Posted 8 июня 2019, 10:27
Published 8 июня 2019, 10:27
Modified 17 октября 2022, 20:05
Updated 17 октября 2022, 20:05
Сегодня с шести утра участники проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» объезжали дороги Уфы, а в 10 часов встретились с представителями городской власти, ГИБДД, чтобы подвести итоги своей ревизии.
Нет непрерывной дорожной разметки
- Мы проехались по городу и практически не заметили дорожной разметки, - сказал координатор проекта, депутат Госдумы Александр Васильев.
Он приехал к месту встречи у Дома профсоюзов на электрическом самокате. Это его традиционный способ передвижения, когда нет мотоцикла.
Группа проекта вместе с чиновниками, специалистами городской дорожной лаборатории, инспектором ГИБДД и активистами ОНФ выехала на улицу Революционную, рядом с домом № 23. На этом участке дороги две недели назад была нанесена разметка.
Ее проверили на соответствие нормативам с помощью специального прибора, ретрорефлектора.
- По яркости разметка соответствует нормативам, а вот по светоотражению – нет, - сделал вывод эксперт проекта Иван Алексеев. Позже выяснилась и причина, краски было нанесено слишком много, светоотражающие шарики просто утонули в ней.
По словам специалиста-дорожника, когда разметка будет стираться от проезжающих машин, светоотражение улучшится. Но это, конечно, не является оправданием того, что сейчас разметка нанесена не по нормативам, которые преследуют одну цель – безопасность дорожного движения. То есть в темное время суток разметку можно и не увидеть на большой скорости.
- Проехав большую часть города, мы заметили, что практически по всему городу нет дорожной разметки, причем и на магистральных улицах, где интенсивное движение в четыре полосы, - рассказал эксперт. – Человек, который приезжает в Уфу в первый раз, ему будет трудно при движении по улицам, потому что непонятно, куда ехать.
Например, нет разметки на всем протяжении проспекта Салавата Юлаева.
- Я думаю, эта проблема - одна из главных. Отсутствие дорожной разметки очень влияет на безопасность на дороге, - заключил Иван Алексеев.
Заместитель главы администрации Уфы Салават Хусаинов признает наличие проблемы.
- По контракту разметка наносится после завершения ремонтных работ, - пояснил он. – То, что ее недостаточно – это действительно так. На 25 % дорог Уфы разметка должна быть к концу июня.
Четверть дорог, магистральные и самые опасные, таким образом к концу месяца должны привести в порядок. На проспекте Салавата Юлаева, например, разметку нанесут, когда завершат ремонт на всех запланированных участках.
По словам Салавата Хусаинова, в этом году запланировано нанести разметку на площади 44 тыс кв м, пока сделали на 11,5 тыс кв м.
Дорожные споры
У участников проекта возник ряд резонных вопросов.
- Согласно нормативам разметка должна быть видна круглогодично, в городе ее нет. Непонятная ситуация. Почему ее нет?
- Определенные сложности испытывали в части выполнения работ по разметке в предыдущие годы, наверное, это не совсем объясняет ситуацию, но тем не менее, - ответил Салават Хусаинов. – Если сравнивать с прошлым годом, то у нас в два раза увеличился объем работ по разметке, но даже этого недостаточно.
- Почему не 100 процентов дорог будут с разметкой?
- Для этого надо еще провести конкурсные процедуры, будем увеличивать объем работ.
- Мы проехали город Пермь, там разметка везде, даже на тех дорогах, которые ремонтировались в этом году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги».
- Мы ведем ремонт на семи улицах, там мы нанесем разметку сразу после ремонта, - ответил Салават Хусаинов. – Первым делом мы обеспечили качество дорог, вы сами сказали, что за качество вы ставите хорошую оценку. Отработаем и разметку, в этом сомнений не должно быть.
- Да, но проект называется «Безопасные и качественные дороги». За качество мы ставим «четверку», а за безопасность – «единицу».
- На тех улицах, где полотно восстановлено, мы работаем над комплексной организацией дорожного движения, включая разметку, системы видеонаблюдения и так далее. То, что разметка есть не везде – этого я отрицать не буду.
Разговор начистоту
По дороге к участку улицы 8 марта разговорились с Салаватом Хусаиновым.
По словам чиновника, работы по разметке ведутся по ночам, чтобы не усложнять жизнь горожанам за рулем. Также Салават Хусаинов считает, что для достижения нормальной ситуации на дорогах, надо бы перейти к асфальтобетонному варианту покрытия.
- Если асфальт по нормативам «Роставтодора» может в год выдержать 20 тысяч машин и при этом все равно образуется колея на 6 миллиметров, то на той же трассе «Уфа-аэропорт» проезжает 150 тысяч. Это значит, что и при нормальном асфальте колея в 36 мм образуется, - объясняет Салават Хусаинов. – Вот и ремонтируем каждый год.
- Нужны асфальтобетонные дороги, но для этого надо полностью остановить движение, сделать объезд, и строить дорогу заново, а мы снимаем только верхний слой дороги и меняем ее, - говорит он. – В Москве каждые два года снимают верхний слой.
По словам замглавы администрации Уфы, в Европе, когда строят асфальтобетонные дороги, дороги не насыпают, а вкапывают, обеспечивая качество всего полотна - снизу доверху.
- ПГС, песок, бетон, разрезанный мастикой, чтоб «играло», потом еще слой, с ливневками по бокам, - перечисляет он устройство дороги-автобана, как в Германии.
- А вот был эксперимент с дорогой, там в асфальт закладывалась железная арматура.
- Это опять восстановление верхнего слоя. А продавливается-то нижний. Верхний слой повторяет, так и образуется колея.
