Posted 4 марта 2008,, 20:51

Published 4 марта 2008,, 20:51

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Заезжие артисты сделали из Чехова коммерческого автора

4 марта 2008, 20:51
В Уфу привезли антрепризный спектакль «Дуэль для слабых созданий» по произведениям Чехова «Медведь», «Юбилей» и «Рассказ госпожи NN». Спектакль гастролирует в России и за рубежом уже около пяти лет. За это время значительно поменялся актерский состав, однако, создатели театрального проекта не удосужились перепечатать афиши.
«Екатерина Васильева не играет во время поста»

В спектакле по-прежнему принимают участие Аристарх Ливанов и Наталья Егорова, но до столицы Башкирии так и не доехали не менее популярные Екатерина Васильева и Евгения Киндинов, широко разрекламированные на плакатах.

- Женя немного приболел, и его любезно согласился заменить Сергей Десницкий, - оправдываясь, представил сидящего рядом коллегу Аристарх Ливанов. – А женина супруга – Галина Киндинова – выручает нас в те дни, когда Катя Васильева не может принять участие в гастролях из-за поста или съемок. Мы с уважением относимся к ее достоинствам, которыми сами, к сожалению, не обладаем.

Сегодня Васильева называет своей основной целью – «спасение души» и не скрывает, что изредка занимается «дьявольской профессией» исключительно для заработка и играет антрепризные спектакли «левой ногой». В 1993 году талантливая актриса, ударившись в религию, приняла решение оставить и сцену, и кино и устроилась казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией. Правда через четыре года согласилась сняться в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» и до сих пор изредка участвует в съемках, оценивая каждый рабочий день в тысячу долларов. Сама Васильева называет себя актрисой лишь во вторую очередь, а в первую - матерью священника Дмитрия Рощина – плод ее любви с драматургом Михаилом Рощиным.

Семья Киндиновых очень дружна с Васильевой и регулярно посещает храм, где она служит. Помимо этого у Евгения и Екатерины общий духовный отец – Владимир.

- Екатерина Васильева не раз заявляла, что сегодня соглашается на роли ради больших гонораров и не особо выкладывается в кадре и на сцене. Как вы к этому относитесь? - интересуемся у словоохотливого Аристарха Ливанова.

- Мы все живем по навязанным стереотипам и играем в одни и те же игры, - туманно отвечает актер. - Не будешь играть – тебе вообще перестанут давать роли. Поэтому приходится постоянно идти на какие-то компромиссы.

«Чтобы упали штаны, актеру не нужно учиться мастерству»

- Чем вы руководствуетесь при выборе антрепризных спектаклей?

- Антреприза – сложное дело, но я люблю ее за то, что здесь мы можем выбирать роли. Это невозможно сделать в репертуарном – труппном театре, где на протяжении нескольких лет ты иногда играешь то, что тебе не любо. Кроме того, в антрепризе мы выбираем еще и партнеров, подбирая людей одной «группы крови». Это немаловажно, ведь нас ожидает долгое передвижение не только по России, но и за границей. Таким образом, у нас складывается круглосуточная дружба. В данном случае прокатчики нас отговаривали, уверяя, что Чехов – это некоммерческий автор, и никто не придет на такой спектакль, никто не купит билеты. Но мы считаем, на материале высочайшего класса можно показать и свой высокий класс. Согласитесь, в корыте стать чемпионом мира по плаванию невозможно, потому что вам не хватит глубины. Не жалеем, что сделали такой выбор и оказались правы. Вопреки всем ожиданиям, мы нашли понимание у зрителей. Например, в Самаре театралы нам сказали: «Наконец-то мы насладились родной русской речью, которую перестали слышать на улице и с экранов телевизоров». Мы были удивлены таким словам в самом сердце России. Оказалось, что в Самару привозят только переводные французские, английские и американские пьесы, в которых действие происходит в кровати, а у мужа обязательно падают штаны. В таких пьесах артисту делать нечего – ведь чтобы упали штаны надо всего лишь потянуть за пуговицу. В этом нет ничего загадочного.

- С чем связано такое положение на театральных подмостках?

- Чем ниже уровень, тем шире аудитория. Для таких вещей не нужно ничему учиться. Ну и, конечно, телевидение портит вкус, навязывая поп-культуру, не требующую ни таланта, ни образования. Телевидение закупает такие проекты, которые разрушают наш менталитет. Россия всегда была сильна принципом «сам погибай, но товарища выручай». А телепроекты типа «Последний герой» - что это такое? В них главное - утопить товарища. Счастливый сон участника этой игры – чтобы все сдохли, а миллион достался только тебе. С помощью таких шоу исподволь разрушается самое главное, то, что делает человека человеком. Потому нынешнее поколение испорченное и потерянное, и вернуться в культурную прослойку эти люди уже вряд ли захотят. Ведь нужно трудиться, заставлять душу работать… Эту задачу всегда хоть и с трудом, но все же решала русская интеллигенция. Толстой, Чехов и Достоевский не считали себя лучше других, поэтому они были все время на пути к совершенству.

«Стыдно говорить, сколько мы получаем за спектакль»

- В кино предлагают что-то стоящее?

- Я могу рассказать о своем первом фильме, в который снимался сорок лет назад, помню каждый его кадр, а про сегодняшние работы мне сложно что-то ответить, потому что я о них сразу забываю. Вот недавно я озвучиваю один сериал на студии Горького. Меня спросили, как он называется, а я даже не мог вспомнить. Такая работа оставляет актера равнодушным. Я понимаю, что нельзя не сниматься в кино, иначе можно забыть, как это делается. Именно поэтому я все-таки выхожу на съемочную площадку. Но рвать на себе рубашку за этот материал, конечно же, не буду.

- Я вообще не снимаюсь сейчас, - раздраженно замечает Сергей Десницкий. - Мне просто совесть не позволяет. Не хочу, чтобы потом было стыдно перед внуками. Да и роли-то предлагают, связанные с криминалом. Недавно предложили играть старого мафиози, я, конечно же, отказался.

- Почему сейчас телеспектакль исчезает как жанр?

- Наверное, пока еще можно наверстать упущенное. Уже несколько раз по каналу «Культура» показывают телеспектакль «Бумажное сердце», в котором я играю с Леной Сафроновой. Он попал в «золотой фонд» канала. Значит, жанр телеспектакля продуктивен и продолжает работать. Но канал «Культура» - самый бедный канал, его смотрит всего лишь два процента от общего населения страны. Более того, сотрудники «Культуры» предупреждают актеров, чтобы они не называли друг другу сумму гонорара, потому что там платят копейки. Стыдно даже говорить, сколько мы получили за спектакль. Тем не менее, я специально освобождал рабочие дни только из-за того, что материал был очень хороший. Там мы могли показать класс и работали практически бесплатно. Я не знаю, как «Культура» еще существует. Есть опасность, что канал закончит вещание в любой момент.

- Русская культура убивается везде, – перебивает собеседника разгоряченный Сергей Десницкий. – Профессор Сергей Капица недавно заявил, что и русской науки уже нет, она убита. Если в ближайшие два года не будет сделано что-то кардинально новое, то будем мы смотреть «Аншлаги» и «новых русских бабок», а Гальцев станет главным героем российского экрана. Ну а артисты будут выступать на арене цирка, как сегодня модно. Несчастье заключается в том, что у нас не экономический кризис в стране, а духовный. Что уж говорить, если Михаил Швыдкой - глава Федерального агентства по культуре – в своей передаче «Культурная революция» обсуждает феномен русского мата.

- Что сегодня приносит вам настоящее удовлетворение?

- Я участвую в проекте «Генофонд», где мы с известными деятелями культуры поем частушки по случаю каких-то событий на корпоративах и прочих мероприятиях. Это такой клуб, в котором собираются артисты разных московских театров. Еще мне очень важно общаться с внучкой Катей, которой 2,5 года. Сейчас она находится в Ростове-на-Дону, празднует вместе с семьей 85-летие прабабушки. Только в определенном возрасте понимаешь, что Господь все очень справедливо делает. Когда ты начинаешь ходить по кругу, и все уже известно, все испытал, теряется вкус к жизни и опускаются руки, именно в этот момент Бог делает тебе подарок. И ты понимаешь, что надо еще долго жить и поставить внучку на ноги, и побывать у нее на свадьбе. Я теперь берегу себя, чтобы продлить эти счастливые дни. Сейчас расставаться с жизнью совсем хочется.

Вика ЗВЕРЕВА.

"