Что посмотреть в майские праздники: лучшие фильмы — призеры «Оскара»-2021

Что посмотреть в майские праздники: лучшие фильмы — призеры «Оскара»-2021
Что посмотреть в майские праздники: лучшие фильмы — призеры «Оскара»-2021
28 апреля, 11:37КультураАндрей Королев
Mkset рассказывает о главных призерах, которые можно легально посмотреть во время неожиданно растянувшихся майских праздников.

Последняя неделя накануне майских праздников началась с итогов премии «Оскар». В церемонии настойчиво звучали отголоски мировой пандемии. Это и гибридный формат мероприятия: далеко не все герои вечера смогли присутствовать очно и выходили на связь по интернету. Это и ироничное решение выбрать в качестве режиссера церемонии Стивена Содерберга — автора фильма «Заражение», который буквально предсказал многие детали развития пандемии. Рассказываем о главных фильмах минувшего «Оскара», которые уже доступны на цифровых платформах и помогут скрасить майские выходные.

«Земля кочевников» (реж. Хлоя Чжао)

Главный триумфатор премии и по совместительству фестивальный хит самого нефестивального года. В центре истории — одинокая вдова Ферн, которая живет в доме на колесах, готова к любой работе и кочует от места к месту. По пути она встречает таких же одиноких людей, выброшенных на обочину жизни: кто-то бежит от равнодушия капитализма, кто-то способен лишь в дороге после смерти любимого человека, кто-то ищет тот самый уголок, в котором можно успокоиться навсегда. Седые, неуклюжие, трогательные — все они как будто впервые рассматривают пустынную Америку; впрочем, многие из них действительно впервые в жизни выехали за пределы родного райцентра — просто чтобы посмотреть мир, пока еще ходят ноги.

«Земля кочевников» с ее медитативной созерцательностью взяла награды как лучший фильм, Хлоя Чжао признана лучшим режиссером, а Фрэнсис МакДорманд, которой пророчили «Оскар» еще несколько лет назад («Три биллборда на границе Эббинга, Миссури») получила награду за лучшую женскую роль. Большинство критиков сходилось во мнении, что именно этот фильм станет ключевым на церемонии этого года. Учитывая общую элегичную атмосферу и ощущение положения на самом краю, эдакого спокойного наблюдения конца мира, фильм и правда стал отражением оглушительного 2020 года.

«Манк» (реж. Дэвид Финчер)

Абсолютный лидер в оскаровской гонке (10 номинаций) взял главные технические награды — за лучшую работу художника-постановщика и лучшую операторскую работу. Неудивительно: «Манк» виртуозно воспроизвел Голливуд 30-х годов ХХ века.

«Манк» рассказывает историю известного американского сценариста Германа Манкевича (Гэри Олдман), фокусируясь на самом важном для мирового кинематографа эпизоде из его биографии — создании оскароносного сценария «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Собственно, сюжет основан на почти детективной истории, у которой до сих пор нет окончательной развязки: доподлинно неизвестно, кто на самом деле написал финальный вариант сценария для фильма — алкоголик и азартный игрок Манкевич или 25-летний гений Орсон Уэллс.

Есть две канонических точки зрения на этот вопрос. В 1971 году вышла статья Полин Кейл «Воспитание Кейна», которая готовилась несколько лет и больше напоминала книгу, чем лонгрид. В ней Полин Кейл оспаривает авторство Орсона Уэллса, параллельно критикуя и «теорию автора» как таковую. При этом у текста Полин Кейл и проведенных ею исследований тоже были косяки (критический текст оказался конгениальным объекту критики). Годом позже Esquire опубликовал «Мятеж на Кейне» — ответ на статью Кейл от режиссера Питера Богдановича, к которой предположительно был причастен и сам Уэллс — понятно, в каком ключе выдержан материал. К чему пришел режиссер Дэвид Финчер в 2020 году — пусть узнает зритель.

Стоит отметить, что «Манк» снят специально для стриминга «Нетфликс» — буквально несколько лет назад подобное казалось кинофестивалям недопустимым и вызывало скандалы (как, например, в случае с «Ромой» Альфонсо Куарона).

«Отец» (реж. Флориан Зеллер)

«Отец» — драма о 80-летнем старике (Энтони Хопкинс), которому дочь (Оливия Колман) пытается найти сиделку. Внешне он еще крепок и адекватен, но постепенно разум его сдается: реальность порой не отличается от вымысла или сна, одни и те же ситуации повторяются раз за разом в разных версиях, а персонажи свободно меняются голосами, лицами и именами. Сам автор называл эту историю пазлом, в котором всегда отсутствует одна деталь, но неизвестно — какая именно.

