Posted 23 сентября 2008,, 15:55

Published 23 сентября 2008,, 15:55

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Островитянка. Певица Зуля Камалова любит петь на австралийских сабантуях

23 сентября 2008, 15:55
Артистке, поющей на родных татарском и русском языках, удалось очаровать чуть ли не всех мировых музыкальных критиков и получить восторженные отзывы о своем творчестве. В Австралии она живет и поет уже около двадцати лет. В начале 90-х она решила, что там у нее будет больше возможностей для развития как певицы, чем на родине. Зульфия родилась в удмуртском городе Сарапуле, а детство провела в татарском селе у бабушки, где каждый вечер пела и слушала национальные песни.

«Скучаю по русской бане»

- Это и сыграло большую роль в дальнейшем выборе профессии, - говорит артистка.

Во время учебы в Пермском пединституте девушка поехала по студенческому обмену в Калифорнию, влюбилась там в австралийца и вскоре стала жительницей острова Тасмания. Спустя несколько лет россиянка увлеклась пением и в 1997 году выпустила дебютный альбом Journey of Voice, куда вошли русские, цыганские, болгарские французские, бразильские и другие импровизации. Затем Зуля решила сосредоточиться на татарской музыке – аранжировала народные песни и сочиняла новые композиции. Именно национальные мотивы принесли Камаловой большой успех.

- Я и сама не ожидала, что австралийцы заинтересуются моим творчеством, и что в будущем меня ждут большие фестивали и слава фолк-певицы.

Спустя некоторое время с девушкой из России уже хотели работать лучшие иностранные музыканты. Ее следующий альбом Aloukie получил австралийскую премию World music award в номинации «Лучший альбом года», после чего Зуля стала желанные гостем на всех крупных фестивалях и даже выступила в сиднейской опере. До Камаловой, пожалуй, никому и в голову не приходило исполнять татарский кабаре-шансон. Но именно это, на первый взгляд, очень странное сочетание и принесло певице успех.

Первое время артистка была уверена, что ее музыка интересна лишь как нечто экзотическое, и не собиралась выступать в России, полагая, что на концерт никто не придет. Однако Зуля ошибалась – теперь на ее редкие выступления на родине билеты нужно покупать заранее, потому что в клубах традиционно бывают аншлаги.

В арсенале ее инструментальной группы есть гитары и контрабас, аккордеон и электропиано, виолончель и флейта. Кроме того, Зуля постоянно экспериментирует и добавляет новое звучание. Например, сейчас в группе играет кубызист. Музыканты, работающие с Зулей, пока еще не выучили татарский язык, но уже знают 20-30 слов. Любимым местом для выступлений для них стала Казань.

– Здесь публика понимает, о чем поет Зуля, - объясняют участники группы.

- В России часто бываете? – интересуемся у Зули, приехавшей на фестиваль «Сотворение мира».

- Приезжаю каждый год, иногда даже чаще. Я наблюдаю за всем, что происходит, внимательно отслеживаю новости. Есть желание просто переехать куда-то поближе, потому что добираться до России уж очень неудобно. Только когда происходят большие мероприятия или гастроли, мы можем приезжать. А если бы я жила ближе, мы бы давали значительно больше концертов.

- По каким российским вещам вы скучаете?

- По бане. Конечно, есть сауна, но это немного не то. В Австралии вообще нет понятия «баня», потому что коренные жители плохо переносят высокую температуру.

«Татары живут везде»

- Сейчас ты все еще россиянка или уже австралийка?

- Я не знаю, как себя воспринимать, потому что уже почти полжизни живу за границей. Но в то же время я часто приезжаю в Россию и мое творчество основано на российской теме. В общем, я слегка запуталась. В Австралии очень много людей, которые приехали из других стран, поэтому не у меня одной существует такая дилемма. Моя дочка Зифа говорит на русском и английском. Но пока она еще очень маленькая, думаю, впоследствии выучит и татарский.

- Есть ли в Австралии татарская диаспора?

- Конечно! Татары живут везде. В городе Аделаида есть сильная диаспора, которая очень крепко держится, очень сплоченная. Там татары даже устраивают сабантуи. Официально насчитывается около ста семей, но я думаю, их значительно больше, просто они раскиданы по всей стране.

- Чем отличается традиционный сабантуй от австралийского?

- Да ничем. Все то же самое происходит – в мешках прыгаем, песни поем. В общем, веселимся на славу. Обычно я и моя группа участвуем в этих народных гуляниях.

- В Австралии фолк пользуется популярностью?

- Интерес к этому стилю был всегда. Не могу сказать, что фолк на высоте чартов, но стабильный интерес присутствует и вряд ли когда-то иссякнет.

- Как вас воспринимают австралийцы?

- Мне сложно судить, потому что австралийцы даже не всегда понимают разницу между русским и татарским языком. Мне приходится со сцены объяснять им такие нюансы. Но в целом музыка публике нравится, поэтому они и приходят на концерты.

- Сложно было самоутверждаться?

- Я не ставила такой цели, а просто занималась своим делом. Сначала было очень удивительно, что меня приняли. Я и до сих к этому не привыкла. Не могу сказать, что я суперизвестная певица, но у меня есть своя аудитория. Я имею возможность продолжать заниматься музыкой и это главное.

- Вы являетесь лауреатом многочисленных премий. А сами как оцениваете свои успехи?

- Да, мне дают какие-то премии, но я не отношусь к этому настолько серьезно. Конечно, это всегда приятно и такой своеобразный пиар помогает в карьере. Но стремления к премиям у меня никогда не было и, наверное, не будет.

- Кто из музыкантов оказал на вас влияние?

- Таких людей очень много. На нашем официальном сайте даже есть страничка всех моих влияний. Это и «Аквариум», и «Машина времени», и Алла Пугачева, Ильгам Шакиров и многие татарские исполнители. Мне очень нравится группа «АукцЫон». Сейчас я люблю слушать европейские оригинальные команды. Мне всегда приятно общаться с украинским гитаристом-импровизатором Энвером Измайловым, очень нравится выпускник татарской «Фабрики звезд» Мубай. Я надеюсь, что татарская музыка наберет обороты и станет популярной. Правда, она некоммерческая и далеко не всем понятна. Так что продвижение национального колорита - дело неблагодарное.

Ксения ЛАПТЕВА.

"