Posted 11 марта 2008,, 19:26

Published 11 марта 2008,, 19:26

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Александр Пашутин: «Выглядеть элегантно можно в любом возрасте»

11 марта 2008, 19:26
На минувшей неделе в столицу Башкирии привезли антрепризный спектакль «Казанова: уроки любви». Заглавную роль – великого любовника в старости - исполнил Владимир Меньшов. Остальные образы в постановке Андрея Житинкина воплотили Александр Пашутин, Елена Захарова и Саша Пряников. В основе сюжета – противоборство знаменитого престарелого итальянца и его ученика, которого он обучил любовным премудростям, а подопечный возьми да возомни себя современным Дон Жуаном. Теперь старый и малый ловеласы борются за сердце дочери бургомистра – Анны. Комедия с минимальным количеством шуток оказалась невыносимо скучным действом, где мелкие сюжетные страстишки размазаны на три часа сценического времени. Лишенные глубины монологи, которые герой Меньшова произносит с большим пафосом, до невозможности банальны и не берут за душу зевающего зрителя.

Автор пьесы - Гарри Крамской – без всякого стеснения обращается к гоголевскому «Ревизору» и не только тырит целые цитаты, но и заимствует сюжетные ходы и даже героев. Например, бургомистр – это двойник городничего, а суетливые Бобберман и Доберман – прямая калька с Бобчинского и Добчинского, что драматург, не стыдясь, подчеркивает говорящими фамилиями. В общем, тем, кто постановку не видел, расстраиваться не стоит.

«Мой желудок главнее моих амбиций»

- С недавних пор я стал очень аккуратно беседовать с журналистами, - начал разговор Пашутин - единственный актер труппы, вышедший к прессе. - Иногда такую чушь пишут! На одном из каналов меня поздравили с днем рождения и рассказали о том, какой я охотник и рыболов. Я за голову схватился – никогда в жизни я не держал в руках ни оружия, ни удочки. Ладно, я не такая звезда, как Сашенька Абдулов – представляю, что пишут о них и понимаю, почему он так враждебно относился к прессе.

- Вас можно назвать успешным актером?

- Жизнь была у меня большая яркая и интересная. Я один из немногих отечественных артистов своего поколения, который все время снимался. Даже в перестроечное время, когда многие буквально лишились работы. Каждый год у меня выходило минимум по фильму. Наверное, это связано с тем, что я приличный артист. Недавно, например, снялся у Михалкова. Играть у Никиты (я могу его так называть, потому что мы давно знакомы – играли и в футбол, и в теннис) - это фантастика. Летел на съемочную площадку «Утомленных солнцем-2» как на праздник. Как он любит актеров! У меня была небольшая роль, слабовыписанная и Михалков разрешил мне сделать ее самому. Уж я нафантазировал. И что бы ни просил, все мне предоставляли. Нужна для сцены кошка – через 15 минут животное было на площадке. Кстати, впервые я попробовал стрелять у Михалкова в этой картине. Мне так отдало в плечо, что после смены оно посинело. Вообще очень люблю работать. С другой стороны нужно это делать в удовольствие, не загоняя себя.

- С чем связано, что в кино вы по большей части играли современников?

- Дело в том, что в советское время главными героями были парторги, директора заводов. Костюмных ролей практически не было. Исключение – это «Графиня де Монсоро» и еще пара картин, но это все мура. Недавно я увидел свою фильмографию и изумился – 130 картин на моем счету! Большинство из них просто не помню, а соглашался только потому, что желудок моей семьи главнее моих амбиций. Я никогда не раскаиваюсь, что в них снимался. У западных звезд тоже есть проходные картины, правда за них мы получаем сотни, а они миллионы.

- Как вам удалось не стать в профессии заложником одного образа?

- Я знаю артистов, которые всю жизнь играют одну и ту же роль. Сам учился в школе-студии МХАТ, и в этом театре было главным – удивить коллег, быть на сцене разным, неузнаваемым и разноплановым. А есть актеры типа Пореченкова, от которых ты знаешь чего ожидать. Для меня примером служат великие актеры – Николай Гриценко, Евгений Лебедев, Олег Борисов. Для одной из последних ролей - в фильме «Река и море» - я купил очки с большими диоптриями, мне надели парик, приклеили усы, я придумал для своего героя специфический говор. Мне интересно слепить характер, чтобы я был неузнаваемым. Нас учили именно этому. Старики-мхатовцы из кожи вон лезли, чтобы не повториться. Настоящий актер должен быть стаканом-многогранником. Из молодых таким мастерством обладают Женя Миронов, Сергей Маковецкий.

