Posted 18 мая 2018,, 10:44

Published 18 мая 2018,, 10:44

Modified 17 октября 2022,, 19:39

Updated 17 октября 2022,, 19:39

Кораллы, моллюски и древняя акула: редкая коллекция посвящена шихану Шахтау

18 мая 2018, 10:44
Во Всемирный День музеев Башкирская содовая компания приглашает совершить виртуальный тур по Музею камня имени Ивана Скуина.

1. Какие находки дошли до нас из глубины веков?

Музей камня имени Ивана Скуина с каждым годом привлекает все больше посетителей, увлечённых палеонтологией и геологией, среди которых есть учёные, преподаватели, студенты, школьники и просто любознательные люди. Коллекция экспонатов представляет собой остатки древних организмов и горных пород, существовавших около 300 миллионов лет назад.

Почти каждый день с весны и до глубокой осени музей посещают группы школьников и студентов. Юные посетители, притронувшись к следам истории мира, ощущают себя истинными исследователями. В качестве источника вдохновения им рассказывают о том, сколько научных открытий сделано на материалах рифа и сколько о нем написано научных трудов.

В Музее камня даже проходят уроки биологии. Школьникам, увлекающимся геологией, предоставляется возможность и самим поучаствовать в исследовании карьера Шахтау. А осенью прошлого года в карьере Шахтау прошел геоквест, в нем приняли участие около 70 ребят с 7 по 11 классы из Стерлитамака, Уфы, Гафурийского и Чишминского районов Башкирии.

2. Как создавался музей?

Основатель музея Иван Альбертович Скуин долгое время работал участковым геологом карьера Шахтау, отдав горной выработке 46 лет. Серьёзный интерес к созданию коллекции у Ивана Альбертовича возник в 1984 году, после того как на карьере собрались участники 27-го Международного геологического конгресса. Часть собранных тогда учёными образцов и послужила базой для будущего музея камня.

С 1985 года коллекция Ивана Скуина хранилась в кабинете геолога и маркшейдера. Тогда же у импровизированной экспозиции появились и первые заинтересованные зрители: работники карьера, школьники, студенты геологических институтов.

В 90-е годы пополнившееся собрание окаменелостей было перемещено на первый этаж здания, в кабинет техники безопасности труда. Из коробок экспонаты переложили под стекло в деревянные витрины. Экскурсии проходили в обеденное время либо в выходные и праздничные дни, об экспонатах рассказывал сам Иван Альбертович Скуин.

С годами все чаще частная коллекция Ивана Скуина стала принимать экскурсии и получать положительные отклики посетителей, учёных - геологов и палеонтологов.

В 1997 году экспозиция «переехала» в новое административное здание.

С 2010 года музей на карьере Шахтау получил современные выставочные витрины с подсветкой, где останки древних организмов, горных пород и сопутствующие минералы представлены во всем своем разнообразии.

С 2014 года Музею камня присвоено имя Ивана Скуина.

3. Что представлено в экспозиции?

Основу коллекции составляют палеонтологические образцы. Например, на образцах ископаемых камней оставили свои отпечатки кораллы, моллюски, морские ежи, водоросли, стволы деревьев и другие немые свидетели доисторических времен.

Знакомство с экспозицией сулит посетителям множество открытий. В экспозиции представлены не только известняки, но и различные сопутствующие минералы – такие, как самородная сера, родохрозит, халцедон, барит, целестин. На Шахтау встречаются также и медные минералы – халькозин, малахит, азурит, тенорит, куприт.

Об интересе к коллекции палеонтологического музея Шахтау можно судить по записям в книге отзывов, которых набралось уже более тысячи, причем на 30-и языках мира. Кстати, карьер Шахтау как и Музей камня тоже стал неотъемлемой частью экскурсий международных геологических конгрессов. К примеру, Музей камня и карьер посетил профессор Джон Джелл специалист из Австралии, исследователь современного барьерного рифа, который сказал в интервью, что 40 лет изучал научные труды об ископаемых рифах и вот, наконец-то, получил возможность увидеть такой риф собственными глазами.

Сегодня количество экспонатов уже превышает три тысячи, и музей продолжает пополняться. Так, гость из Челябинска Сергей Глазырин привёз в подарок обломок челябинского метеорита, который приобрёл на собственные средства и передал в музей вместе с открытками, подробно рассказывающими о космическом страннике. А жительница Стерлитамака и ветеран Роза Васильевна Ворончихина передала в дар музею более 20 наименований минералов Урала. Гигантская раковина моллюска стромбуса, прилетела с Кубы, рапаны - с Чёрного моря, кораллы - с Китайского моря, фрагменты лавы - с действующего вулкана и т.д.

4. Как сформировался риф Шахтау и кто на нем обитал?

Экспозиция состоит из так называемых рифостроителей, которые сотни миллионов лет назад приняли участие в образовании шихана Шахтау, когда он пребывал на дне Палеоуральского океана.

Восемь витрин музея посвящены так называемым рифостроителям. Среди них были и мелкие организмы размером всего в несколько миллиметров, и более крупные экземпляры. Скопления простейших существ, населявших древний риф, формировали известняки, сложенные преимущественно из раковин размером 3-5 мм. Также имеются фрагментами раковин размером до 40 см. Судя по ним, диаметр целой раковины превышал метр. Из крупных образцов, представленных в Музее, можно назвать также фрагменты окаменевшего ствола дерева диаметром 35 см.

Другие восемь витрин посвящены обитателям рифа. Примечательна одна из них, демонстрирующая древних морских животных - палеоаплизин, отличающихся красивыми фигурными узорами. Среди группы палеоаплизин сакмарского яруса сохранился уникальный образец, в котором прекрасно виден губчатый слой с отчетливыми канальцами.

К уникальным образцам, найденным на Шахтау, можно отнести также находку доисторической акулы Helicoprion. Очень хорошо сохранились редчайшие стволы деревьев, собранных в отложениях межрифовых заполнений, на них можно заметить годовые кольца, что, по мнению специалистов, свидетельствует о смене климатических сезонов на Урале палеозойских времен.

В Музее камня можно также ознакомиться со всеми 35 типами известняков, слагавших гору Шахтау.

Разнообразие колониальных кораллов, встреченных в стерлитамакских шиханах, уникально. По мнению исследователей, материалы, хранящиеся в музее, могут стать основой более полного современного исследования.

5. Что говорят ученые?

Рабочая группа из Палеонтологического института Российской академии наук не первый год работает на карьере Шахтау и в Музее камня имени Ивана Скуина. По оценкам старшего научного сотрудника ПИН РАН Алексея Мазаева, карьер Шахтау – это одно из самых необычных мест на планете, которое может спорить с находками доисторических окаменелостей в скалистых горах в Аризоне в США.

Наследие Шахтау нуждается в подробнейшем изучении, поскольку это место попало в центр основных событий биосферной перестройки в конце палеозоя, когда два материка соединились в континент Пангея. Учёным важно знать, что за организмы населяли тогда планету, насколько широко они были распространены по земному шару, сравнить их с находками, сделанными в других частях мира. Это позволит узнать пути миграции животных, понять, как соединялись водные бассейны друг с другом, как происходила эволюция живых организмов. Так, во время работ на карьере Шахтау сотрудники института обнаружили редкие виды полностью вымерших животных.

По словам ученых, карьер Шахтау представляет большую научную ценность, в отличие от соседних шихан, которые покрыты корой выветривания. Несмотря на то, что окаменелостей на них тоже много, они не пригодны для изучения: породы сильно доломитизированны, искарстованы, у них изменена текстура.

Учёные назвали карьер Шахтау «Вратами времени», за которыми, словно в кладовой, хранится много открытий, а, возможно, и сенсаций, каковой стал обнаруженный здесь нынешней весной древний аммонит Проперринитес, являющийся единственным в своем роде, найденным на европейской территории. Находки такого аммонита известны учёным с начала прошлого века, но ранее все они были сделаны в западном полушарии - на территории США, Мексики, Гватемалы, Венесуэлы и Колумбии.

6. Как БСК поддерживает науку?

Представители Российской академии наук подчеркивают, что для палеонтологии ценность представляют именно эксплуатирующиеся месторождения и называют карьер Шахтау настоящей кладовой знаний для российских ученых. Многие организмы, остатки которых найдены здесь, являются новыми для науки.

- Специально хочу подчеркнуть, что доступ к недрам Шахтау научное сообщество получило исключительно благодаря тому, что гора оказалась в зоне промышленной разработки. Если бы она стояла нетронутой, то никто и никогда, во-первых, не узнал бы об имеющихся там уникальных находках, а во-вторых, не смог бы получить их для изучения, - поделился своим мнением Алексей Мазаев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН.

Ископаемые рифа изучают геологи, палеонтологи и стратиграфы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Уфы. Карьер Шахтау посещают участники международных конгрессов по геологии, ни одна международная геологическая экскурсия на Южный Урал не обходится без визита в Музей камня имени Ивана Скуина.

- Недавняя находка древнего аммонита Проперринитес кардинально меняет наши представления о биогеографии одного из интереснейших семейств древних морских животных, - высказал свою точку зрения Игорь Барсков, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой палеонтологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник ПИН РАН. - Мы благодарны руководству Башкирской содовой компании за поддержку палеонтологических исследований в карьере Шахтау.

Между БСК и Палеонтологическим институтом РАН заключен договор о сотрудничестве. Башкирская содовая компания в течение многих лет активно участвует в научно-просветительской деятельности и вкладывает свои средства в научные исследования, предоставляя ученым беспрецедентную возможность для отбора обширных коллекций ископаемых материалов.

- Уникальные объекты древней флоры и фауны Земли, которые стали достоянием отечественной и мировой науки благодаря промышленной разработке месторождения Шахтау, требуют внимания ученых, - считает член Совета директоров АО «Башкирская содовая компания» Владимир Балабанов. - Мы рассчитываем, что сотрудникам Палеонтологического института РАН удастся упорядочить коллекции Музея камня имени Ивана Скуина в соответствии с передовым научным знанием и при нашей финансовой поддержке сохранить наследие планеты для потомков.

7. Как найти Музей камня имени Ивана Скуина?

Музей камня имени Ивана Скуина располагается в Ишимбайском районе Башкирии, возле карьера «Шахтау-1».

Телефон: (+7 3473) 29-74-73, 29-91-05.

Тел./факс: (+7 3473) 29-91-08.

Моб. тел.: +7 987 595 88 37.