— Показатели маленькие, тем не менее некоторые регионы умудрились не справиться, — сказал Владимир Мединский на координационном совете по культуре в Санкт-Петербурге. — Башкортостан, вы чего? Вы где? Стыдоба, позор! Я прошу региональный департамент обратить внимание на этот рейтинг при распределении грантов на следующий сезон.
Целевых показателей у нацпроекта два — к 2024 году должен быть зафиксирован рост посещаемости учреждений культуры на 15% и увеличение количества обращений к цифровым ресурсам в 5 раз. По словам министра, в число отстающих также попали Дагестан, Новгородская область, Северная Осетия, Калмыкия и Кабардино-Балкария.
Позже министр культуры РБ Амина Шафикова объяснила отставание неправильной методикой расчета показателей. В частности, до 2018 года в республике данные о посещении культурных учреждений фиксировали без разделения на платные и бесплатные мероприятия. В прошлом году порядок поменяли, но при очередном формировании статистики это не учли. По ее словам, изменения в базовые показатели должны были внести, но по неизвестным причинам этого не сделали. Министр культуры РБ подчеркнула, что к началу 2019 года в республике насчитали 43 млн зрителей по платным посещениям и 6 млн по бесплатным:
— На первом месте по данному показателю находится Москва (50,9 млн посещений), далее Санкт-Петербург (44,8 млн), на третьем месте Республика Башкортостан (43,3 млн), следом за нами Республика Татарстан с показателем 26,7 млн посещений и Московская область — 24,6 млн. По количеству посещений Башкирия лидирует среди всех регионов Приволжского федерального округа.
Согласно паспорту нацпроекта, за 2019 год требуется увеличить показатель посещаемости на 1% по отношению к базовому показателю, который был зафиксирован по результатам 2017 года. За пять лет — к 2024 году — предполагается поступательно достичь увеличения показателя на 15%. Конкретно для Башкирии, по данным регионального проекта «Культурная среда», данный целевой показатель составляет не 15%, а 18%, причем цели начатой пятилетки регион планирует достигнуть по давней традиции за четыре года.
Очевидно, с показателями разберутся. Республика последние несколько лет в качестве целей ставила увеличение посещаемости на 1-2% ежегодно и успешно этого достигала, тем более что подсчитываются посещения не только музеев, библиотек и кинотеатров, но и обычных парков. Но что конкретно стоит за этой статистикой, чего именно должна достичь Башкирия? Если присмотреться, то за этими благополучными цифрами можно увидеть затяжной кризис культурной сферы региона, который не будет решен ни нацпроектом, ни амбициозными региональными подпрограммами.
Ни к селу ни к городу
В постановлении республиканского правительства «О госпрограмме «Развитие культуры и искусства в РБ» отмечен ряд ключевых проблем. Одна из основных — высокая степень износа материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства. Большинство муниципальных учреждений размещено в типовых зданиях, которым около полувека, при этом они не соответствуют современным требованиям предоставления качественных услуг, а также нормам санитарной и пожарной безопасности.
Согласно данным госпрограммы, учреждений культурно-досугового типа по сравнению с 1996 годом в регионе стало меньше на 477 единиц, поэтому доступность культуры в сельской местности и небольших городских поселениях резко снизилась: даже из простейшей культурно-массовой повестки выпали 47% населенных пунктов республики, не имеющих клубов. Стоит отметить, что в 2014–2018 гг. в районах провели модернизацию учреждений культурно-досугового типа (в частности, открыли 65 культурных МФЦ в 42 районах). То есть почти за 5 лет удалось восстановить лишь 13% от того, что было закрыто за последние 20 лет.
Как отметил на том же петербургском форуме Владимир Мединский, заявок из регионов на строительство новых и реконструкцию старых ДК поступает существенно больше, чем может финансировать федеральный бюджет — при том, что это восстановление системы на селе является ключевым пунктом нацпроекта «Культура». Этому уделяется большое внимание: так, например, строительство ДК в с. Нижние Киги на 150 мест (стоимость объекта составила 41 млн руб.) и в с. Мурсалимкино на 200 мест проверял недавно главный федеральный инспектор по РБ Михаил Закомалдин по поручению Приволжского полпреда.
Эта забота воодушевляет, но есть нюанс: по плану в 2019–2024 году в Башкирии планируется построить в населенных пунктах (с населением до 300 тыс. человек) 39 центров культурного развития, а также построить или реконструировать/отремонтировать 26 сельских ДК, а это все еще несопоставимо с объемом закрытых учреждений. Очевидно, такими темпами реанимация советской системы займет не одну пятилетку и завершится как раз к тому моменту, когда предлагаемые возможности окончательно устареют, а молодежь — охладеет к жизни в сельской местности, где невозможно ни адекватное получение образования, ни современное комфортное выживание.
Узор паутины
Нерешенной остается проблема обновления действующих и открытия новых музейных экспозиций. Так, недостатки экспозиционных и производственных помещений, их оснащенность не позволяют обеспечить должные условия для хранения и показа экспонатов, из-за чего экспозиции некоторых музеев действуют по 10-15 лет, то есть они морально и художественно устарели. Это напрямую сказывается на посещаемости музеев. В частности, согласно данным госпрограммы, взятым из рейтинга регионов по качеству жизни за 2017 год, среди субъектов России по показателю «Число посещений на 1000 населения» Башкирия находится на 71 месте (из 85).
