Posted 24 августа 2010,, 17:01

Published 24 августа 2010,, 17:01

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Когда для первоклассника ранец в тягость

24 августа 2010, 17:01
Школа - это всегда стресс, а первый класс - особенно. Все ново, чуждо, непривычно - как тут не волноваться? Можно ли помочь маленькому школьнику справиться с навалившейся на него нагрузкой, поддержать его хотя бы на первых порах?- Самое лучшее, что вы можете сделать - взять отпуск в сентябре, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться в школе, - считает психолог уфимского центра социально-психологической помощи семье, детям и молодежи Ольга Попова. - Потому что именно в первом классе в ребенке закладываются такие важные качества, как усидчивость, красота письма, уверенность и спокойствие в своем тыле, что тебя ждут дома, что ты нужен своим родителям.

Кроме того, находясь в отпуске, мама не будет дергаться, разрываясь между работой, школой и домом. Да, уроки первоклашкам не задают, но это вовсе не значит, что вам не надо контролировать учебный процесс.

- Совсем наоборот! Обязательно посмотрите, что ребенок делает в школе и насколько хорошо это у него получается. Может, есть смысл потренироваться дома, выводя с ребенком разные закорючки и циферки. Причем, лучше всего это делать в игровой форме, чтобы вашему маленькому школяру было интересно. Но воздействовать надо не криком: ищите компромисс. Самое главное - не запускать. Если в первом классе не выработать у ребенка привычку делать уроки, что это есть обязательное и необходимое условие в любой школе, то в будущем могут возникнуть определенные проблемы, связанные с нежеланием выполнять домашние задания.

- Нужно ли на первых порах помогать ребенку с уроками?

- Конечно. Но помогать - не значит делать все самой. Сначала вы контролируете частично, спокойно и доступно объясняете, если он что-то недопонял, а потом уже постепенно приучаете ребенка заниматься самостоятельно. Наработка нужных навыков происходит постепенно. Не ждите, что уже 2 сентября ваш первоклашка будет делать все уроки сам, а вы только проверять. Учитывая ранний возраст, можно чередовать уроки с игрой, просмотром телепередач, переменками на отдых и еду. Родителям, конечно, в этот «первоклассный» период тоже нелегко. Приходится больше контролировать, менять привычный режим. Понятно, всем мамам и папам внутри очень хочется, чтобы их ребенок отлично учился, чтобы учеба давалась играючи, легко и просто, вот только сделать это сам по себе, без вашей помощи, он не сможет. Некоторые родители бросают своего сына или дочь: «Тебе задали - вот ты и делай!» В корне неправильный подход.

- Ваше отношение к продленке. Насколько она хороша?

- Это палка о двух концах. Все дети разные: кому-то из них не мешает доносящиеся отовсюду гомон и крики, пока они делают уроки. А есть дети, и таких, кстати, больше, которым требуется спокойная атмосфера, чтобы они могли отдохнуть, может быть, даже поспать, сделать уроки в тишине. Школа - не детский сад. В последнем, помимо игровой деятельности, есть еще и познавательная, но она не требует большого умственного напряжения. В школе все иначе: нагрузки – огромные, поэтому будет лучше, если ребенок, уставший после уроков, отправится домой, а не в группу продленного дня. Конечно, это удобно работающим родителям, но учительница - не мама, она не сидит с ним рядом и не проверяет, насколько красиво и правильно он выводит буквы.

- Рекомендуете оставлять первоклашку дома одного?

- Если он более-менее самостоятельный, не лезет зажигать газ, открывать дверь посторонним, в состоянии сам себе подогреть еду в микроволновке, то тогда, конечно, лучше дома. Он хотя бы отдохнет, поиграет или поспит, пока вы вернетесь с работы и засядете с ним за уроки. Разумеется, это не самый подходящий вариант, потому что ребенок не может выйти и погулять один, а продленка дает ему эту возможность, но зато он отдыхает от напряженного учебного дня. Поэтому хорошо, если есть бабушки: будет, кому встретить, накормить, погулять, позаниматься.

- Надо ли помогать ребенку собирать портфель?

- Нет. Старайтесь, чтобы свой рюкзак он собирал сам. Вы лишь контролируете, спрашиваете у него, не забыл ли чего? Похвалите его, какой он у вас молодец и умничка: ничего не забыл, все положил. Учитывая, что концентрации внимания у первоклашек пока недостаточно, обязательно спрашивайте у учительницы, что вам следует принести с собой завтра. А вообще, очень многое зависит от преподавательницы начальных классов, насколько она сможет заинтересовать и увлечь ребят. Если вас что-то не устраивает, вы это чувствуете или что-то такое проскальзывает в разговоре вашего ребенка, я посоветовала бы вам «случайно» прийти в школу до окончания уроков и послушать под дверью класса, что говорит и как объясняет материал «ваша» учительница. Я не сторонница того, чтобы родители присутствовали на уроке, сама когда-то работала в школе и знаю, что это отвлекает и мешает и ребенку, и педагогу. Может быть, и вам будет чему поучиться по части того, как нужно объяснять недопонятое.

- Следует ли отдавать ребенка в школу на подготовку?

- Будет просто замечательно, если перед тем, как пойти в первый класс, ваш ребенок год или даже два походит на подготовку. Так ему будет намного легче адаптироваться к школьной жизни. Ведь он уже знает, что такое урок, как себя следует на нем вести, чего ждать. Вдобавок, те, кто ходит на подготовку, попадают на будущий год в руки уже знакомой учительницы и, разумеется, в компанию знакомых «подготовишек». Вот почему таким первоклассникам будет проще установить отношения, завязать дружбу.

- А если дети и в детский сад не ходили, и подготовку проигнорировали? Что тогда?

- Им придется сложнее всех. Чаще всего от них уже чуть ли не на второй-третий день занятий можно услышать заявления о том, что в школе им не нравится. И здесь крайне важно не занимать выжидательную позицию и рассчитывать на то, что все разрешится само собой. Лучше сразу же отправиться на консультацию к психологу. Здорово, если в школе есть свой психолог, потому что он прямо на месте сможет выявить проблему. Может, он придет в класс и проведет какие-то игры, направленные на то, чтобы ввести ребенка в коллектив, если он не может найти общий язык с одноклассниками. Обязательно нужно сообщить о своей проблеме вашей учительнице, чтобы и она могла посодействовать. Психолог посоветует педагогу, что ему следует предпринять, чтобы его подопечный не чувствовал себя одиноким, белой вороной в своем классе.

- А что, если тут виновата сама учительница?

- Если проблема в ней, все равно не надо молчать и ждать, что все разрешится само собой. Не бойтесь возможных осложнений в отношениях с учителем и непременно обсудите с ним, что происходит. Хоть у нас и говорят, что у преподавателей нет любимчиков, однако в наш центр нередко обращаются родители тех, кого учительница почему-то невзлюбила.

- В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в первый класс?

- Тут все очень индивидуально, но я лично против того, чтобы делать первоклассника из шестилетнего ребенка. Бывают, конечно, одаренные дети, которые читают и пишут,

говорят на иностранном языке с четырех лет, но ведь они будут в классе белыми воронами, маленькими изгоями. Добавьте к этому физическое и психическое развитие, которое не всегда идет вровень с интеллектуальным. Им еще играть хочется, а их уже в школу ведут, за парту сажают. Дело в том, что у детей младшего возраста мотивация еще игровая, они мир познают с помощью игры. У ребенка должно быть детство, так дайте же ему наиграться, не торопитесь со школой! Пусть он учится со своими сверстниками, чтобы и ему, и им было интересно друг с другом.

- А если отдать в школу в восемь лет? Чем это чревато?

- Здесь многое зависит от того, насколько ребенок готов к школе. Случается, когда отводят в школу в семь лет, потому что так принято, но при этом совершенно не учитывают, что ребенок к ней абсолютно не готов. Кругозор очень узок, мышление слабое, то есть он не в состоянии совершать те операции, которыми владеют его сверстники. Допускаю, что это может быть связано с тем, что родители не занимались с сыном или дочерью до школы, им было некогда. Но ведь это «некогда» никуда не делось, и глупо было бы рассчитывать только на то, что их ребенком отныне будет заниматься учитель. Потому нередко первоклассник становится второгодником. Поверьте, для него это очень серьезная травма, из-за которой он чувствует себя ущербным, второсортным и одиноким. Второй вариант: ребенок очень долго болел и поэтому пока отстает в своем развитии, но зато может что-то нагнать - дайте только время! Так пусть он лучше пойдет в школу годом позже, чем будет двоечником. При таком раскладе торопиться точно ни к чему.

- На что еще следует обратить внимание в преддверии 1 сентября?

- На режим дня. Это взрослый человек может лечь заполночь и заставить себя встать рано утром. Сделать такое же ребенку крайне трудно, так дайте ему возможность выспаться, отдохнуть перед занятиями. Если не спите вы, это еще не значит, что и он тоже должен бодрствовать. Не забывайте также и о том, что вашему первоклашке пока нелегко: новая обстановка, новые требования. Однако тут важно показать ребенку позитивные моменты. Например, заранее рассказать ему о Дне знаний, чтобы он знал, что это такое и что ждет его уже совсем скоро.

Галина ФЕДОРОВА.

"