Posted 1 сентября 2020,, 07:56

Published 1 сентября 2020,, 07:56

Modified 17 октября 2022,, 20:25

Updated 17 октября 2022,, 20:25

«Мучили нас для нашего блага». Политики и звёзды Башкирии — о своих школьных учителях

1 сентября 2020, 07:56
На августовском педсовете народный учитель Лиза Агадуллина предложила создать в Уфе памятник Первому учителю. Её поддержал глава Башкирии Радий Хабиров: «Пусть это станет данью уважения». «Медикорсеть» попросила политических и медийных лиц республики поделиться воспоминаниями о своих первых учителях.

Ленара Иванова, вице-премьер правительства РБ:

Я закончила школу № 7 города Нефтекамск. В первый класс пошла в 1976 году. Первую мою учительницу зовут Валентина Владимировна Шабарчина. Она удивительная. Она сумела меня, такую абсолютную хулиганку, сделать отличницей. В шесть-семь лет я бесконечно прыгала и лазила по заборам, спрыгивала с высоких гаражей, ломала ноги, в общем, ужасно бедовой девчонкой была. В садике воспитательницы не справлялись. Она же смогла направить всю мою энергию в очень позитивное, конструктивное русло. Я считаю, что именно благодаря ей я стала тем, кем стала. На пару с мамой она мне на всю жизнь внушила мысль, что если делать, то только на отлично. Если я что-то недорабатывала, и мне ставилась «четвёрка», я возмущалась, говорила, что у Тани Кураковой всё также, а у нее «пять». Валентина Владимировна мне отвечала: «Ленара, я знаю, ты можешь лучше». Вот эти слова въелись на всю жизнь.

Я очень благодарна своим учителям. Они, действительно, были великими людьми. Здорово, что есть такие люди на свете. Я очень хотела бы узнать, где сейчас находится и как себя чувствует Валентина Владимировна. Я не смогла найти ее, когда приезжала в Нефтекамск в последние годы. Мне сказали, что она переехала в Ижевск. Если через эту публикацию получится её найти, я буду очень рада. Я очень хочу с ней увидеться, а пока передать привет и поклон.

Роберт Юлдашев, кураист-виртуоз, руководитель группы «Курайсы», народный артист РБ:

В первый класс я пошел в 1978 году в уфимскую гимназию № 20 им. Ф. Мустафиной. Нас встретила Минлебика Фаткулловна Миргалиева. Она все ещё с нами, в ближайшее время вместе с одноклассниками собираемся встретиться с ней. Мы о ней всегда отзываемся с глубоким уважением и любовью. Она сумела развить в нас любовь к родному языку. Запомнилась как внутренне красивый человек с милой улыбкой. Никогда не ругалась.

К концу первого года для первоклассников проводят «Әлифба байрамы» (Праздник «Букваря»). В этом празднике я сыграл главного героя — Әлифбу. Всё ещё в памяти наши костюмы с того мероприятия.

В шестом классе, 1 сентября, я познакомился еще с одним моим учителем, наставником — Адигамом Искужиным. Он работал учителем труда и вел кружок по игре на курае. После уроков мы с ним изучали новые мелодии, историю и легенды наших песен. Человек, знающий свою культуру и историю будет относится с уважением к другим народам. Эту мысль в нас взращивали Минлебика Фаткулловна, Адигам Динисламович, а позднее еще один мой наставник по кураю — Юлай Гайнетдинов.

Мы учились в одном классе с детдомовскими детьми. Наша учительница всегда учила нас относиться к друг к другу с уважением, не делить людей по тем или иным признакам или социальному статусу. Рад, что этим ребятам спустя годы удалось реализовать себя в жизни, со многими из них я всё ещё тесно общаюсь.

Олег Витальевич Олейник, заместитель министра внутренних дел по РБ — начальник Главного следственного управления, генерал-майор юстиции:

Каждый год с приближением 1 сентября в моей памяти пробуждаются воспоминания из далекого детства, моего Первого Сентября, которые по прошествии лет становятся только ярче, вызывают особый трепет в душе и чувственную ностальгию о давно минувших днях.

…Завершены последние приготовления, в портфель бережно и аккуратно сложены тетради по правописанию с элементами букв в виде петелек, палочек, крючков и кругляшков, букварь и, конечно же, перьевая ручка и разноцветные карандаши в красочной картонной коробочке. На спинке стула костюм из серой ткани с маленькими торчащими ворсинками, белая рубашка, и все это тщательно отутюжено заботливой мамой.

