Posted 3 марта 2015, 12:14

Published 3 марта 2015, 12:14

Modified 10 ноября 2022, 18:44

Updated 10 ноября 2022, 18:44

Союз кинематографистов обещал помочь начинающим уфимским режиссерам советом

3 марта 2015, 12:14
На днях в Уфе открылось отделение молодежного центра Союза кинематографистов России. Эта новость не на шутку всколыхнула местную кинотусовку. Обсудить ее за круглым столом собрался весь цвет башкирского кинематографа. Впервые лицом к лицу на одной площадке встретились практически все кинокорифеи местного разлива и представители «новой волны» – вооруженные фотоаппаратами любители, уже успевшие понюхать фестивального пороха. Для полного набора не хватало лишь отца-основателя киношколы имени себя Булата Юсупова да документалиста федерального уровня Радика Кудоярова. И хотя для обсуждения была заявлена тема развития дебютного кино в республике, разговор вскрыл многие острые проблемы башкирского кинематографа в целом.

Двуглавое дитя киносоюза

Слухи о создании Уфимского отделения молодежного центра Союза кинематографистов России ходили давно. Благословение от киноцаря всея Руси Никиты Сергеича Михалкова было получено аж летом прошлого года, но путь от соглашения о намерениях до воплощения идеи в жизнь оказался долог. Тому, что Уфа вошла в первую десятку российских городов, получивших поддержку федерального центра, молодые кинематографисты обязаны руководителю студии «КиноМак» Гульфие Шариповой. Именно эта хрупкая девушка с железной волей является главным популяризатором достижений местного кинематографа на просторах нашей необъятной родины. Тем более странно было увидеть, что на круглом столе бразды правления взяли представители госстудии «Башкортостан» и местные чиновники от кинематографа.

Позже удалось узнать причину таких рокировок. Несмотря на договоренность с «КиноМаком», представители федерального молодежного центра решили заручиться еще и поддержкой региональных госструктур и параллельно вышли на контакт с минкультом и киностудией «Башкортостан». Так что у новой структуры будет аж две головы: сотрудник госкиностудии Роман Пожидаев и представитель «КиноМака» Гульфия Шарипова. Она-то и обозначила первоочередные задачи новой организации.

– Единственный недостаток Уфы не в том, что у нас нет талантов. У нас недостаток связки. Человек, который снимает кино любительского уровня, не знает, что с ним делать дальше. У нас нет дальнейшего продвижения, нет площадок, чтобы люди могли показывать свое кино хотя бы один-три раза в месяц. Я постараюсь, чтобы центр занимался в первую очередь этим, находил и поддерживал таланты в Башкирии, - сообщила она.

Зная характер Гульфии, можно быть уверенным: свое слово она сдержит. Хочется надеется, что в неизбежном столкновении личности и бюрократической системы победа останется за человеком.

Что до Романа Пожидаева, то молодой кинодеятель заявил, что его родная студия «Башкортостан» – единственная организация, где можно заниматься режиссурой в Уфе, потому что института продюсерства и частных киноорганизаций в городе нет. Этим он немало удивил сидящих в зале представителей небольших частных студий, которые всеми силами стараются пробить себе дорогу на большой экран.

Как говорится, одна голова хорошо, две лучше, а три – повод выпить. Курировать новую организацию будет москвичка Дарья Гладышева. Монтажер фильмов «Метро», «На крючке» и «Охотник» отвечает в молодежном центре Союза кинематографистов России за региональное развитие. В Уфе столичная дама сразу взяла быка за рога и потребовала у башкирских коллег ввести ее в курс дела. Ее интересовало, есть ли в Башкирии возможность получить профильное образование, состояние материально-технической базы и возможность поддержки проектов нового центра со стороны местных структур. Уфимские специалисты, рассчитывавшие, что с созданием центра на них посыплется манна небесная, в ходе диалога приуныли. Выяснилось, что помогать старшие товарищи из Москвы своим коллегам собираются не рублем, а опытом да советом. Например, о том, что деньги на фильм можно собрать с помощью краудфандинга (иными словами, с мира по нитке), а профессиональную камеру арендовать в Казани.

- Мы в Челябинске берем, – вежливо, но сухо поблагодарила за совет творческая молодежь.

В какой-то момент стало ясно, что Уфа нужна молодежному центру едва ли не больше, чем центр – Уфе. Как призналась сама Дарья Гладышева, несмотря на звонкое название, созданный два года назад молодежный центр не очень-то замечали на уровне федерального отраслевого союза. Наконец обсуждение деятельности организации попало в повестку грядущего пленума кинематографистов России. Нужно в срочном порядке наращивать отчетность. Ведь проведением в большинстве своем безбюджетных питчингов (презентаций кинопроектов в поисках инвесторов), открытием киноклубов и соорганизацией фестивалей средней руки уже никого не удивишь. Мероприятий такого рода в России сегодня больше, чем достойных претендентов на победу в них. Титул лауреата кинофорума, если это не «Оскар» или «Золотой орел», давно утратил былой престиж. Даже в Башкирии найдется не один вуз, который своими силами смог провести вполне достойный студенческий кинофестиваль. Так что для москвичей создание отделений молодежных центров в регионах – важный вклад не столько в отечественный кинематограф, сколько в копилку собственных достижений.

