Posted 22 июня 2021, 04:35
Published 22 июня 2021, 04:35
Modified 17 октября 2022, 20:57
Updated 17 октября 2022, 20:57
Характерная для Уфы ситуация: 15 июня в вечерний час пик троллейбус, следовавший по маршруту «22», заглох на перекрестке проспекта Октября и улицы Шафиева. Самый медленный участник местного общественного транспорта, он не смог тронуться после очередной остановки на светофоре. В итоге на оживленном перекрестке быстро образовалась пробка, а объезжающие машины создавали потенциально опасную ситуацию. Через 15 минут троллейбус все-таки «переполз» на улицу Шафиева.
Это обычная ситуация для электротранспорта Уфы, чей подвижной состав и инфраструктура практически полностью изношена. Об этом не принято составлять отчеты на сайте МУЭТа, но для немногочисленных пассажиров, которые решились ехать на троллейбусе, — обычное дело. МУЭТ, находящийся в ситуации банкротства, получил этой зимой десяток новых машин марки «Горожанин», но в часы пик на проспекте Октября — главной артерии города — их не видно. Mkset проанализировал ближайшие перспективы по реанимации трамваев и троллейбусов в столице региона.
Одно из знаковых соглашений, заключенных правительством Башкирии на минувшем Петербургском международном экономическом форуме, было подписано с госкорпорацией ВЭБ.РФ. Документ предполагает совместную работу над модернизацией системы уфимского общественного транспорта. Учитывая проблемы, которые испытывает город на третий год транспортной реформы, это соглашение должно обрадовать, но, как оказалось, и здесь есть свои нюансы.
Госкорпорация займется не только улучшением системы транспорта уфимской агломерации, но и созданием единого оператора, а также оптимизацией маршрутной сети. В числе ключевых проблем транспортной ситуации, описанной уфимскими властями, упоминаются острая нехватка мостов через Белую и Уфу, отсутствие путепроводов, развязок и пересадочных узлов на ж/д станциях.
По мнению Радия Хабирова, это соглашение позволит сформировать в городе качественную и комфортную инфраструктуру. Заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ Олег Говорун отметил, что уже есть совместно разработанная дорожная карта, по которой в Уфе возьмутся и за электротранспорт, и за автобусы:
— Всё это позволит существенно улучшить транспортное сообщение в Уфимской агломерации и обеспечит новое качество транспортной услуги для населения.
Напомним, аналогичное соглашение подписали премьер-министр Правительства РБ Андрей Назаров и вице-президент АО «Синара-Транспортные Машины» Юрий Осинцев осенью прошлого года. В рамках того соглашения так же предполагалось развивать транспортную систему городских агломераций. В том случае речь шла, в основном, о развитии системы электротранспорта: по словам Андрея Назарова, совместно с «Синарой» предполагалось модернизировать трамвайную систему города. Предварительно объем средств для реанимации и обновления уфимских трамваев оценивался в 25,2 млрд руб., поэтому решать этот вопрос предложили в рамках государственно-частного партнерства.
Эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев считает, что соглашения Хабирова и Назарова конфликтовать между собой не будут — более того, возможно, соглашение с ВЭБ.РФ — «продолжение диалога» с «Синарой»:
— С одной стороны, я двумя руками за то, чтобы общаться с умными людьми, которые могут что-то реально предложить. Но для ВЭБа это бизнес: вряд ли компания не спит и думает, как бы сделать для Башкирии хорошо. Плюс Башкирия должна четко сформулировать, что хорошо для Уфы. Но мы приходим и говорим: мы сами ничего не умеем и не знаем, сделайте у нас что-нибудь. Вот мы это что-нибудь и получим.
Вопрос возраста
По словам руководителя трамвайного депо МУЭТ Уфы Андрея Жилина, в настоящее время ведомство ждет решения городских властей о передаче нескольких десятков современных трамваем из Москвы в подвижной состав Уфы. В частности, речь идет о 49 вагонах марки «КТМ-23» (2013 года выпуска) и «Татра Т-3» (модернизация проведена в 2000–2010 гг.). Для сравнения в Уфе самые «молодые» вагоны 2012–2013 гг. выпуска (их всего пять штук), а основу парка составляют вагоны КТ608 1993 года и «Татра», чей возраст не меньше 35 лет.