Ложусь в постель, но спать совсем не хочется. Испытываю волнение, какое-то необъяснимое чувство ожидания чуда, чего-то нового, ранее незнакомого. В голове круговорот мыслей, которые вовлекают меня в свое вращение и постепенно погружают в сон.

Звенит будильник, и я без малейшего промедления встаю, нет, вскакиваю с постели. Настроение радостное и приподнятое.

С замиранием сердца надеваю школьную форму, беру в руки невероятно большой, но такой красивый, пахнущий кожей, с блестящей, словно зеркало, застежкой портфель и в сопровождении родителей отправляюсь в школу. Я иду с гордо поднятой головой, держа в одной руке портфель, а в другой букет гладиолусов, торчащих словно шпаги и достающих стеблями чуть ли не до земли. Светит яркое солнце, прохожие дарят мне свои улыбки, я улыбаюсь им в ответ и важной (так мне казалось), но торопливой походкой иду на встречу со школой, ощущая себя абсолютно счастливым человеком, отличным от того, который накануне ложился спать — сегодня я первоклассник.

Линейка! Это непередаваемые ощущения, торжественность момента, врезавшегося в память стройными рядами учеников, белыми бантами и фартуками девочек, теплыми словами напутствий взрослых, музыкой духового оркестра, пронзительным звоном колокольчика и добрыми глазами Зои Павловны — моей первой учительницы, открывшей мне двери в мир знаний, увлекательных путешествий, новых открытий, незабываемых историй и приключений.

Как же далеко это осталось, но как дорого и близко это есть!

RNT, башкирский хип-хоп исполнитель:

Я закончил уфимскую гимназию № 20 им. Ф. Мустафиной. Мою первую учительницу зовут — Сания Альбертовна Ишбулатова. Настоящий командор. Шаг влево, шаг в право — расстрел. Её боялись все. Если у остальных было шесть уроков, то мы оставались на седьмой. На нём мы писали диктанты.

Она нас держала в ежовых рукавицах. Сначала я думал, это всё плохо. Но только теперь понимаю: она из нас делала людей. Информатика у нас была с 6-7 класса, но она договорилась с учительницей по информатике, и мы после уроков ходили на курсы уже в 3-4 классе. Для нас это было грандиозно.

Очень благодарен ей за всё. Благодаря ей у меня есть стержень. Она всегда учила честности и справедливости.

Айбулат Хажин, министр образования РБ:

Вспоминая свой первый День знаний, это произошло 1979 году в школе № 87 в Уфе, что я могу сказать: яркие, волнительные, радостные ощущения переполняли меня. Очень гордился тем, что стал первоклассником. Потому что когда был дошколенком, с завистью смотрел на всех учеников, тоже хотел надеть школьную форму. Мне повезло — родители купили красивый яркий ранец со светоотражающими элементами, как мы в детстве называли с катафотами. С таким ранцем, с огромным букетом гладиолусов с размером с себя, я пришел в школу.

Наверное, был определенный страх из-за новых людей. Кого-то я знал, но большая часть ребятишек у нас ходили не только из того района, где находилась школа, были ребятишки и с «Восьмиэтажки», и с «Дворца машиностроителей». Понятно, мы знакомились в первый год учебы.

Первую учительницу вряд ли кто может забыть, и я ее помню — Венера Абдрахимовна. Дама была строгая, но очень справедливая по отношению к детям. Нас она любила, но любимчиков как таковых не было, любила всех поровну. Я искренне ей благодарен за то, что все три года (тогда начальная школа состояла из трех классов) мы очень хорошо занимались, и когда нас уже приняла основная школа, о нашем классе отзывались всегда положительно. Классный руководитель отмечала, что мы благодаря Венере Абдрахимовне серьезно подготовлены в плане учебы и проблем с дисциплиной у нас практически нет.

Я очень надеюсь, что для всех наших первоклассников — 55 тысячам ребятишек, которые пойдут в этом году в школу — этот день, несмотря на ситуацию с коронавирусом, останется в памяти ярким и интересным моментом в жизни.

