Posted 14 января 2020, 11:38

Published 14 января 2020, 11:38

Modified 17 октября 2022, 20:48

Updated 17 октября 2022, 20:48

«Напортачили»: обвинение против жительницы Башкирии, лишенной жилья, построено на лжи

14 января 2020, 11:38
«Штатные» понятые, необоснованный розыск и прочие нарушения выявлены в деле Расили Ахметовой из Мелеузовского района Башкирии.

За судьбой 47-летней жительницы Мелеузовского района Расили Ахметовой Медиакорсеть следит более полутора лет, которые для этой женщины, по ее собственным словам, оказались самыми трудными в жизни. Будучи серьезно больной, она лишилась жилья и средств к существованию. Вдобавок ко всему большую часть этого времени Расиля является обвиняемой по делу о клевете и оскорблении чести и достоинства чиновника и коммерсанта, которых считает виновниками своих скитаний по чужим углам.

Мы же считаем себя в определенной степени ответственными за уголовное преследование, развернувшееся в отношении Расили, поскольку именно в видеосюжете, опубликованном на нашем сайте, она произнесла фразу, за которую зацепились ее оппоненты и обвинили в клевете. Поэтому мы следим за судьбой этой женщины, на которую свалилось столько несчастий.

К слову, рассказ о проблемах, с которыми она столкнулась, вполне может стать поучительным и для других.

«Оскорбление чести и достоинства»

Наше знакомство с Расилей началось в тот день, когда к ней домой пришли судебные приставы, чтобы выставить женщину с вещами из квартиры в подъезд. Нам они прокомментировали свои действия по телефону так: «Мы выполняем решение суда. Она не умирает, выглядит вполне здоровой, все так говорят, когда их выселяют, что они смертельно больные».

То, что дальнейшая судьба женщины, рыдавшей в подъезде на узлах с вещами и показывавшей медицинские заключения о состоянии своего здоровья, приставов не волнует, было очевидно. Их задача — во что бы то ни стало выполнить судебное решение. Видимо, исходя из этих соображений, был наложен арест и на дебетовую карточку дочери Расили, которая уехала в Москву, что само по себе противозаконно, ведь судебные претензии касались только матери. То есть в данном случае приставы повели себя как банальные коллекторы, домогающиеся всех родственников и знакомых должника. После нашей публикации арест с карты дочери Расили был снят.

18 июня 2018 года отчаявшаяся женщина вышла с плакатом к Дому правительства в Уфе. Там с ней пообщался наш коллега и записал слова пикетчицы на видео.

После этого мы не раз излагали на сайте историю Ахметовой, так что постоянные читатели Медиакорсети с ней должны быть уже знакомы. Вкратце фабула такова: Расилю выселили из квартиры, которую в свое время предоставили как очереднику после её визита на прием к депутату Госдумы Зугуре Рахматуллиной. Не успев вовремя оформить документы, Расиля не смогла доказать свои права на это жилье. Но выезжать из квартиры отказалась, поскольку халупа, которую ей предоставил взамен муниципалитет, была непригодна для жилья. Вскоре после этого ее дочь отчислили из колледжа, как говорит Расиля, по настоянию ее недругов, ей украдкой признался в этом один из педагогов колледжа. В итоге девушка решила уехать жить в Москву к своим знакомым, посчитав, что в Башкирии ей нормально жить и работать уже не дадут.

Для тех, кто не читал предыдущих публикаций о Расиле, предлагаем ознакомиться с ее историей здесь.

Люди, о которых рассказывала Расиля нашему корреспонденту на видео, посчитали оскорблением и унижением своего достоинства признание бездомной женщины о том, что ранее она отказалась заплатить им 300 тысяч рублей. Сначала был гражданский иск, а потом неугомонные оскорбленные мелеузовские чиновник и коммерсант подали еще и заявления в полицию. Так появилось уголовное дело, за расследованием которого нам довелось следить, а также давать показания.

Поведение стражей порядка, занимавшихся делом Ахметовой, удивило даже тех журналистов, которые давно пишут на правовые темы. Оно красочно демонстрирует чудеса современной российской системы следствия и правосудия.

