В Уфе Светличная призналась, что ей прочат место ушедшей Гурченко

В Уфе Светличная призналась, что ей прочат место ушедшей Гурченко

В Уфе Светличная призналась, что ей прочат место ушедшей Гурченко

18 мая 2011, 01:36
Культура
Светличная, как и в свое время Гурченко, категорически отказывается стареть, предпочитая появляться на публике только после визита к личному стилисту. Если над Людмилой Марковной колдовали именитые мэйкаперы Сергей Зверев и Аслан Ахмадов, то Светличную нашел стилист менее известный и навел Светлане Афанасьевне желанный марафет, превратив в настоящую диву. Не так давно все тот же Ахмадов решил расширить сферу влияния и осчастливить лучших советских актрис новыми образами. Так родилась фотовыставка, открывать которую в Уфу пожаловала одна из героинь проекта Светлана Светличная.

Несоветская блондинка

 

Все кинодивы, чьи портреты можно сегодня увидеть в торговом центре «Мир» столицы Башкирии, стали героинями авторского проекта Сергея Майорова «Бабье лето», который демонстрируется на телеканале «Домашний». Известный телеведущий, журналист, многократный лауреат Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ создал цикл документальных фильмов-монологов, посвященных кинобогиням советского кино, а фотохудожник Аслан Ахмадов сумел представить публике любимых актрис в роскошных образах.

«Бабье лето» - истории выдающихся актрис, именами которых можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы в кино и на сцене. Но, будучи великими актрисами, они стали и остаются великими женщинами. Женщинами, готовыми пленять сердца мужчин, женщинами, способными дарить надежду, женщинами, познающими счастье материнства и боль утраты. Они блистали на публике, как звезды, и плакали в подушку, как самые обычные женщины.

Светличная – одна из тех кинодив, кому судьба не благоволила. Яркой актрисе советский кинематограф не дал реализоваться полностью. Светлана Афанасьевна неизменно ассоциируется у зрителя с единственной ролью – роковой красотки Анны Сергеевны, сердце которой уже более сорока лет «гибнет в огнедышащей лаве любви». Интересно, что кинохит «Помоги мне» стал визитной карточкой не исполнительницы песни Аиды Ведищевой, а актрисы, которая под знойную композицию соблазняла героя Никулина. Если бы Светличная обладала вокальным талантом, то непременно колесила по стране, исполняя на встречах со зрителем «Помоги мне», как в свое время спасалась от нищеты Гурченко, бесчисленное количество раз повторяя в провинциальных ДК «Пять минут».

Незабываемый образ сексапильной и такой вызывающе несоветской блондинки из гайдаевской «Бриллиантовой руки» прославил Светличную на всю страну, сделал предметом вожделения мужчин не только в Союзе, но и за рубежом: фильм купили несколько стран, но особенно он пришелся по душе зрителям Франции. Сегодня трудно представить, как в этой роли смотрелась бы Клара Лучко, которая отказалась появляться в кадре в купальнике. Кандидатуру Светличной Гайдай пробил с трудом, но актриса позволила снять себя топлес, правда, со спины. Роль, за которую Светличная получила гонорар в 346 рублей, актрисе обошлась слишком дорого. Критики тех лет посчитали, что Светличная в фильме «чересчур соблазнительна», а недалекие зрители пребывали в уверенности, что актриса доступна так же, как и ее распутная героиня.

- После премьеры Мордюкова мне сказала: «Ну, Светка, теперь все мужики - твои!», - вспоминает Светлана Афанасьевна. – Она оказалась права: приставали ко мне все. Тогда я настрадалась от этой роли: как мне надоела эта Анна Сергеевна! Ко мне не относились серьезно ни как к женщине, ни как к актрисе. Считали, что я несерьезный человек, да и просто дура. А сейчас я могу сказать: хорошо, что есть «Бриллиантовая рука».

 

Королева эпизода

 

Зритель так и не познакомился со Светличной, как с глубокой драматической актрисой, хотя в том же году она сыграла свою лучшую роль в фильме «Любить». В ее лирической героине невозможно было узнать жрицу любви из гайдаевской комедии. Поскольку картина Калика оказалась тонкой, поэтичной и совсем не советской, то до широкого зрителя не дошла. Кинематографическая судьба актрисы и дальше складывалась не совсем удачно: на полку положили фильмы с ее участием «Не самый удачный день», «Застава Ильича», «Скворец и лира», «Держись за облака». Удивительно, но жесткой цензуре подверглась безобидная комедия «Стряпуха», в которой Светличная сыграла чуть ли не единственную главную роль. Ее героиня с незабываемым взглядом с поволокой меньше всего была похожа на деревенскую повариху. А Высоцкий, который стал ее партнером по фильму, совсем не напоминал сельского парня. Светличную, больше похожую на актрису европейскую, сравнивали и с Симоной Синьоре, и с Бриджит Бордо. Ее вызывающая сексуальность для советского кино была чужда, не востребована режиссерами, потому Светличная снялась лишь в 30-ти картинах. Небольшие, но запоминающиеся роли достались ей в таких кинохитах, как «Неуловимые мстители», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны».