Камиль Бузыкаев, художник-карикатурист:

Моей первой учительницей была моя тётя Марьям Тайфуровна Бузыкаева. Я рано научился читать и писать, поэтому меня отдали в школу в 6 лет. А с 7 класса учился уже в художественной школе интернате. Ученик я был так себе, «неуд» за поведение. Но учился хорошо. В классе восьмом меня хотели забрать в СДЮШОР на футбол, но не отпустили в художке. Наверное, правильно сделали.

Айнур Биргалин, председатель Духовного управления мусульман РБ:

За плохое поведение меня отдали в школу с пяти лет. Родители хотели занять сына хоть чем-то, думали, если даже останусь на второй год, будет не страшно. Школа в деревне Батталово Учалинского района — маленькая, и мы учились с третьеклассниками в одном помещении. Я постоянно влезал в их дела, вечно дразнил, обзывал, за что вечно ввязывался в драки.

Моя первая учительница была моей тетей — Ляля Галимовна Биргалина. Она видела, как я решаю задачи третьего класса, будучи первоклассником, и всегда повторяла: «Айнур, у тебя светлая голова». Однако, когда с 6 класса меня отправили учиться в поселок Уральск, учеба отошла на второй план. Я развивался творчески, посещал кружки рисования, танцев, игры на курае, увлекался боксом, но учебой не так сильно интересовался. В Уральской школе больше всего запомнился Юрий Иванович Выдрин, учитель русского языка и литературы. Он мучил меня, заставляя учить правила русского языка. Тогда я думал, что он меня просто невзлюбил, но спустя годы понимаю, что все это делалось для моего же блага. Русский язык я подтянул именно благодаря этому человеку.

В 10-11 класс я закончил уже в Белорецком лицее-интернате. Туда собирали талантливых детей с ближайших районов. Здесь меня ждали жесткая дисциплина, утренние пробежки, самостоятельная подготовка к уроку под руководством строгой воспитательницы Клары Камалетдиновой. У нее была привычка: каждый день выписывала наши оценки в отдельную таблицу и если видела, что кто-то получил «3», начиналось самое худшее. Ругать она умела. «Вас кормят как на убой, а вы не можете нормально учиться», — повторяла она. Ее подобные лекции слушать было невыносимо и противно, но это действовало положительно: чтобы не слышать ее упреки лишний раз, мы старались не получать плохие оценки, помогали отстающим.

С положительной стороны запомнилась директор школы Гульемеш Садыкова. Она задавала правильный вектор в школе, создавала необходимые условия для нас. «Как корабль назовешь, так и поплывет» — вот эти ее слова врезались в память. Она говорила, что надо помогать детям избавляться от комплексов, поощрять лучшие стороны и их таланты. Для деревенских детей это было важно.

Я также благодарен Гульнаре Исламовне (фамилию, к сожалению, не помню), учительнице алгебры и геометрии. Она меня подтянула по этим предметам, хотя в Уральске для меня все эти математические задачи были настоящим кошмаром. Она выписывала много книг, и давала мне читать — по истории цивилизаций, философские. Именно благодаря ее влиянию я после школы решил поступить в Российский исламский университет и стать духовным лицом.

Из-за того, что пришлось поменять несколько школ, я вырос коммуникабельным. Белорецкий лицей-интернат дал мне несколько жизненных уроков. В интернате мы в одной комнате жили по 18 человек. Без дедовщины не обошлось. Как новенький, я там много «отгребал». Зато понял для себя, что физическая сила — не самое главное в жизни, изучал психологию людей.

Игорь Савельев, писатель, журналист:

Я учился в 90-й школе Уфы — сейчас ее бесполезно искать на картах, она закрылась почти сразу после нашего выпуска, в 2001 году. Поэтому и побывать там после того, как мы закончили, не пришлось. Моей первой учительницей была Ольга Викторовна Артемьева, женщина душевная, хорошая педагог. Она много нам дала. К сожалению, я помню о ней мало, мы почти не виделись после наших начальных классов. Кажется, она эпизодически потом работала в нашей школе, хотя могу ошибаться. По крайней мере, когда в 2000 году у нас был выпускной вечер или последний звонок, я вдруг увидел ее среди педагогов в зале, очень обрадовался. У нас у всех были цветы, которые мы дарили учителям, вручавшим нам аттестаты. Я получил аттестат, вернулся в зал и подарил цветы ей. Думаю, ей было приятно. Мне тоже.

Я больше могу рассказать про другого замечательного педагога, Светлану Михайловну Жукову, она была директором школы. И, хотя у младших классов она не вела, как-то всегда была с детьми в контакте, а в 5-7 классах вела у нас русский язык и литературу. Это были неординарные уроки. Запомнились какие-то мелочи, например, после стихотворения Есенина, кажется, она объясняла, почему никогда не надо называть маму «мать». Это был пример неравнодушного педагога, который опекал всю школу.

Со Светланой Михайловной мы общаемся до сих пор: однажды, много лет спустя после выпуска, когда она уже давным-давно не работала в 90-й, мы столкнулись на улице. Она узнала, что я работаю журналистом, и обратилась ко мне за помощью (там были какие-то проблемы с УЖХ). С тех пор мы не теряем контакта, и я, и некоторые другие выпускники нашего класса бываем у нее, всегда стремимся чем-то помочь, потому что учителям, воспитавшим нас, бывает нужна наша поддержка. Пользуясь случаем, передаю Ольге Викторовне и Светлане Михайловне большой привет и поздравление с Днем знаний.

Ирек Ялалов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, экс-глава администрации города Уфы:

Я учился в трех уфимских школах — № 99 с 1 по 3 классы, № 64 — с 3 по 8 классы, № 114 — в 9-10 классах. Хотел бы рассказать о трех своих учителях со средней школы № 114. Пейсахович Лев Семенович — завуч, учитель математики, выдающийся педагог и организатор образования. Наша школа гремела практически на протяжении трех десятилетий не только в республике, а по России. Многочисленные ученики Льва Семёновича ушли в науку, стали профессорами, докторами наук, ведущими инженерами, конструкторами.

Классной руководительницей была Евтушенко Любовь Петровна, учительница истории. В 9-10 классе она смогла создать поразительную атмосферу в нашем классе. Нам давалась практически неограниченная свобода действий. Сейчас сложно представить это в современной школе. Мы после уроков оставались допоздна, до 8-9 часов вечера и наш классный кабинет превращался в клуб по интересам. Слушали музыку, общались, разговаривали, дружили, любили.

Учительница русского языка и литературы — Наталья Риховна Михайлова. Это просто выдающийся педагог по литературе. Все уроки, которые довелось мне посещать с участием Натальи Риховны, запомнились тем, что она призывала учеников включиться в дискуссию. Большинство уроков у нас так и проходило — в виде живого обсуждения. Наталья Риховна была человеком, который абсолютно безупречно владел русской речью.

Эти три учителя мне очень запомнились, хотя и остальные учителя во всех трех школах были замечательными людьми. Не хочу никого обидеть, всех поздравляю с 1 сентября, с новым учебным годом!

Айгуль Идрисова, международный гроссмейстер по шашкам, чемпионка Европы, чемпионка мира в формате блиц:

Своей самой первой и главной учительницей я считаю свою маму, Раушанию Рамазановну Идрисову. Еще до того, как пошла в школу в 2002 году, она научила меня читать, писать, считать. В БРГИ № 2 в Ишимбае эти знания развивала Зухра Фаткулловна Киньябаева. Она очень энергичная женщина. После уроков в первом классе я посещала литературный кружок, где мы писали стихи под ее руководством. Каково было мое удивление, когда уже после выпуска я обнаружила свой стишок, написанный тогда, в школьном сборнике.

Кроме обычных уроков, в нашей школе дети с младших классов обязательно раз в неделю посещают урок по шашкам. Его вел Александр Павлович Мельников. Поэтому, все дети в нашей школе умели играть в шашки. Постоянно устраивались турниры, соревнования класс против класса. Зухра Фаткулловна в такие моменты нас всегда поддерживала, переживала и утешала, если кто-то из нас проигрывал и плакал.

Со второго класса по четвёртый меня учила моя мама, которая также работала учительницей начальных классов БРГИ № 2. В ту пору я уже всерьез занималась шашками, как и несколько моих одноклассников. Из-за турниров мы часто пропускали уроки и мама нам помогала догнать остальных, не жалея своего времени и сил.

Отдельно хочется сказать об Александре Павловиче. Я считаю его крутым детским тренером. Он был строгим, но справедливым преподавателем. Он учил нас, что усердными тренировками можно добиться любых побед. Он также говорил, что нельзя бояться своего противника, несмотря на его возраст, опыт и победы. Чтобы стереть страх перед возрастом, он часто сажал первоклассников и старшеклассников за одну доску. Спустя годы с Александром Павловичем мы стали коллегами — состоим в одном шашечном клубе.

"