Фильм, снятый по одноименной пьесе Зеллера (часть трилогии «Мать», «Отец», «Сын»), получил приз за лучший адаптированный сценарий и, что важнее, лучшую мужскую роль. Критика прогнозировала, что лучшим актером будет признан скончавшийся Чедвик Боузман (Ма Рейни: Мать блюза»), но жюри решило присудить награду Энтони Хопкинсу. К слову, 83-летний Хопкинс традиционно проигнорировал церемонию награждения и уже постфактум записал небольшое видео со словами благодарности в адрес американской киноакадемии.

«Еще по одной» (реж. Томас Винтерберг)

Один из знаковых датских режиссеров, когда-то присягнувший «Догме 95», снял комедийную драму, которая полюбилась зрителю настолько, что уже известно о голливудском ремейке с Леонардо ДиКаприо. Приз за лучший иностранный фильм — лишнее тому подтверждение.

Но — немного об оригинале. Школьный учитель (Мадс Миккельсен), никак не перешагивающий кризис среднего возраста, вместе со своими друзьями-коллегами решает провести необычный эксперимент. Согласно некоему философу, человеку в крови не хватает пяти сотых грамма алкоголя, и если восполнить нехватку, то повысится и эффективность, и креативность, и уровень счастья. Кризисующий герой хватается за эту соломинку, ощущения невероятные, но с самого начала ясно, что исследование выйдет из-под контроля.

Фильм основан на одноименной пьесе Винтерберга, которую уговорила экранизировать его дочь Ида. Режиссер планировал снять ее в одной из ролей, но через несколько дней после начала съемок она погибла в автокатастрофе. Впоследствии фильм немного перекроили, сделав его более жизнеутверждающим.

«Минари» (реж. Ли Чун)

Напоминание о корейском триумфе на прошлогоднем Оскаре (тогда победили «Паразиты» Пон Чжун Хо), «Минари» — автобиографический взгляд режиссера Ли Чуна на взросление в Америке 80-х в семье выходцев из Южной Кореи. Отец семейства — неудачливый предприниматель, мечтающий построить ферму и кормить иммигрантов азиатской едой. Супруга — уставшая от его авантюризма «жена декабриста». Дети — тихая девочка и родившийся уже в Америке мальчик со слабым сердцем. И, конечно, бабушка — заядлая картежница и прощелыга (исполнительница роли Юн Ё Чжон взяла приз за лучшую женскую роль второго плана).

Критика упоминает в качестве анамнеза «Отрочество» Ричарда Линклейтера и «Древо жизни» Терренса Малика, но при этом подчеркивает, что это очень личная история, не лишенная эпического пафоса.

Фильм мог бы стать зубодробительной драмой в духе, например, «Брачной истории» Ноа Баумбаха, но режиссер смотрит на мир глазами ребенка — мальчика с больным сердцем, который лучше других способен расслышать это самое сердце — как в себе, так и в других. Кажется, именно этот неожиданный и трогательный взгляд сделал «Минари» победителем минувшего «Сандэнса».

«Звук металла» (реж. Дариус Мардер)

Дебют Дариуса Мардера, одного из сценаристов драмы «Место под соснами», рассказывает про барабанщика (Риз Ахмед) метал-группы. Когда-то он злоупотреблял наркотиками, но завязал и, более того, ведет очень здоровый образ жизни. Но однажды он начинает глохнуть — такова судьба. Болезнь ставит на карьере молодого музыканта крест и отправляет в коммуну таких же глухих людей, чтобы заново научиться жить.

Фильм о самопознании и принятии себя со всеми трещинами громко заявил о себе в прошлом году, во многом благодаря именно технической стороне: саунд-дизайн в этой истории превращает привычные звуки в настоящую музыку, отчасти ставя зрителей на место главного героя. Так что вполне логично, что именно монтаж и звук были признаны на минувшем «Оскаре» лучшими, уступив в других номинациях.

«Душа» (реж. Пит Доктер)

Призы за лучший мультфильм и лучший саундтрек мультфильму «Душа» — тоже, в общем-то, очень характерные награды для коронавирусного года.

Очередная душещипательная история от студии «Pixar» рассказывает про седеющего учителя музыки, который всегда хотел реализоваться как джазовый музыкант, но вечно что-то мешало. Когда ему такой шанс представляется, он погибает. Взяв эту трагическую ноту в самом начале, «Душа» ведет разговор не столько про смерть, сколько про жизнь. Отправляя зрителя в пограничье между жизнью и смертью, «Душа» бьет в самую больную точку трагического 2020-го. Переходы на более масштабные темы вроде смыслы жизни, призвания, таланта, (не)реализованных возможностей — возможно, тот самый шанс встряхнуться и возобновить движение после тотального локдауна.

В контекстах «Души» есть упоминания о «Головоломке» (режиссер «Души» Пит Доктер ее и снял, «Вверх» — тоже он). Тем не менее «Душе» ближе «Тайна Коко» — хотя бы потому, что так же добровольно-принудительно ставит нашего внутреннего ребенка перед фактом, что вот есть жизнь, а вот есть смерть, и пожать руки придется в обоих случаях.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter