Российские киношники позаимствовали чужую идею и могут пойти под суд

Российские киношники позаимствовали чужую идею и могут пойти под суд

19 сентября, 22:28
Культура
Создать фильм «Москва, я люблю тебя!», состоящий из короткометражек, объединенных темой мегаполиса, - идея не новая. В прокате уже побывали сборники киноновеллочек «Париж, я люблю тебя!» и «Нью-Йорк, я люблю тебя!», которые публике понравились. Планируется целая серия про яркие большие города нашей планеты, на очереди - Иерусалим, Рио-де-Жанейро и Шанхай. Хотя, может, кто-то снимет и «Усть-Катав, ты - лучший!». Ведь каждый город может влюбить в себя. Особенно, если ты в нем вырос и выжил.

Любовь по расчету

 

После выхода этого городского сборника претензии к создателям предъявил Эммануэль Бенбии, продюсер вышеназванных фильмов «любовной» серии. Он считает, что принадлежащие ему права на формат «Город любви» были нарушены, и предлагает либо договориться и за денежки официально включить «Москву» в серию, либо разобраться в суде. Российская сторона в лице продюсеров Егора Кончаловского и Юрия Глоцера, конечно же, на переговоры не идет и считает претензии необоснованными.

Что ж, в чем-то хитрые россияне правы. Формат «несколько авторов об одном городе» – это не новшество. «Париж, я люблю тебя!» не был первым. Ранее уже было два фильма, где разные режиссеры смотрели на один город. И это тоже был Париж. «Оглядывая Париж» и «Оглядывая Париж. 20 лет спустя» вышли в 65-м и 85-м годах.

Но, с другой стороны, понятно, что замысел и многие идеи авторы российского варианта взяли именно из недавних релизов западных коллег. Понятно и то, почему они ее именно позаимствовали, не отстегнув за авторские права: делиться не хотелось. Им бы на сам проект наскрести – и так получилось бюджетненько да скромненько. Даже официальный сайт концептуального сборника «Москва, я люблю тебя!» обнаружить в интернете не удалось, а ведь изготовить и раскрутить страничку в сети стоит не таких уж и больших денег.

Мировых звезд, режиссеров и актеров, как это было в парижском и нью-йоркском вариантах, приглашать не стали, вследствие чего лишились такой полезной вещи, как взгляд со стороны. Из-за все той же малобюджетности решили обойтись своими силами. Причем и режиссеров-тяжеловесов вроде Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского не использовали. Зато постановщиками стали их дети – Артем Михалков и Егор Кончаловский, а также его сестра Екатерина Двигубская. Еще в титрах присутствует племянник Сергея Параджанова Георгий, племянник Рустама Ибрагимбекова Мурад, Иван Охлабыстин.  Среди 18-ти режиссеров лишь двое мастодонтов – 89-летний Георгий Натансон, снявший в свое время «Старшую сестру», и Алла Сурикова, чья новелла отчего-то в прокатную версию не попала. Не так много в фильме и обожаемых актеров. Ни тебе Сергея Безрукова, ни Гоши Куценко, ни Сергея Гармаша, ни Льва Дурова, ни Валерия Золотухина. А ведь Москва могла бы великолепно отразиться через их исполнительский талант, понимание и ощущение этого города.

Но все как-то спешно и скомканно получилось. Сняли 18 пестрых, как лоскутное одеяло, частей, а выпустили в прокатной версии лишь 15. Что ж, не вошедшие да брошенные могут считать себя мучениками и радоваться, что их короткометражки не попали под общую волну критики. И публика и пресса ждали от фильма про российскую столицу и ее жителей гораздо большего и славно полили слабый сборник потоками своего негодования. Причем косили по-русски, без разбору и раздумий. А ведь некоторые короткометражки получились как минимум интересными.

 

Ну, что сказать вам, москвичи?

 

Итак, что у нас в сухом 15-серийном остатке? Первая часть - Mosca, ti amo от Александра Касаткина. Дело происходит в общаге МГУ. В ней показывается огромная чистая любовь русских девушек к настоящим мужчинам – иностранцам. Возможно, дамочкам эта серия и нравится. А нам, российским мужикам, обидно быть проигравшими. С художественной точки зрения вообще какая-то ненужная пустышка.

«Job – работа» - это просто киноанекдот со смыслом. Сценарий - Ивана Охлобыстина, режиссер - Артем Михалков. И тут «Москва» тоже стелется перед иностранцами, причем позорно: парень проходит жесткую проверку многочисленной комиссией, а потом оказывается, что он устраивался на далеко не самую престижную и высокооплачиваемую работу.

«Он и она» Андрея Разенкова - добрая история любви двух простых людей. Расстались, а потом вдруг он решил ее вернуть. Все слишком просто и слишком мило, а потому скучно. Неисправимым романтикам этот мини-фильм, конечно, понравится.

В «Улыбке летней ночи» Екатерины Калининой к томлению прошлой любви прибавляется немножко «Ангела-А». Только небесный посланник теперь не длинноногая блондинка, как у Бессона, а лысый мужик в исполнении Максима Суханова. Он конечно хорош, но все это уже было, не свежо и закарамелено, опять же, для девочек. Плюс новеллы в том, что тут части города действительно стали персонажами.

В «Никитских воротах» Ираклия Квирикадзе опять анекдот. Один из москвичей не расслышал и подумал, что стал рогачом. Устроил скандал, за что в итоге и получил. На этом - все. Такими новеллами любое серийное юмористическое шоу может завалить сразу несколько подобных проектов.

Екатерина Двигубская  в своей части под названием «В центре ГУМа у фонтана» опять жарит про любовь. Две пары разного возраста вновь обретают друг друга. Опять же очень добрая и милая история и снова ничего интересного, но зато про город, про одно из его известных мест. Потерялись? Встречайтесь у фонтана.

