Posted 25 мая 2015, 16:29

Published 25 мая 2015, 16:29

Modified 10 ноября 2022, 18:42

Updated 10 ноября 2022, 18:42

Дом мещан Маториных со скандалом уничтожили в центре Уфы, чтобы воссоздать заново

25 мая 2015, 16:29
Печально закончилась жизнь последнего деревянного особняка с резным декором в «золотом» квартале в центре Уфы. На минувшей неделе двухэтажный памятник старины на Ленина, 17, известный как дом Маториных, пошел под снос. По данным мэрии, особняк ценности не представлял. Тревогу забили активисты «Архзащиты». Один из членов общественного движения Владимир Захаров, которого сами активисты называют Командором, попытался остановить варварство, преградив дорогу строительной технике своим телом. Однако современных вандалов, действующих в соответствии с проектом застройки города, это не остановило. Так накануне саммитов ШОС и БРИКС Уфа лишилась очередного объекта культурного наследия.

Дело техники

– Обычно мы настораживаемся, когда узнаем, что из дома начали переселять жильцов, - говорит искусствовед, активист «Архзащиты» Кристина Абрамичева. - Всегда просим граждан сообщать нам об этом. Конечно, людям часто все равно: им лишь бы переехать в нормальные квартиры. Но, например, именно благодаря жильцам удалось сохранить исторический облик дома по улице Ферина,1 в Инорсе. А из дома Маториных жильцов попросили забрать последние вещи в день сноса! Времени оказалось слишком мало.

Все время, пока рабочие ломали строение, градозащитники пытались достучаться до чиновников, однако муниципальные власти остались глухи к голосу общественности. С большим трудом патриотически настроенным гражданам удалось уговорить строителей сохранить фасад здания до утра. Однако ночью застройщик площадки - ЗАО «РегионСтройКомплекс» - все-таки снес здание до основания.

Напомним, именно так когда-то была уничтожена гостиница «Англетер» в Ленинграде. Времена меняются, но методы борьбы с собственной историей у непомнящих родства все те же.

– Вечером строительная техника уехала, нам обещали, что до утра фасад трогать не будут. Но как только мы покинули площадку, экскаватор вернулся, - рассказала искусствовед, активист «Архзащиты» Кристина Абрамичева. – Мы пытались вновь попасть на участок, но застройщик подготовился: нам преградил путь кордон полиции.

Представители администрации Ленинского района, оперативно прибывшие на место скандала, заверили активистов, что оставят половину дома - до решения вопроса с министерством культуры о его реставрации. Впрочем, еще днем, когда общественники сообщили о готовящемся акте вандализма в центре города, прибывший на место сноса заместитель главы Ленинского района Уфы Флюр Ганиев в интервью телевизионщикам не стал скрывать, что смертный приговор вековой постройке уже подписан:

- Жилой дом на данном этапе подлежит сносу, так как он не является памятником архитектуры, что подтверждает соответствующее письмо управления охраны памятников минкульта.

Зато г-н Ганиев пообещал, что будет сохранен «как исторический памятник» дом на Чернышевского, 83, чудом уцелевший по соседству. Видимо, в качестве компенсации для ревнителей истории города. Судя по происходящему в Уфе варварству, чиновники искренне недоумевают, к чему общественники поднимают шум из-за какой-то «рухляди», когда в городе и без этого полно подобных «ветхих строений», без которых город смотрелся бы современным мегаполисом. К слову, поглазеть на уничтожение дома со столетней историей прибыла и глава Ленинского района Альбина Юсупова. Возможно, чтобы лично убедиться, что особняк снесут и права застройщика не будут нарушены.

Отметим, что теперь территория, на которой стояло здание, станет придомовой территорией возводимой элитной многоэтажки, на которой разместится парковка, а может и мусорные баки.

Муки ада из-за фасада

До 2006 года дом Маториных числился в реестре памятников культурного наследия, но после был вычеркнут из списков. Вопрос о сохранении уникального архитектурного памятника конца XIX века 4 сентября 2013 года на заседании Общественного совета по сохранению культурного наследия и памятников архитектуры при главе администрации города. Тогда мэр города Ирек Ялалов продемонстрировал заботу о сохранении архитектурного, культурного и исторического наследия вверенного ему города и заявил, что отныне все проекты застройки территорий, на которых находятся памятники архитектуры, будут проходить через Общественный совет. Интересно, что тогда мэр вступился и за деревянный особняк на Ленина.

- Кто бы из иностранцев к нам не приезжал – всех поражает деревянная архитектура, вот что нам надо строить и сохранять! Возможно ли сохранить несущие конструкции или сделать новодел из монолита с сохранением фасада? – задался тогда вопросом градоначальник.

За сохранение деревянного дома выступил профессор кафедры архитектуры АСФ УГНТУ Константин Донгузов.

– Это не просто деревянные фасады, это уникальный пример нашей идентичности, когда мы говорим о евразийских корнях, о столкновении двух культур, - сказал тогда архитектор Донгузов. - Наличники окон представляют такой синтез: традиционные опорные части, изображающие пилястры, при этом деревянные узоры, наложенные на него – модификации мотивов, восходящих к мужской линии башкирского национального комплекса орнаментов. Сохраняя дома с таким синтезом, делаем подарок следующим поколениям, показывая, что этносы сливаются, не образуя противоречий.

Удивительно, но ответственность за снос исторического особняка чиновники переложили на… уфимских «архзащитников» - горстку людей с гражданской позицией, которые бескорыстно следят за тем, чтобы город окончательно не лишился своей истории, а чиновники минкульта ответственно выполняли свою работу. По мнению госслужащих, активисты были слишком наивны, поверив мэру на слово: общественники не стали «работать с документами», отстаивать особняк на публичных слушаниях и в суде, а потому снос дома Маториных – исключительно на их совести.

– У нас, градозащитников, маловато опыта оперативных действий, - соглашается Кристина Абрамичева. - Мы приобретаем его ценой таких вот жертв, обмениваясь опытом с единомышленниками из других городов. Оказывается, единственная возможность была – бежать в прокуратуру, а мы звонили в мэрию, обращались в минкульт, писали в приемную президента. Хотя нужно было идти в суд еще тогда, когда из реестра памятников культурного наследия Уфы исчезло около 50 строений. Потому что теперь нам везде как аргумент предъявляют этот урезанный реестр. И никто не может сказать, какое из уникальных строений пойдет под снос следующим.

Куница, попавшая под гусеницы

Примечательно, что на известие о сносе дома Маториных творческим образом отозвался уфимский дизайнер Тимур Сабитов, на которого «снизошло озарение» изменить герб столицы Башкирии. По мнению художника, символ Уфы – куницу – после произошедшего необходимо заменить на изображение экскаватора с гирей для сноса.

- Уфимцы уже давно не промышляют этим пушным зверем, - объяснил Тимур свою острую художественную мысль. - Зачем нам этот устаревший символ? Уфе нужен герб, который бы отображал чаяния самых достойных и активных горожан. Самое главное сейчас – быстрая прибыль. Надо брать от жизни всё и жить сегодняшним днём. Зачем беспокоиться о каких-то там старинных домах? Проще снести и быстренько построить что-то актуальное. Уфа же не Рим, а Россия - не Европа. Тут нет ничего ценного. Беречь ничего ни для кого не нужно.

С горькой иронией Сабитов замечает, что «экскаватор-разрушитель зданий – то, что сейчас нам действительно необходимо».

- Этот символ как нельзя лучше отражает принципы развития города, волю мудрейших из уфимцев и уникальность столицы. Поднятая вверх стрела с красивой и изящной гирей придают экскаватору уверенность и спокойствие. А раздавленная устаревшая куница под экскаватором символизирует изобилие, радость, свободу, покой и мир.

Между тем исторический центр, год за годом теряет историческую уникальность. Возможно, кого-то радует появление в историческом центре безликих уродливых высоток и умиляют новоделы под старину, вроде современного «римейка» усадьбы Россинских, которые словно вставные зубы заменяют оригинальные образцы уфимской архитектуры. Другим, возможно, приходятся по вкусу чудовищные гибриды вроде нового корпуса музея имени Нестерова в стиле хай-тек, присобаченного к особняку купца Лаптева. Однако уфимцев, любящих свой город и его историю, такие метаморфозы вовсе не радуют. И сколько еще старинных построек уже внесены в список смертников, знают только чиновники.

Примечательно, что когда непоправимое уже произошло, в мэрии провели оперативное заседание, на которое пригласили активистов «Архзащиты». По словам Кристины Абрамичевой, присутствовавшей на встрече с градоначальником, дом Маторина могут восстановить на историческом месте по представленному ранее проекту реставрации от ООО «Артель». Возможно, что теперь еще одной дешевой подделкой, не представляющей никакой исторической ценности, в столице Башкирии станет больше.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ,

Азат ВАХИТОВ.

Подпишитесь