Перво-наперво в процессе общения с Расилей выяснилось, что судебные приставы «отличились» еще не раз. Как оказалось, уже несколько лет из пенсии инвалида 2 группы Ахметовой вычитались средства по судебному иску, который был отменен Верховным судом РБ. Представитель судебных приставов объяснил данное «недоразумение» тем, что документы об отмене исполнения предыдущего решения суда к ним не поступали.

После нашей публикации вычеты из пенсии Расили пообещали прекратить. Но, как выяснилось случайно, удержания из ее пенсии продолжаются до сих пор.

«Таинственный диагноз»

На смену судебным приставам в истории Расили Ахметовой пришли представители полиции, которые также доказали свою способность «жонглировать» законами.

Сразу сложилось впечатление, что в полиции явно надеялись поскорее завершить дело. Так, первый дознаватель, занимавшийся им, позвонила в редакцию и пообещала прислать вопросы, чтобы мы потом выслали по почте обратно свои письменные ответы. Однако этого не произошло. Мы связались с девушкой-дознавателем, и она пояснила, что посоветовалась с коллегами и все вместе они решили, что «пока не нужно».

Дальнейшее наше общение с дознавателем было связано с тем, что Расиле была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. При этом подошел срок ее поездки в Москву на лечение в клинический центр имени Логинова. Дознавательница задала нам, журналистам, вопрос — является ли заболевание Расили онкологическим. Честно говоря, мы даже растерялись, хотя бы потому, что, во-первых, мы — не медики, а во-вторых, на худой конец существует интернет, где сегодня можно найти ответы практически на все вопросы.

Тем не менее мы проконсультировались у онколога по данному вопросу. Диагноз Расили звучит так: «аутоимунная тромбоцитопения, хроническая форма». Суть этого заболевания кровеносной системы такова: организм перестает распознавать тромбоциты и отторгает их. Хроническую форма аутоимунной тромбоцитопении называют наиболее опасной для жизни пациента, для восстановления нормального числа тромбоцитов нужны регулярные процедуры и душевное спокойствие, о котором в случае Расили, ставшей в одночасье почти бомжом, не может быть и речи.

Доктор Гульнур Нигманова, имеющая звание «Лучший онколог Башкирии 2018 года», пояснила, что, действительно, данное заболевание некоторые врачи не без оснований приравнивают к раку крови по степени опасности для организма пациента. В запущенной стадии возникает риск развития осложнений, способных привести к летальному исходу. Регулярное лечение таким пациентам крайне необходимо, без этого они могут умереть.

Чтобы получить разрешение на очередную поездку в Москву, Расиля дошла до начальника Мелеузовского районного управления полиции Сергея Родионова, который внимательно выслушал ее и в виде исключения разрешил отправиться на лечение, попросив не выключать телефон и быть постоянно на связи. Это было осенью 2018 года. После отъезда Расили мы часто общались с ней по телефону и в соцсетях, обменивались новостями.

«Неофициальный розыск»

Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что уже в январе 2019 года мелеузовская полиция объявила Расилю Ахметову в розыск. Повторяем: все это время она была на связи, и дознаватель знала место ее нахождения. Данный факт обнаружил адвокат Рамиль Гизатуллин, который последние полгода представляет интересы Ахметовой в суде.

— Тот факт, что мою доверительницу объявили в розыск, можно объяснить только как повод для приостановления следствия из-за истекающих сроков производства по делу. Для объявления розыска не было оснований, поскольку меру пресечения в виде подписки о невыезде Расиле избрали в ноябре и больше не продлевали. А по закону делать это положено каждые десять дней, если не был составлен обвинительный акт или предъявлено обвинение. Если же этого не произошло, то подписка о невыезде автоматически утрачивает силу. К тому же есть материалы допроса сестры Ахметовой, пояснившей, что Расиля находится на лечении в Москве и скоро вернется, — говорит адвокат. — Я уверен, что розыск носил формальный характер, иначе бы Расилю задержали в Москве, когда она покупала билеты по паспорту.

По мнению защитника, никто из тех, кто выносил постановление о розыске, приостановлении дела, оформлял и подписывал документы, даже не удосужился вникнуть в их суть. Иначе все странности были бы сразу замечены. Здесь стоит отметить, что заключение об обоснованности приостановления предварительного расследования по уголовному делу в связи с тем, что «Ахметова Р.С. скрылась от органов дознания и ее местонахождение неизвестно», заверил своей подписью тот самый начальник районного управления полиции Сергей Родионов, который позволил подследственной уехать в Москву на лечение.

Когда же женщина вернулась из Москвы, расследование возобновили как ни в чем не бывало, при этом, по словам Расили, ее продолжали стращать избранной ранее мерой пресечения в виде подписки о невыезде.

— Делалось это умышленно или по незнанию закона? Имеются ли в данном случае сомнения в компетентности всех, кто имеет отношение к так называемому «неофициальному розыску»? Этим вопросом должны задаться надзорные органы, — считает Рамиль Гизатуллин, в адвокатской практике которого, кстати, пару лет назад была похожая история, по ее итогам бывший подследственный смог доказать свою невиновность и отсудил у государства 350 тысяч рублей в виде компенсации морального вреда.

Известно, что на следующем заседании судья намерен допросить дознавателя, который объявлял Расилю Ахметову в розыск, так что, возможно, кое-какие странности прояснятся.

«Вечно понятой и вечно понятая»

Еще больший интерес вызывает некая пара — мужчина и женщина с одинаковыми фамилиями, отчествами и пропиской. Они трижды фигурируют в уголовном деле в качестве понятых при осмотре «вещдоков» (в данном случае нашей публикации с видеоинтервью Расили, вызвавшим претензии со стороны «пострадавших» от клеветы). Как следует из материалов дела, такой осмотр проводился трижды: 06.12.2018, 06.03.2019 и 06.04.2019 (согласитесь, эти три шестерки выглядят более чем зловеще). И все три раза понятыми оказались одни и те же граждане.

Защита Ахметовой настояла на вызове в суд одного из них. Женщина объяснила свое участие в деле весьма просто: якобы именно в эти дни они с братом приходили к участковому, и все три раза их случайно пригласили выступить в качестве понятых. Вот такие идеальные законопослушные граждане.

— Мое мнение, как практикующего юриста с опытом работы в милиции, таково: тот факт, что дата заполнения протоколов осмотра документов вписана от руки, а не набрана на компьютере, дает основания предположить, что понятые не участвовали ни в каком осмотре, а им просто дали на подпись готовые протоколы,

— уверен адвокат Рамиль Гизатуллин.

Помимо всего этого, защитник выявил и еще одно грубое нарушение.

— Заявление от обиженного на Расилю Ахметову коммерсанта и рапорт о регистрации выявленного факта зарегистрированы в специальной книге учета сообщений о преступлении под одним входящим номером, а далее было возбуждено уголовное дело. Так позвольте уточнить, на основании какого именно документа это было сделано? — задается резонным вопросом адвокат. — В правоохранительной системе это считается грубейшим нарушением учетно-регистрационной дисциплины и является безусловным основанием для проведения служебной проверки со стороны МВД по РБ, так как непонятно, какие именно сведения о возбуждении уголовного дела были направлены в республиканский информационный центр и главный информационно-аналитический центр России.

Подчеркнем, что на этом список нарушений, обнаруженных Рамилем Гизатуллиным при изучении материалов «дела Ахметовой», не заканчивается. Но пусть в них теперь вникают специалисты.

«Метастазы беззакония»

В середине прошлого года на Расилю обрушилось новое несчастье. Врачи заподозрили у нее аденому надпочечника. Обследование показало, что пока не всё так страшно. Видимо, регулярные процедуры, связанные с лечением основного заболевания, не позволили болезни развиться. Однако не исключено, что может понадобиться операция, чтобы новообразование не стало злокачественным. Эта новость совсем подкосила бедную женщину. В Москве осенью ей начали капать новый препарат, от которого Расиля пролежала без сил почти месяц на съемной квартире у дочери.

