Резида Фахруллина: «Звездой могу быть только в родной Уфе»

Резида Фахруллина: «Звездой могу быть только в родной Уфе»

14 июля, 22:03
Культура
Татарский театр «Нур» столицы Башкирии по традиции завершил свой 17-й сезон премьерой. Пьесу Островского «Без вины виноватые» воплотил саратовский режиссер Олег Скивко. Уфимцы уже знакомы с его работой: в русской драме он поставил лирическую комедию «Несерьезные намерения». Новый спектакль он репетировал в «Нуре» с весны. В пьесе о закулисной актерской жизни главную роль – примадонны Елены Кручининой - исполнила Резида Фахруллина.

«Чем актриса несчастнее, тем лучше»

 

«Без вины виноватые» - одно из самых репертуарных произведений классика. В течение 120 лет самая «актерская» пьеса великого драматурга привлекает внимание столичных и провинциальных театров.

- Буду рад, если люди, сидящие в зале, почувствовали, что пьеса как будто написана только вчера, - говорит постановщик. - Ведь человек, отношения между людьми не меняются, вперед идет только технический прогресс.

В «Нуре» Скивко выступил не только в качестве режиссер, но как сценограф и музыкальный оформитель спектакля.

- Открывая и закрывая сезон премьерой, мы как бы приветствуем и прощаемся с нашим зрителем, - говорит Резида Фахруллина. - Мы хотим, чтобы уход на лето стал запоминающимся моментом, этаким восклицательным знаком в работе театра. Сегодня трудно делать какие-то выводы о только что вышедшем спектакле: необходимо взглянуть на него со стороны, а для этого должно пройти некоторое время. А пока я внутри постановки, сама нахожусь в состоянии премьеры.

- О чем в своей пьесе говорит Островский?

- Это вечные темы: взаимоотношения родителей и детей, женщин и мужчин, коварство, предательство, любовь… Все это присутствует в жизни каждого из нас. Думаю, классик предостерегает людей наивных: нельзя позволять, чтобы твоей жизнью мог кто-то распоряжаться. Ну и конечно нужно уметь любить и прощать.

- Должна ли актриса настрадаться в жизни, чтобы быть предельно достоверной в трагических ролях?

- О ситуации моей последней героини можно сказать словами самого Островского: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Мне кажется, что пережитые трудности помогают лучше понимать героинь, а также передавать их состояние публике. Все наши жизненные переживания, так или иначе, обогащают нас как личностей. Актер, имеющий большой опыт, может правдиво транслировать эмоциональное состояние своих героев публике. Но как же быть молодым актерам? Люди, которые идут в нашу профессию, должны обладать внутренним потенциалом, духовным богатством. Благодаря этим особым качествам они смогут успешно передать линию персонажа.

- Непростая экономическая ситуация изменила вкусы публики?

- Кризис на зрителя почти не повлиял, народ уже последние несколько лет тяготеет к развлекательным, легким спектаклям. Наверное, потому, что все мы перегружены бытовыми проблемами и в театре хочется отвлечься, посмеяться. Наш репертуар дает людям такую возможность. Но при этом мы не забываем и о классических, серьезных постановках. Посмотрев такой спектакль, человек поймет, что проблемы были всегда, и, возможно, сможет найти выход из сложной жизненной ситуации. Классические произведения – это опыт поколений, в котором современный человек может найти ответы на свои сегодняшние вопросы.

 

«Известность меня тяготит»

 

- Уфимский театр больше провинциальный или столичный?

- На московских сценах очень часто можно увидеть смелые экспериментальные постановки, они не боятся пробовать что-то новое. В Башкирии тоже решаются на подобные вещи, но гораздо реже.  Как я уже поняла, любые эксперименты приводят к возврату к классике. У нас, как и в Москве, много талантливых актеров и режиссеров.

- Не было желания перебраться в столицу?

- Я очень постоянный человек, к тому же, играя в национальном театре, я понимаю важность истоков, корней. Меня очень хорошо принимают в Казани, практически все свои фестивальные лауреатские номинации я получила там, но все равно, по-настоящему комфортно я себя ощущаю именно в Уфе, в родной Башкирии.

- Можно сказать, что здесь вы настоящая «звезда»?

- Нет, что вы! Я не задумываюсь над такими вещами. Я просто человек, делающий свою работу с удовольствием, с ответственностью. Не знаю, как чувствуют себя звезды. Если вижу, что меня узнали, хочу поскорее уйти, стараюсь не привлекать внимание. Но вот вчера, после премьеры, я уходила одной из последних, и увидела, что возле афиш стоит пожилая женщина. Я поняла, что она ждет меня. Когда подошла, то услышала от нее много теплых слов, было очень приятно.

- Важна ли для актрисы внешность?

- Безусловно. Зрителю должно быть приятно смотреть на актеров. Но, в то же время, есть масса потрясающих актрис, которых нельзя назвать безусловными красавицами, но мы их знаем, любим и восхищаемся их талантом. Для меня основным секретом красоты является состояние гармонии. Человек должен быть чистым, не завидовать, и тогда появится внутреннее свечение, которое и делает людей прекрасными.  Еще одна важная составляющая - постоянная востребованность, большое количество работы. Я преподаю в Уфимской академии искусств для студентов второго курса, которые были специально набраны для нашего театра. Это тоже является секретом хорошей формы. Ну и, конечно, работа актрисы также не дает расслабиться. Я все время помню о том, что должна хорошо выглядеть.

- Чего больше в вашей работе – ремесла или искусства?

- В театральных вузах обучают больше ремеслу, основам, потому задача талантливого актера нарастить на этот скелет плоть. Для меня актерская игра – это, безусловно, искусство. Знаете, иногда бывают моменты дикой усталости, когда думаешь: «сейчас включу технику», но тогда перестаешь получать удовольствие от своей игры, от проделанной работы. Если не сыграть роль «на живых нервах», то теряется весь смысл выхода на сцену.

 Ольга ГАБРИЕЛОВА.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter