Мусин, модератор региональной тематической площадки ОНФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

- Несмотря на то, что прямого нарушения законодательства в их действиях нет, такие закупки должны быть в зоне пристального внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы. И, конечно, любые процедуры, связанные с госзакупками, независимо от того раздробленные они или крупные, должны быть максимально прозрачными, эффективными и исключать возможность коррупционной составляющей.