Но не надо рисовать ситуацию одной черной красной, считает чиновник. Если в этом году из 28 участков дорог в Уфе три реконструируются полностью, то в следующем году обновят дороги в большем объеме.
Всего в Уфе насчитывается 1574 городских километра дорог на 1735 улицах.
Я плачу налоги – где дороги
Карта убитых дорог – проект, который зародился в Пскове более десяти лет назад. Тогда все начиналось с городского сообщества в соцсетях, потом проект стал общероссийским.
На «Карте убитых дорог» россияне отметили уже более 42 тысяч участков, из них 820 находится в Башкирии, а 252 – в Уфе. Граждане могут проголосовать так, чтобы можно было понять, какие участки дорог беспокоят их больше всего. В Уфе в таком голосовании приняли более 15 тысяч горожан.
- Если раньше мы боролись за то, чтобы не было ям, в которых машины застревают, то теперь речь идет о безопасных и качественных дорогах. Проект «Карта убитых дорог» - это не контроль за дорогами, а опрос граждан, где дороги надо ремонтировать в первую очередь, - поясняет депутат Госдумы Александр Васильев. Сам он родом из Пскова, и именно он начинал там этот проект.
Мы приехали к месту, где посередине дороги на улице 8 марта красуется яма, которая после измерений признается несоответствующей нормативам и подлежащей немедленному ремонту. Активисты ОНФ кроме обычной линейки для замеров используют народный измеритель – «калабашечку». На ней надпись «Я плачу налоги – где дороги».
Мы находимся выше улицы Мингажева от перекрестка с улицей 50 лет Октября. Здесь начинается улица 8 марта.
- Именно эта улица подлежит полной реконструкции – с расширением, с заменой дорожного полотна, в том числе и нижних слоев, - комментирует замглавы Салават Хусаинов. – К осени здесь должны вести работы в полном объеме.
Почему яму не заделали в срок, он сказать не смог, но гарантировал, что разберется и ямы тут не будет.
Вместо выводов
Надо подходить к дорогам комплексно, считает депутат Госдумы Александр Васильев.
- Третий год реализуется проект «Безопасные и качественные дороги», а власти в первую очередь озабочены объемами укладки асфальта, - объясняет он. – Если посмотреть на любую европейскую дорогу, то можно заметить, что здесь у нас многое отсутствует, и это негативно влияет на безопасность.
- Мы вчера то же самое увидели в Ижевске, - говорит Александр Васильев. - Отсутствие разметки практически по всей городской сети, и там только ночью перед нашим приездом часть ее нанесли.
- Просто ремонтируя дороги и делая их ровными, мы только увеличиваем скоростное движение и тяжесть последствий, - отмечает эксперт. – У нас половина пешеходов, погибших на улицах города, погибают, переходя улицу в положенном месте. В Москве мы соберемся и изложим все увиденное, весь позитивный и негативный опыт.
В Перми, например, есть не только дорожная разметка, но центр организации дорожного движения, где мониторят ситуацию в городе с помощью более ста камер на перекрестках и могут управлять светофорами. Плюс там грамотно организовали дорожное движение, например, на широких дорогах, где в иных городах оставляют две полосы, пермяки сделали три, оставляя и место для парковок.
- По каждой улице обсуждают все нюансы и создают для горожан комфортное пространство, где можно и ехать, и парковаться, и безопасно переходить дорогу. И это все влияет на качество жизни людей.
- Человек ощущает себя нормально, потому что чувствует, что к нему нормально относятся. Велосипедисты там пожаловались, и им сделали нормальные велодорожки, - продолжает он.
Кстати, в этом способе передвижения депутат видит еще один вариант решения дорожных проблем. Сам он в этом году доезжает в Госдуму на самокате.
- Каждый человек повышает свою мобильность по-своему, - говорит Васильев. – Сейчас в нашем проекте мы стали больше внимания общественному транспорту, пешеходам, велосипедистам, на все то, что помогает разгрузить город от пробок и быстрее добираться до дома.
- Я пообщался с мэром Альметьевска, а потом проехал от окраины до центра. Я был потрясен, потому что даже в Москве не так построены велодорожки. В этом году они завершат создание всей необходимой сети. И это пользуется спросом. Там зимой велодорожки чистят в первую очередь, раньше, чем тротуары и дороги.
- Я же пскович, живу в 50 километрах от Евросоюза и вижу, как там все делается, и вижу, что у нас никто ничего не делает, - резюмирует депутат. - Большая проблема многих наших городов – даже не количество денег, а количество безынициативных людей, которые сидят и ждут своей пенсии. Которые ничего не хотят делать, потому что «шаг вправо, шаг влево» не так сделают - придет прокуратура и начнет их штрафовать. И эта боязнь только усугубляет ситуацию.
По словам Васильева, разрыв между стремлением граждан к позитивным переменам и тем, как ведут себя городские и региональные власти, порой так велик, что это вызывает все больше и больше раздражения в обществе.
- Это надо учитывать, это надо понимать и отвечать на современные вызовы, - заключает он. - Проект «Карта убитых дорог» и родился как ответ на вызов по состоянию дорог. Мы добиваемся того, чтобы дороги, за которые проголосовали, были отремонтированы.
После этой инспекции я по-новому взглянул на обычную картину города. Рядом с той злополучной ямой заметил раздавленную на дороге птицу (дорога небезопасна не только для пешеходов?).
Перебегая дорогу от остановки, где напротив довольно давно построили крупный торговый центр, обратил внимание, что там так и нет пешеходного перехода, хотя это было бы очень удобно для уфимцев.
Надо бы почаще инспектировать наши улицы. И, может быть, для этого нет необходимости дожидаться приезда высоких гостей из Москвы?