В «Настоящей жизни» Ивана Охлобыстина нет православия прямого, но имеется скрытый посыл на правильное житие. Дескать, хватит потреблять наркоту, пора трусцой встречать рассветы. Вроде, все. Ах, да, дедушку, которого сыграл Александр Пашутин, жалко: умер ведь старик, не успел с исправившимся внучком побегать по утрам.

А вот персонажей «Высотки» от автора сценария Ираклия Квирикадзе и режиссера Наны Джорджадзе ничуть не жалко. Один от мира отгородился, сидит со своими уродливыми зубами и телескопом дома, а страсть у него одна - подсматривать в окна соседних домов. Второй, которого играет Федор Бондарчук, в одном из этих окон стреляться собирается, но никак не может выбрать способ получше. Да стреляй же уже, очень тебя прошу! Убей в себе актера и снимай дальше фильмы спокойненько! Да, конечно, какие-то роли Бондарчуку удаются, но в этом сборнике ему лучше было бы режиссером быть, чем ствол в рот совать, пока на помощь не прибегут.

В новелле «Письмо бабушке Уйне» Георгия Натансона показывается, как бомжующая скрипачка-азиатка пишет письмо на родину, хитро скрывая правду за красивыми словами. Да, Москва жестока, да, искусство вечно и прекрасно. В принципе, неплохой мини-фильм, хотя воспринимается он неестественным и ненастоящим.

В мини-фильме «Таксист» Алексея Голубева тема касается стрит-рейсинга. Герой Данилы Козловского попадает в аварию, обгорает и просит соврать любимой о своей смерти. Мол, зачем я ей такой? Мужественный поступок, конечно, но делает он это, по-видимому, зря. Мог бы быть счастлив. В общем-то, опять никакой перчинки, хитрого крючка. Красивые машины, яркие актеры, прошлое, разбитое сердце. И пустота, пустота, пустота.

 

Плохой и еще хуже

 

«Абонент недоступен» сценариста Наташи Шапошниковой, где Олег Фомин выступает в роли и режиссера, и исполнителя роли, ничем, кроме миловидности актрисы Саши Урсуляк, не порадовал. Глуповатая история про отобранный у приезжей девушки телефон и людей, которые могут быть как безразличными, так и немного отзывчивыми. Да, это про Москву, хотя неприятные истории постоянно случаются с провинциалами в любом большом городе.

В части «Москвичи» сценариста Ивана Охлобыстина и режиссера Егора Кончаловского мы видим ничуть не скрываемое недовольство нынешними пестрыми жителями столицы России. Весело и бодро нам показывают, что москвичи бывают и вьетнамскими швеями, и добрыми ботаниками-неграми, и бандитами – хоть русскими, хоть кавказскими. В общем, пестрая масса. Интеллигентская Москва святых прошлых лет потеряна, но при этом почему-то никакой проблемы для авторов в данном факте нет. Или, может, примирительные фрагменты не совпадают тут с воззрениями создателей?

Новелла «Скрипач» автора сценария Сергея Попова и режиссера Веры Сторожевой заставляет задуматься. А случись такое в реальности? Вначале киллер в исполнении Евгения Миронова идет на задание и грубо толкает приставучую девочку-попрошайку на асфальт. Это похоже на правду. Но потом вдруг, видя, что ее запихивают в автомобиль педофилы, спасает глупышку метким выстрелом в колесо. Этим он выдает себя, и охрана того, кто был целью киллера, убивает самого наемного убийцу. Интересно, как бы поступил настоящий профессиональный палач? Пожертвовал бы собой? В любом случае, в этой части мы видим привычный уже киношный конфликт: плохой человек против очень плохих людей.

Сильнейший эпизод сборника под названием «Этюд в светлых тонах» создал Василий Чигинский. Одинокая, немолодая и некрасивая женщина в исполнении Татьяны Владимирской работает обходчицей путей в метро и пишет замечательные картины маслом. Да, одинокий никому не нужный талантливый человек – это не новая тема, это уже было, но об этом стоит хоть иногда напоминать. Очень красиво и пронзает душу до тягучей боли и грусти…

Фрагментом Мурада Ибрагимбекова «Объект №1» 15-серийная любовь к Москве заканчивается. Снято красиво, ярко, необычно и воспевает людей, работающих на высоте. Герой в итоге достигает своей заветной цели - чистит звезду Спасской башни Кремля. Высшая точка счастья. Такое и при Советском Союзе могли показать, ибо тут явное прославление человека труда.

Проект «Москва, я люблю тебя!» мог бы быть куда более ярким. Просто не нужно было торопиться. Больше денег нашли бы, гораздо лучше подготовились и выдали серию шедевров. Про пробки рассказали бы, про уходящую московскую интеллигенцию, про новых москвичей, про мигалки и власть.

В любом случае Москва, конечно, не настолько однозначно привлекательный для туристов город, как тот же Париж: в ней много напряжения, тесно, жестко, нет того блаженного духа, выветрился весь. Немосквичи в нашей стране столицу и ее жителей, в основном, не любят. Париж – другое дело. Столицу Франции, кстати, берегут, не застраивают исторические центр коммерческими высотками и уже этим она сердцу милей.

Может, со временем кто-нибудь опять соберет таланты и снимет новое, более успешное и талантливое признание в любви российскому городу. Опять Москве или, например, Санкт-Петербургу, или, может, Новосибирску? Думаю, что и наш Булат Юсупов уже не дремлет. Кто-нибудь хочет увидеть детище воспитанников его киношколы про столицу Башкирии?

Александр КУЗНЕЦОВ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter