Posted 27 февраля 2007,, 18:32

Published 27 февраля 2007,, 18:32

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Просто Мария. Амбиции главной героини мистического триллера спасли известные актеры

27 февраля 2007, 18:32
Весь прошлый год СМИ неустанно смаковали новости со съемочной площадки первого башкирского мистического триллера «Царапина», наперебой сообщая об участии в картине известных российских актеров. И, надо сказать, сумели-таки создать фильму неплохую предпремьерную шумиху. Первый показ кинотворения планировался в декабре прошлого года, но долгожданная премьера картины производства кинокомпании «Уфафильм» состоялась лишь в минувшую среду. Однако отсрочка никак не повлияла на художественные качества экзерсиса башкирских кинематографистов.

Афиша кинотеатра «Родина» соблазняла киноманов и зрителей известными физиономиями Михаила Ефремова, Владимира Толоконникова, Алексея Булдакова, а также местной актрисы-дебютантки - некой Регины Роммановой (двойная «м» ни в коем случае не опечатка). Также в зал заманивала интригующая надпись: «Вы первыми в России увидите этот фильм!». Даже табличка на кассе «На фильм «Царапина» все билеты проданы» не охладила пыл: на сеанс уже хотелось попасть во что бы то ни стало. В дальнейшем оказалось, что никаких билетов на «Царапину» никто реализовывать и не планировал, а объявление можно расценивать как искусный PR-ход продюсеров, дабы подогреть интерес к провинциальному кинособытию. Благодаря знакомству с администрацией кинотеатра все-таки удалось проникнуть в переполненный зал и даже притулиться где-то сбоку на приставном стульчике, коих было понаставлено по всему залу в большом количестве – случай для уфимского кинотеатра практически уникальный. Зрителями единственного закрытого показа фильма оказались члены съемочной группы «Царапины», их родственники и нужные люди из министерств и ведомств, которые проходили по специальным приглашениям.

Директор продюсерского центра «Уфафильм», он же и режиссер-постановщик киноленты Руслан Юлтаев в многочисленных интервью отмечал, что «Царапина» - первый башкирский мистический триллер в духе «Другие», «Звонок», «6 демонов Эмили Роуз». Это тем более занимательно, если учесть, что образчики этого заграничного жанра, сделанные в России, можно по пальцам пересчитать. В 1967 году на экраны советской страны вышел «Вий» с Куравлевым и Варлей, признанный первым отечественным «ужастиком». Большинство кровавых страшилок было снято в смутное перестроечное время - время чернушно-порнушного кино. Это, к примеру, «Злой дух Ямбуя», трэшевая версия сказки про Красную Шапочку «Люми», «Хагги-Траггер» про куклу-убийцу, отличный триллер Николая Лебедева «Змеиный источник», очень достойное кино Олега Тепцова «Господин оформитель» и дребедень вроде фильмов «Упырь», «Пьющие кровь», «День гнева», «Семья вурдалаков», «Час оборотня», «Прикосновение». Однако, несмотря на приличное наследие, с недавних пор каждая выходящая на экраны отечественная страшилка заявляет о себе как о «первом отечественном фильме ужасов». Может быть, просто потому, что о предыдущих, в большинстве случаев, бездарных картинах, сделанных в этом жанре, никто уже и не помнит. Не так давно - ровно через сорок лет после советского «Вия» - вышла позорная «Ведьма» с Крюковой и Николаевым, снятая по мотивам произведений Гоголя. А на подходе новая версия «Вия» бездарного режиссера Олега Степченко, «Путевой обходчик Игоря Шевченко и украинская «Штольня» на языке оригинала.

Башкирская «Царапина» - это наш ответ недавно вышедшим и с треском провалившемся в прокате «Мертвым дочерям» Павла Руминова. Уфимский режиссер не обманул: «Царапина» действительно оказалась сшита из самозабвенно натыренных кусков из вышеперечисленных блокбастеров, типа «Проклятие» и дюжины других фильмов.

Мистические события триллера разворачиваются в 80-м году прошлого века. После тяжело перенесенной личной драмы, если верить официальному пресс-релизу «молодая девушка» Мария Нестерова (Регина Ромманова), потерявшая дочь и расставшаяся с мужем, пытается сбежать от самой себя и уезжает учительствовать в глухую деревню, где становится заложницей потусторонних сил. А все потому, что председатель колхоза (Алексей Булдаков) селит училку в заброшенном доме, где когда-то давно произошла страшная трагедия: отец повесил двух приемных дочерей-близняшек, которых в деревне окрестили «ведьмиными дочками», а после застрелился сам. Сосед Марии – дед Игнат (Владимир Толоконников) – рассказал, что девочек приговорили к смерти жители деревеньки, где начали умирать дети – по одному в день. В пресс-релизе объясняется, что именно дед несет в себе тайное зло, вселившееся в него еще в детстве, когда он с ребятами ходил на кладбище. «Именно он может спасти Марию, но при этом погибнуть» - подытоживает информационный листок.

Неуемная Мария лезет на чердак проклятого дома и заводит старинные часы, тем самым, пробудив злого духа. И детей снова начинают ежедневно находить мертвыми. Она пытается в одиночку бороться со злом, но не может обойтись без помощи вечно пьяного бывшего десантника Василия (Михаил Ефремов), который ходит с гармошкой и то и дело пытается завалить симпатичную горожанку на панцирную койку.

За сюжет фильма выдается бессмысленное нагромождение пережеванных штампов, которые используются в подобного рода видеопродукции – прогулки по ночному кладбищу, чердакам и подвалам с мерцающей и готовой вот-вот погаснуть керосиновой лампой («Другие»), явление бледнолицых и черноволосых девочек-мертвячек («Проклятие»), предание земле для успокоения мертвых душ разложившихся детских трупиков («Звонок»), мерцающие тени демонов и появление героев, одержимых злыми духами («6 демонов Эмили Роуз»). Поступки персонажей, как и сюжетные ходы ничем не мотивированы и не логичны, потому зритель и не думает пугаться, а в зале, даже в самые страшные моменты, звучит хохот, вопреки задумкам авторов фильма. Как рассказали участники съемок, фильм получился «об ответственности человечества за то зло, которое оно несет планете». Без комментариев.

Режиссер картины пафосно отмечал, что сценарий писался под конкретных исполнителей, хотя продюсеры не без гордости заявляли, что на роль деда Игната претендовали Валерий Золотухин, Лев Дуров и Лев Борисов, а Булдакова чуть было не заменил Панкратов-Черный. Под кого действительно писался сценарий – так это под главную героиню.

Всезнающий Интернет вовремя подсказал, что новоявленная кинодива башкирского кино Регина Ромманова, сыгравшая смелую воительницу со злом Марию – супруга известного уфимского бизнесмена Рустема Сайдашева - руководителя ОАО «КПД». Оказалось, что дебютантка – не просто жена, а известная в Уфе бизнес-вумен, специалист в сфере недвижимости. Яркая бизнес-леди, не сходящая с обложек глянцевых уфимских журналов, судя по всему, не уставала восхищаться собой, как на редкость фотогеничной особой и, неожиданно для окружающих, решила попробовать себя на актерском поприще. Для начала состоятельная дама мелькнула в башкирском детективном сериале «Медведь» Булата Юсупова и, видимо, поняла, что созрела для серьезно-масштабной роли в полнометражном художественном фильме. Легко догадаться, что если бы не заветное желание г-жи Сайдашевой стать кинозвездой фильм и вовсе не состоялся бы.

Потому отнюдь не случайно самодеятельная актриса оказывается… единственным женским персонажем фильма! Конкуренток у 40-летней восходящей звезды просто и не могло быть. Сценаристы, понимая уровень способностей бизнес-леди, сделали ее героиню немногословной, добрая половина фильма – это крупные планы выразительного лица учительницы Марии, которое выражает то печаль, то тихую грусть, то адовы муки. Зато еще до выхода единственного фильма с собственным участием самодеятельная прима на одном из сайтов по подбору актеров разместила свое резюме в категории «Профессиональные актеры», приписав, что может «играть в любом амплуа»! А мужское трио российских звезд – единственные исполнители в картине, потому как остальные – большей частью эпизодические роли – исполняют около десятка разновозрастных детей. Вероятно, нехилый гонорар заставил именитых актеров провести месяц на съемочной площадке - в деревне Кирябинское Учалинского района Башкирии у подножья горы Иремель. В кадре любимые актеры дурачатся или попросту халтурят, даже не стараясь порадовать зрителя отменной игрой. У каждого из них были свои причины поучаствовать в сомнительном продукте. Например, творческой всеядности и недюжинной работоспособности 43-летнего Михаила Ефремова можно только позавидовать. В год он умудряется отыграть в добром десятке фильмов. Только в 2006-м Ефремов засветился в трех сериалах и снялся в 16-ти картинах – почти во всех более или менее заметных премьерах прошедшего года. Причем, принимая все предложения и снимаясь без разбору, известный сын знаменитого отца чувствует себя одинаково вольготно во всех возможных киножанрах – комедии, мелодраме, боевике, драме и триллере. У двух других актеров предложений, а, следовательно, и возможностей заработать намного меньше. После приснопамятной роли Шарикова, за 19 лет Толоконников снялся лишь в 18 фильмах, последний из которых – виртуальная фантазия на тему «Хоттабыча». А вечный генерал из национальной охоты-рыбалки продолжает фактурно басить прокуренным голосом лишь в эпизодах.

По сути дела от популярных артистов, согласившиеся на шабашку в башкирской глуши, многого и не требовалось. Они были призваны сыграть единственную роль, - роль дорогой оправы для бесценного сокровища – актрисы Сайдашевой.

Неудивительно, что в официальной фильмографии ни у одного из российских актеров не нашлось места для киноработы в башкирском фильме, который для них равносилен роли в рекламном ролике.

- Время такое, - скажете вы. – Создатели фильма вынуждены идти на компромиссы, чтобы изыскать средства на съемки своих творений.

Компромиссы могут быть разными, согласны. Но столь явная торговля ролями смутит любого зрителя.

Тем не менее, наши киношники полны оптимизма и решительности, надеясь продать кино одному из центральных телеканалов.

Ашир МУРАДОВ.

"