– Главное, чтобы мне было с чем вернуться в Москву, - сообщила Дарья Гладышева. – У меня турне, я сегодня в Уфе, через несколько дней – встреча в Казани. У нашего центра есть опыт двух лет работы, которым мы готовы поделиться с регионами.

Поможем, чем можем

Не секрет, что с появлением молодежного центра в Уфе представители местного киноцеха связывают определенные надежды. Чиновники и «аксакалы» – на очередной кусок бюджетного пирога, молодежь и чуть менее обласканные властями авторы – на то, что приедет барин и рассудит всех по справедливости. И если старшее поколение более осторожно в оценках и обещаниях, то молодежь с радостью откликнулась на предложение рассказать о проблемах и чаяниях.

Молодое звено непрофессионалов (а ими в Башкирии считают всех, кто не сумел по блату через целевое направление получить корочку какого-нибудь столичного киновуза) на круглом столе было представлено творческим дуэтом Руслана Насибуллина и Владислава Мутаева из профкома Башгосуниверситета, организовавших в вузе открытый фестиваль короткометражного кино, Катриной Душанбаевой, за спиной которой успешный опыт проведения всероссийского фестиваля «Акбузат» (не путать с международным фестивалем с тем же названием), тандемом режиссера Вадима Валиуллина и оператора Артема Айсина и двумя детско-подростковыми киношколами.

Выяснилось, что энтузиасты-бессребреники пока о высоких гонорарах и грантах не смеют и мечтать. Снять фильм с бюджетом в десять с половиной тысяч рублей для ребят не проблема, вопрос в том, где вчерашним студентам взять этот минимум. Вот и приходится перспективным самородкам вкладывать в дело свои средства и отмахиваться от советов, где дешевле арендовать единицу кинотехники «всего» за 3,5 тысячи в смену.

– Чтобы снимать кино, деньги по факту не нужны, нужны ресурсы, которые ты приобретаешь за деньги, – уверен режиссер Вадим Валиуллин. – Можно не купить костюм, а взять у друга. Но есть вещи, которые нельзя взять у друга - тот же свет. У тех, те, кто обладает ресурсами, нет мотивации сдавать их в аренду всем подряд, но можно же каким-то образом искать проекты, которые потенциально могут быть интересны и могут окупиться.

Московская гостья поделилась столичным рецептом решения проблемы: в Уфе большая часть профессиональной техники сосредоточена в руках киностудии «Башкортостан». Молодежный центр готов выступить посредником между госучреждением и начинающими кинематографистами в вопросах аренды.

– В Москве мы проводим систему конкурсов, где в жюри сидят самые известные мастера, - рассказала она. – Мы предложили компаниям, в распоряжении которых находится кинотехника, при аренде дать 80-процентные скидки победителям.

Такая постановка вопроса устроила бы всех. Однако нашлись и наученные горьким опытом пессимисты

– Понятно, что киностудия «Башкортостан» не ориентирована только на представление услуг сторонним организациям. Здесь прозвучало условие: если это не в ущерб киностудии, – внес ясность режиссер Рияз Исхаков. – Но у киностудии, которая снимает свои фильмы, никогда не будет системы ренты. Надо забыть о том, что киностудия обеспечит всех желающих дешевым оборудованием.

Эти слова подтвердили и представители киностудии, проворчавшие, что раздавать оборудование направо и налево не стоит.

Также уфимских кинодеятелей интересовал вопрос: а что могут федеральные учредители предложить республике. Оказалось, не так и много – информационную поддержку и мастер-классы. К последним в Уфе отношение неоднозначное. С одной стороны, дополнительные знания никому не помешают, с другой же – научить профессии за три дня невозможно. Стоит ли плодить армию «недопрофессионалов», которые вместо диплома предъявляют бумажку о прохождении курса у известного специалиста. Тем более что настоящими секретами ремесла заезжие наставники делиться не спешат, а большинство уроков «от гуру» можно найти в интернете.

Кроме того, уфимской молодежи пообещали провести питчинг и через пару лет пригласить в Москву на смотрины.

Весьма полезно молодым авторам было услышать речь депутата Курултая Киньи Кускильдина, члена правления союза кинематографистов Башкортостана.

– Мы с вами говорим на разных языках, - обратился народный избранник к молодым кинолюбителям. – Вы сами должны собраться, выбрать себе лидера, все обсудить и предоставить выжимку нам. Не было такого случая, чтоб союз кинематографистов не поддержал какой-то интересный проект. Но он не может поддержать всех. Не все из вас станут профессиональными кинематографистами, займут достойные места в кинематографе. Но то, что молодежь проявила себя, говорит об огромном потенциале союза кинематографистов.

Поистине, похоже, кое-кто и вправду считает, что главная цель молодых людей, мечтающих снимать кино, - это корочки отраслевого союза.

Поделим гранты по талантам

Пожалуй, самый больной вопрос башкирского кино – о системе распределения президентских грантов – поднял режиссер и оператор Рияз Исхаков. Хотя конкурс объявляется ежегодно, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, кто из претендентов в очередной раз получит деньги и почему. Большинство талантливых проектов зарубаются чиновниками в самом начале и не доходят даже до стадии очной защиты.

– Комиссия, которая распределяет, кого допустить до защиты грантов, должна поменять существующую тактику и начать учитывать проекты молодых талантливых людей, - отметил Рияз Исхаков. – А сейчас идет отсечение проектов не только дебютных, нет даже конкурентной борьбы. Сегодня не раз прозвучало: в Уфе нет продюсерского кино, нет других студий, Но есть же! Система грантов – более реальный выход из создавшегося положения, потому что там есть деньги.

Коллегу поддержал и режиссер Айсыуак Юмагулов.

– Открытие центра вселяет большой оптимизм по поводу развития кинолюбительства, - выразил он мнение многих. – Почему кино не развивается в таких масштабах, как хотелось бы? В год раз возникают искорки, и то благодаря гранту главы региона. Здесь многое зависит от доброй воли руководства республики. Мы не раз писали об этом, министерство культуры нас поддерживает, но оно тоже зависимая структура. Если б какой-то большой грант в 10-15 миллионов поделить на 150 человек, такой всплеск кинодвижения был бы! Без источника финансирования что-либо очень трудно развивать.

Авторы идеи передела госпирога намекнули, что создатели Международного фестиваля «Акбузат» были уверены в своей победе в борьбе за грант задолго до объявления о приеме заявок. В ответ представители киностудии «Башкортостан» и депутат госсобрания РБ Кинья Кускильдин переглянулись: ишь на что покушаются, на наши кровные! Но конкуренты оказались настойчивы, и с третьей попытки в резолюцию круглого стола предложение о перераспределении крупного гранта между перспективной молодежью было занесено.

Напрасно башкирские коллеги пытались рассказать о своих трудностях и прямо говорили куратору Дарье Гладышевой: в первую очередь местному кинематографу не хватает именно финансирования. Чужую беду москвичка легко разводила руками.

Так, в ответ на смелое признание Айнура Аскарова, что тематика его работ продиктована конъюнктурой, молодой режиссер получил «дельный» совет.

– Если я хочу делать в кино в Башкирии, оно должно быть сугубо национальным, то есть соответствовать политике министерства, - рассказал Аскаров. – Мне вот пацаны со двора говорят: «Слушай, когда ты снимешь историю про нас?». Но если я буду снимать про пацанов с пивком и сигаретами или с закрученным сюжетом, например супермолодежную смелую вещь, то, скорее всего, не смогу рассчитывать на деньги министерства.

Коллеги попытались уверить молодого режиссера, что проблема надуманная: снимай, что хочешь.

– Почему сразу про пацанов с пивком, а не про пацанов с электрогитарами? - сразу начали корректировку сюжета проминистерские барышни.

Меж тем специалист по регионам Дарья Гладышева вообще не поняла суть спора, решив, что разговор идет о фильмах на башкирском языке. Дама высказалась в том духе, что национальное кино, которое, на минуточку, по ее словам, никому не интересно в Москве, снимать все-таки нужно.

Молодой автор, который не мыслит себя вне национального кино, попытался было объяснить свою позицию:

– Я не говорю, что не надо, я просто сейчас пытаюсь найти …

– …себя, - перебила его г-жа Гладышева.

– Я себя давно нашел, - парировал Аскаров. – Я люблю снимать кино на башкирском языке и хочу быть певцом своего края. Но что касается молодых ребят, скорее всего, такие сценарии будут зарубаться. Политика поставлена так.

Но у Дарьи Гладышевой нашелся ответ на все:

– Найди частные деньги и снимай! – ответила дама, приехавшая в Уфу налаживать молодежное кино.

В какой-то момент некоторым из участников круглого стола стало ясно, что рассчитывать на реальную помощь из центра особо не стоит. Но надежда умирает последней.

– К центру с самого начала приковано внимание и минкульта, и госсобрания. Поэтому у вас сейчас все козыри в руках, - напомнил Рияз Исхаков.

В ответ куратор из Москвы пообещала, что переход от слов к делу не заставит себя ждать.

– Еще ни один круглый стол, на котором я присутствовала, не заканчивался просто разговорами – заявила она. – Я беру ответственность, что резолюция будет составлена качественно и в ближайшее время будет опубликована у нас на сайте. Если это сделать до 15 марта, то мне кажется, что для пленума это будет моим личным достижением.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

Подпишитесь