- Вы суеверный актер?

- Только теперь я прихожу к мысли, что какие-то роли все-таки играть не нужно. Потому что один себе что-то напророчил, другой… Один актер играл «Смерть Ивана Ильича» Толстого и потом от этой же болезни и умер. И хотя я не суеверный, но что-то в этом мистическое есть. То, что от нас не зависит. Например, Миша Казаков вам целую лекцию прочтет о мистике «Пиковой дамы». С другой стороны и отказываться неудобно, тем более, если картина хорошая. Однажды – в картине «Падение кондора» - я, правда, снимался в гробу.

«Лицо для актера – его кормушка»

- Александр Сергеевич, вам свойственен авантюризм?

- Наверное, да, если я согласился принять участие в телепроекте о мужской «пластике». Решился очень просто. Мне позвонили и сказали: «Вы такой красивый и накаченный, а хотите, мы вам сделаем лицо – подберем ваши морщины, причем бесплатно? А мы это заснимем и сделаем программу». Вообще это делают все – артисты, артистки, но тщательно скрывают. Многие вставляют челюсти, штыри, а тут делают морду. А я ведь актер и лицо – это моя кормушка. Причем знаю, какое это дорогое удовольствие, а тут – халява, операция в лучшей столичной клинике и как настоящий русский человек не смог пройти мимо такого предложения. Единственное, о чем попросил, чтобы у меня глаза не оказались на попе, - смеется актер. - Год назад это было. Я-то думал, ну подкорректируют чуть-чуть, а они сделали укол в одно место, и через час я проснулся весь обмотанный. Ну, убрали мне эти собачьи обвислости, а в театре никто даже и не увидел, как я изменился после месячного отсутствия. В любом случае, отношусь к этому с юмором.

- Когда ложились под скальпель хирурга, ничего не смущало?

- На операцию шел без страха, не думал об опасностях – я парень здоровый, не пью крепкие напитки, могу позволить себе только вино или пиво после тренажерного зала, куда хожу регулярно. После тренажеров я два часа играю в теннис, а после иду в парную. Я прихожу вечером домой, а там накрыт ужин. Да, супруга меня любит и лелеет. Вот сегодня зазвонил будильник в пять утра, а через час должен выйти из дома. Я еще не поднялся, а жена уже на кухне готовит завтрак. И хотя после моего ухода она ложится и спит дальше, считаю, что жена обязательно должна вставать и провожать мужа. Тогда он уходит с хорошим настроением. При этом моя Люба не домохозяйка - она работает концертным администратором. Вместе мы 18 лет. Но это не первый мой заход – уже был женат. Мне повезло и с тещей. Про них сочиняют много анекдотов, а моя – добрейшая женщина и за все эти годы жизни с Любой она не сказала мне ни одного поперечного слова, хотя у меня взрывной характер.

- Судя по внешнему виду, вам не все равно, что носить.

- Я очень люблю свободный, спортивный стиль в одежде, хотя у меня богатый гардероб – тьма пиджаков и галстуков. Жене не доверяю покупать одежду, а делаю это сам. 28 января у меня был день рождения – мне исполнилось 65 лет, мы с женой на пять дней рванули в Париж, а там распродажи и вот я прибарахлился! Для меня пример стиля – это мой коллега Владимир Зельдин, которому 93 года. И всегда он подтянут, одет с иголочки. Я не понимаю актеров моего возраста, которые донашивают все старенькое. Сегодня можно элегантно одеться и на любом рынке.

- За столом не позволяете себе лишнего?

- У меня брала интервью дочь – она тележурналист – и я ей уже говорил: у нас две мощные корпорации. Первые по всем каналом создают культ еды: все эти передачи типа «Смак» пропагандируют - жрите, жрите. Параллельно идет – худейте, худейте – таблетки, фитнес-клубы. Когда спросили оперную приму Вишневскую о диете, она сказала: «Поменьше жрите». Какое емкое русское слово! И за столом я не позволяю себе ничего лишнего.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"