Примечательно, что в числе целевых показателей госпрограммы развития культуры региона — доля произведений из фондов библиотек и музеев, включенных в информационную систему «Электронная коллекция произведений башкирской литературы, музыки и изобразительного искусства РБ», которая была задумана в 2012 году. Но проект, который должен популяризировать и просвещать, который год недоступен: в 2015 году был представлен ее прототип, в СМИ даже упоминалось, что оцифровано около 700 объектов, но ныне проект недоступен, а в паспорте на сайте регионального минкульта указано, что проект будет завершен к 2050 году (!). Так или иначе в пояснительной записке к отчету о результатах за 2018 год зафиксировано продолжение оцифровки культурного наследия Башкирии. Будет ли эта монструозная коллекция, которую возможно перенести в интернет лишь за 35 лет, выложена в открытый доступ в 2050 году — покажет время.
Посещаемость реальных музеев во многом поддерживается разовым валом посетителей «ночных» акций. Правда, необходимость их проведения на местах и невозможность переплюнуть столичные галереи за все эти годы превратили республиканские адаптации в подобие сабантуев. Даже проводимые в Уфе «Ночи» в последние годы содержательно ничем не отличаются друг от друга, что уж говорить про сельские и районные учреждения, вынужденные делать программу «Ночи музеев» или «Библионочи» из занятия по вязанию крючком, мастер-класса по измельчению зерна на ручных жерновах, информационного часа о вредных привычках, добавляя кофе-брейк под баян и завершая все дискотекой. Аналогичный кризис не первый год преследует и «Театральную ночь».
Но в ближайшие годы подход к этим акциям не изменится, поскольку ресурсов на что-либо другое не хватает, да и в Уфе, к примеру, они собирают аншлаги. Публика из года в год продолжает посещать однообразные и необязательные мероприятия, поскольку альтернативы в регионе не существует и родиться ей попросту неоткуда. В этом контексте неудивительно, что год театра в Башкирии прошел практически незамеченным, а хор частных театров, которых сейчас в Уфе (и, кажется, в регионе вообще) всего 2,5 штуки, остается относительно тихим и незаметным. И это красноречиво говорит как о творческих возможностях молодых выпускников, так и о жизнеспособности независимых творческих проектов в республике.
Помимо привычной для гуманитарной сферы региона стагнации и старения кадров, в госпрограмме последнего десятилетия отмечается низкий уровень квалификации специалистов, несоответствие профессиональных знаний и умений сотрудников современным требованиям, недостаток менеджеров, обладающих навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, умеющих устанавливать, поддерживать и развивать контакты межрегионального и международного уровня, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные проекты.
Своя атмосфера
Делая увеличение посещаемости главным критерием нацпроекта, организаторы пятилетнего «марафона» как на федеральном, так и на региональном уровне отказываются замечать, что в республике нет условий для адекватного культурного роста, в связи с чем расширение доступа к условным зрелищам заранее упирается в потолок. Как следствие, качество мероприятий остается привычно невысоким и сугубо локальным.
Так, например, характерное для Башкирии герметичное существование сказалось на флагманском музыкальном фестивале региона «Сердце Евразии» и вернувшемся накануне выборов кинофестивале «Серебряный Акбузат». Не лучше обстоят в регионе дела и с литературой, которая существует незаметно для массового читателя как внутри региона, так и за его пределами. Молодая современная драматургия, пытающаяся говорить о сегодняшнем дне и актуальных проблемах, также зачастую остается за пределами массовой башкирской сцены. Кинопроизводство способно создавать полнометражные работы только при условии грантовых дотаций, что, как правило, накладывает сильный конъюнктурный отпечаток. Кадровые дрязги в Национальном симфоническом оркестре РБ — еще одной визитной карточке региона — последние несколько лет громче достижений самого оркестра.
Очевидно, обозначенные проблемы со сменой власти не решатся. В «указе мечты», помимо заложенного федеральной программой строительства/реконструкции сельских ДК, кардинально нового ничего нет. Реконструкция театра кукол и цирка, из которых не первый год сыпется песок, — более чем очевидные проекты, которые при любом ракурсе не удастся назвать инновационными. Вне конкурса можно добавить болезненную дискуссию по поводу возведения уфимского дельфинария, от которой власти старательно отбрыкиваются и пока затрудняются «говорить о том, что от этого нужно полностью отказаться».
Единственная темная лошадка в планах — Дом музыки, которым должен был стать ДК «Нефтяник» после реконструкции, но тогда что-то опять пошло не так. Впрочем, стоит ли говорить, что в Башкирии все равно не будет здания, подобного хотя бы новой екатеринбургской филармонии? Ведь Уфа заселена уродливыми скульптурами, которые не терпят в своем окружении ни старой архитектуры, ни новой. Возможно, по этой же причине в столице региона за последнее десятилетие не появилось ни одного принципиально нового учреждения, ставшего магнитом в культурной жизни Башкирии (парк «Россия — моя история» — федеральный проект, имеющий больше отношения к идеологической борьбе, чем культуре).
Может быть, стоит надеяться на региональный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), который будет путеводной звездой до 2024 года? Вряд ли. Цели этого проекта — повышение квалификации творческих и управленческих кадров на базе Центров непрерывного образования, грантовая поддержка двух любительских коллективов в год, гранты для НКО по укреплению российской гражданской идентичности, а также привлечение волонтеров. И ничего о создании условий, формировании площадок и комфортной среды для творческого процесса.
В завершение добавим, что культурная повестка региона, давно существующая по инерции, не интересует даже республиканские (тем более — федеральные) СМИ, которые с большим энтузиазмом облизывают судебные процессы, аварии и скрежет эшелонов власти. Отсутствие компетентных авторов, как следствие — полемики и попыток осмыслить современный культурный процесс — это яркий показатель его коматозного состояния, которое далеко не всегда можно выявить с помощью послушных бумаг и перевыполненных показателей. Поэтому в регионе уже никто не помнит откуда берутся шедевры. Видимо, из воздуха — за которым таланты из Башкирии продолжают уезжать и не возвращаться. Странно, конечно, ведь по статистике воздух у нас в регионе хороший.