Примечательно, что, по мнению Андрея Жилина, уфимские трамвайные депо ни по производственным мощностям, ни по ремонтным не уступают московским. Обе площадки депо могут суммарно эксплуатировать до 150 вагонов. При этом парк электротранспорта в Уфе изношен на 98%:
— В среднем, выручка с одного вагона 3,5-4 тысячи рублей, что никак не покрывает эксплуатационные расходы. Без вложений ситуация будет хуже и хуже. Без расходных материалов эксплуатация будет невозможна. По три-пять вагонов ежедневно выбывают с линии из-за технических неисправностей, — отмечает Андрей Жилин.
При этом он подчеркивает, что, несмотря на значительный износ инфраструктуры, новые трамваи смогут выйти на линии без капитальных вложений. Более того, после обновления прежний пассажиропоток, по мнению Андрея Жилина, удастся вернуть за год:
— В 2012–2013 годах, когда к нам пришли новые вагоны, пассажиры просто из любопытства садились и катались. Сейчас пассажиропоток лучше в южной части Уфы, так что если север и юг города соединят, то поток, скорее всего, увеличится.
Что касается новых троллейбусов, то, по словам директора уфимского троллейбусного депо № 1 Радика Гизатуллина, «Горожане» еще проходят обкаточный процесс и пока даже не вышли на линии. Кроме того, новая модель настолько отличается от предыдущих, что водителей необходимо переобучать.
В настоящее время в городе работает около 80 троллейбусов, есть модели 2013 года выпуска, есть — 2000-х. Тем не менее ремонтировать машины бесконечно не представляется возможным, поскольку свой ресурс они уже выработали. При этом, по мнению Радика Гизатуллина, троллейбусную сеть необходимо восстанавливать в едином комплексе с трамвайной сетью, в противном случае «это будет игра в одни ворота».
Олег Арефьев, комментируя вопрос о создании единого оператора, предлагает рассмотреть два варианта развития событий — как в Твери и как в Перми. Так, в Твери ВЭБ обновлял и создавал парк и всю транспортную систему, базируясь на едином операторе, и всем транспортом заведует региональное ведомство, аналогичное Минтрансу РБ. В Перми развитие происходило, если можно так сказать, в противоположном направлении — здесь управление транспортом осталось в ведении города и Пермь самостоятельно строит и управляет маршрутной сетью, нанимает перевозчиков и т. д.
— И по разным показателям Пермь выигрывает — в плане цены проезда, плюс в Твери сейчас идет та же волна жалоб, что и у нас с автобусами. Да, Пермь привлекла внешних перевозчиков и специалистов, но делали они все сами и управлял этим развитием город. Если с новым соглашением мы встаем на путь Твери, то придется сносить все то, что имеем сейчас. Такая система не дает возможности что-то построить из имеющих кубиков, к нам просто придут и скажут: мы работаем вот так, делаем все сами и не бесплатно. То есть к нам придут зарабатывать. Но мы же сами можем зарабатывать — мы ведь даже не пытаемся.
По его словам, и Тверь, и Пермь работают на контрактах, цена которых устанавливается городом, причем город доплачивает субсидию. В обоих случаях суммы составляют около 2 млрд руб., но при этом Тверь сама по себе в два раза меньше Перми (407 тыс. жителей и 1 млн жителей соответственно).
— То есть мы должны быть морально готовы к этой цифре: если приводим единого оператора, то 2 миллиарда в год ему надо будет выплачивать. Вот и считайте: 1-1,5 миллиарда — в трамвайную систему «Синаре», 1,5-2 — инвестплатеж за восточный выезд… Бюджет Уфы на 2021 год — 28,7 миллиарда. На какие деньги мы будем танцевать? Кроме того, у «Синары» есть показатель по перевозкам — надо им перевезти, к примеру, 50 миллионов пассажиров в год. Это себестоимость, меньше им просто будет не выгодно. А Уфа столько людей не перевезет за год — это нереально. И значит разницу мы тоже будем доплачивать.
По словам Олега Арефьева, на исходе трех лет транспортной реформы Башкирия уже не бежит в сторону ее решения, а вяло идет.
— Клубок проблем в транспортной системе города сложился не за один день, и чтобы его распутать, нужен человек с очень большим весом, который хорошо понимает отрасль. В противном случае мы будем и дальше имитировать транспортную реформу.