Тем временем в Башкирии её проблемы с жильем оставались без движения. В Мелеузе власти Расиле так ничего и не предложили, кроме аварийной комнаты. Разве что пообещали поставить ее снова в очередь на квартиру.

Несколько месяцев она жила у знакомой, которая, к несчастью, скончалась. Наследники попросили очистить жилплощадь, и Расиля подалась в деревню к родне.

— Я устала так жить. Я всем мешаю. Одни хотят меня засудить, другие хотят оштрафовать, третьи хотят выселить… Денег почти нет. Предыдущее судебное заседание отменили, а мне не сообщили. Я уже почти доехала до Уфы, когда позвонила секретарь суда и сказала, что приезжать не нужно. Я заплакала прямо в автобусе, потому что деньги на дорогу — 700 рублей — и так пришлось занимать,

— делится бедами Расиля.

В довершение ко всему ей отказали в выделении лекарства «Револейд», стоимость которого колеблется от 24 000 до 70 000 рублей в зависимости от дозировки и упаковки.

— Просто сказали, что кто-то не подал вовремя заявку или какие-то там документы в минздраве не подписали. Мне это лекарство не по карману. Посоветовали писать жалобу, — сообщила Расиля о новой насущной проблеме.

При этом она продолжает бороться в меру своих сил. Ходит по инстанциям, старается попасть на прием в Генпрокуратуру, МВД и следком во время поездок в Москву. Сейчас следком как раз начал проверку по одному из ее обращений.

Адвокат Рамиль Гизатуллин настроен доказать, что следствие по делу Расили проводилось с грубейшими нарушениями.

Оскорбленные в лучших чувствах потерпевшие — чиновник и коммерсант — исправно приезжают в суд и наблюдают за происходящим. Они уверены, что суд вынесет обвинительный приговор.

По словам Расили, один из них в коридоре суда обмолвился, что очень недоволен работой полиции, в которой адвокат подсудимой обнаружил столько нарушений. Дескать, «ему раньше говорили, что расследование по делу Ахметовой является образцовым, а сами напортачили».

Пожалуй, еще какие-либо комментарии в данном случае уже излишни.

Медиакорсеть продолжает следить за ситуацией.

Мнение

Александр Болонистов, генеральный директор АНО по содействию в защите прав и оказанию социальной помощи онкологическим и стомированным пациентам «Равное право на жизнь» в Башкирии:

— К сожалению, количество онкобольных и пациентов с другими тяжелыми диагнозами не снижается. Такая ситуация характерна не только для Башкирии, но и для всех российских регионов. Нередко, узнав о своем заболевании, люди оказываются, по сути, брошены на произвол судьбы, теряются, не знают, как поступить. В трудных ситуациях они ведут себя по-разному, особенно после химиотерапии, когда бывает в целом нестабильное состояние организма, может пострадать объективная оценка действительности, портятся слух, зрение, очень болит сердце, печень и прочее. Помимо проблем со здоровьем, на пациентов по злой иронии судьбы обрушивается еще и масса других проблем. Случай, который вы описываете, — реальное тому подтверждение.

Мы советуем пациентам, которые обращаются к нам за помощью, в любых ситуациях отстаивать свои права, стараться кратко и грамотно формулировать вопросы чиновникам, докторам и т. д. Например, что касается отказа в выделении рецепта на лекарство, мы советуем своим подопечным требовать рецепт, даже если врач отказывается его давать. В противном случае пусть даст выписку с приема, в которой отразит состояние пациента и причины отказа выдать рецепт. Пока на моей памяти еще ни один врач не выдержал такого юридически подкованного напора. С рецептом больной может пойти в аптеку и встанет на отсроченное обслуживание. А дальше это уже будет проблема аптеки — в установленный законом срок заказать лекарство и предоставить его больному.

Проблемы, сколь бы трудными они не казались, нужно решать в правовом поле. Главное — не опускать руки и продолжать бороться за свои права, своё здоровье и свою жизнь.

P. S. Если кто-то захочет поддержать Расилю Ахметову материально, можно перечислить средства на её карточку «Мир» 2202200348647478, связаться с ней можно по телефону 89373122566.

Подпишитесь