Гидом актрисы по Уфе стал генпродюсер канала «Домашний-Башкортостан» Дамир Сафаров

Тем не менее, актрису часто включали в делегации, отправляя в зарубежные поездки на различные кинофестивали, где она представляла чужие картины: чиновники сразу поняли, что Светличная с ее изысканной европейской внешностью лучше всего будет смотреться на заграничных кинофорумах. Чаще всего компанию ей составлял супруг - один из красивейших актеров советского кино Владимир Ивашов, прославившийся ролью в картине «Баллада о солдате».

- Нам с Володей пришлось пройти через коммунальную квартиру, спать в одной комнате вместе со старшим братом, но мы были так влюблены, что нам эта бытовая неустроенность не мешала, - вспоминает актриса. - Это была пора, когда была большая надежда. Казалось, что это вся эта неустроенность скоро пройдет.

Звездная пара считалась одной из самых ослепительных в отечественном кино. Вместе супруги снялись в «Герое нашего времени», где Ивашов сыграл Печорина, а Светличная – контрабандистку. Но семейная жизнь была совсем не гладкой. У Светланы с ее желанием нравиться постоянно завязывались романы.

- Как хорошо, что я встретила Ивашова, а не вышла замуж за кого-то другого. Потому что ему нужна была такая, как я, - признается актриса. - Когда в кого-то влюблялась, все это отражалось у меня на лице, и все об этом знали. Я такой родилась, во мне такая генетика, я артистка, да еще, говорят, что красивая.

 

«Главная роль у меня еще впереди»

 

Примечательно, что комедия «Бриллиантовая рука», которая стала лидером кинопроката 69-го года, не только навязала ей образ дамочки легкого поведения, но еще и чуть не разрушила брак Светличной. На съемочной площадке пошли слухи, что Светлана Афанасьевна закрутила роман с Андреем Мироновым. Эта история переполнила чашу терпения супруга актрисы, который уже хотел было с ней расстаться. Тогда Светличная и Ивашов решили обвенчаться, чтобы начать все заново. Жизнь действительно наладилась, супруги воспитывали двух сыновей Алексея и Олега.

Но в 80-е и 90-е актеры остались без работы, как и многие их коллеги: предложений от режиссеров не поступало, из Театра киноактера, где пара работала долгие годы, их тоже попросили, а семье нужно было на что-то жить. Светличная не опустила руки, не впала в депрессию, а нанялась уборщицей, пыталась чем-то торговать, а народный артист Ивашов был вынужден пойти работать на стройку, что его и сгубило. Актер умер в 55 лет от язвы желудка, открывшейся от тяжелой физической работы. Другим тяжелейшим ударом стала для актрисы смерть младшего сына, который ушел из жизни в 33 года. Олег скончался при невыясненных обстоятельствах в волжской деревне, куда уехал, не выдержав жизненных неудач.

- Они были настоящими мужиками: могли дом построить, а младший Олежка хорошо шил, как и Володя, который мог сделать себе роскошную рубашку, - вспоминает Светлана Афанасьевна. - А готовили муж и сыновья так, что любому французскому повару на зависть.

Вторым супругом актрисы стал бард и художник Сергей Сокольский, моложе ее на 20 лет, но брак не продержался и месяца.

- Многих моя связь возмутила, но я никогда не говорила, что святая, - откровенно отвечает актриса.

В новом веке зрителю о Светлане Афанасьевне напомнила Рената Литвинова, пригласив в свой документальный проект о дивах советского кино «Нет смерти для меня», а потом предложила роль в своей дебютной художественной ленте «Богиня», где Светличная сыграла мать героини Ренаты. Не смогла дива советского экрана отказать и режиссеру Нахабцеву, который предложил ей сыграть практически себя – «бывшую актрису» в фильме «Куратор». В этом блистательном образе Светличная накануне своего 71-летия прибыла и в Уфу. В аэропорту моложавая и стройная актриса появилась в коротеньком платьице и стильной белой шляпе. Светлана Афанасьевна успела не только открыть фотовыставку «Бабье лето» и пообщаться с поклонниками, но прогуляться по городу и преподать бесценный урок студентам театрального факультета. Мастер-класс от дивы состоялась на сцене учебного театра Уфимской академии искусств. Актриса с радостью поделилась с ребятами накопленным опытом, отметила, что ей поступают предложения возглавить актерский курс, но она отказывается.  

- Я не могу позволить полностью отдавать себя этому делу, - рассказала она. – В этом случае у меня не останется времени на себя, а ведь дел у меня сегодня не так мало: я езжу с концертами, читаю стихи, участвую в фотосессиях.

Актриса призналась, что после ухода одной из главных советских кинодив Гурченко, ей прочат место Людмилы Марковны:

- Один из знакомых режиссеров так и сказал, что теперь я должна занять эту опустевшую нишу.

Кажется, что над блистательной актрисой не властны годы: она все также деятельна, полна идей и планов:

- Мечтаю станцевать и сыграть хорошую роль: я верю, что она у меня еще впереди.

Ашир МУРАДОВ.

 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter