Posted 27 марта 2007,, 18:02

Published 27 марта 2007,, 18:02

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Эра непрофессионалов. В эпоху развитого капитализма сервис по-прежнему остается «советским»

27 марта 2007, 18:02
Многие, наверное, замечали, что никакие деньги не помогут вам получить качественное обслуживание. В любой сфере, выкладывая свои кровные, мы натыкаемся на горе-специалистов. Ремонт за бешеные тыщи оказывается сделан не на века, как обещали в солидной фирме, а на один год, пломба ценой в состояние, вылетает на следующий день, апгрейд компьютера заканчивается потерей всей файлов за ваши же деньги, волосы после дорогущей парикмахерской оказываются безнадежно сожжены, а милый врач, прием у которого оказывается дороже ужина в ресторане, не моргнув глазом вписывает вам в рецепт биодобавки, которые нужно приобретать только в одной конкретной аптеке. Знакомая картина, не правда ли? И это при том, что нам обещали, что перевод сферы обслуживания на коммерческие рельсы принесет, по меньшей мере, европейский сервис. Доморощенные политэкономы, повернувшие страну лицом к капитализму, и здесь ошиблись. Плата за услугу, как выясняется, вовсе не гарантирует ее качества, очень часто мы расстаемся со своими кровными, просто обогащая тех, кто называет себя профессионалами.

Дело мастера не боится

- Сколько можно ждать?

- Сколько нужно, столько можно, - нелепо улыбаясь отвечает мастер. – Вас много, а я один.

Знакомая до боли фраза звучит не в миниатюре Аркадия Райкина, любившего проехаться по советскому сервису, а в наши, что ни на есть капиталистические дни. Семья приобрела стиральную машину в одной из известных фирм по продаже бытовой техники, оплатив ее установку. Для того, чтобы бытовой прибор заработал, понадобилась неделя, которая напрочь истерзала нервы всех домочадцев, по очереди дежуривших рядом с агрегатом. Известную контору не волновало, что люди, способные выложить за стиральную машину пять бюджетных зарплат, должны иногда ходить на работу. В сервисном центре, ответственном за установку, лишь отвечали: «Ждите». Мастер явился на шестые сутки, бросив полную пролетарской ненависти сакраментальную фразу, о том, что вас, дармоедов, тучи, а он, рабочий человек – один.

В советское время сфера обслуживания была не на высоте, и экономисты объясняли расхлябанную работу ателье, парикмахерских, автосервисов и прочего государственным монополизмом. Мол, если у всех одинаковая зарплата, зачем стремиться к качеству? Однако сейчас государство является собственником предприятий и магазинов бытовых услуг в редчайших исключениях, а каждый умелец имеет право брать за свои услуги деньги, но о качестве по-прежнему никто не вспоминает.

Помните, как все советские граждане записывали в записные книжки телефоны специалистов, которые могли услужить «по блату»? «Блат» остается реальностью и в наши дни, только называется это теперь «знакомством». Знакомство дает уверенность, что вас не обманут, не унизят и постараются выполнить заказ в удобные для вас сроки и с нужным качеством. Телефонные книжки постсоветских граждан точно так же заполнены номерами «хороших» дизайнеров, строителей, парикмахеров, отделочников и сборщиков мебели. Потому что наличие громкого имени фирмы и даже огромные деньги не гарантируют качества выполненных работ и услуг.

Почему?

На наш взгляд развитие качественной сферы обслуживания не может происходить без усилий государства. Если в элитном ресторане, где стоимость чашки кофе превышает пенсию блокадницы Ленинграда, вас потчуют блюдами с просроченным сроком годности, значит, хозяевам заведения нечего бояться. В случае если ревизия прокуратуры или госинспекции обнаружит нарушения законов «О правах потребителя» или «О качестве и безопасности пищевых продуктов» максимум, что им грозит по административному производству – штраф в пять тысяч рублей. Надо ли говорить, что проще навариваться на непуганых потребителях, чем бороться за качество предоставляемых услуг?

Клиент всегда лох

- Что с тобой?

- Я повешусь, - она рыдает в голос. – Что я скажу своему молодому человеку?

Девушка, оказавшись случайно в известном, кстати, дорогостоящем, санаторно-курортном центре, отправилась к практикующему здесь гинекологу. Барышней двигало вполне естественное желание «убедиться, что все в порядке», однако из кабинета врача она вышла на подкашивающихся ногах. Проведя поверхностный осмотр, эскулапша обнаружила у молодой женщины целый список болезней, передающихся половым путем. Пока пациентка не пришла в себя, хитрая гинекологиня тут же предложила даме пройти дорогостоящее лечение, сумма которого «если по уму» зашкалила за 20 тысяч рублей. Надо ли говорить, что для юной девушки ударом стало даже не количество дензнаков, необходимое для выздоровления, а сам факт, что она оказалась носителем вселенской заразы? Страдания несчастной студентки разрешила мать, которой дочь, приготовившись наложить на себя руки, призналась в «ужасном».

- Врач поставила диагноз без анализов?

Девушка была отправлена в обычную поликлинику сдавать анализы и о, чудо! Волшебным образом выздоровела. Когда принципиальная студентка явилась к напугавшей ее медичке, та лишь пожала плечами: «Ну, ошиблась».

Обслуживающие нас специалисты по-прежнему руководствуются принципом: клиент всегда – лох и не развести его на бабки, себя не уважать.

- Надо ответственнее подходить к услугам, - скажет кто-то. – Заранее сверяться с ценами и точно знать, чего ты хочешь.

Но мы не можем быть специалистами во всем! А если речь идет о собственном здоровье?

Многие медики давно сделали свою работу прибыльнее вино-водочного киоска, запугивая клиентов несуществующими болезнями и выписывая им ненужные лекарства. Не секрет, что многие лекари заключают договоры с аптеками и имеют процент от количества купленных дорогих(!) лекарств. Никакая клятва Гиппократа не мешает врачу умолчать о том, что существуют дешевые аналоги «золотых» таблеток. Мол, денег много, раз пришел к платному врачу, готовься башлять. Но чаще всего заплаченные деньги не гарантируют качества лечения.

- Идите в бесплатную поликлинику, - скажет кто-то.

Но ведь и здесь нет гарантии, что врач не предложит заплатить за прием или дефицитные таблетки. Почему-то обслуживающие нас специалисты решили, что если государство разрешило им заниматься коммерцией, то заботиться о своем профессионализме не обязательно.

- Рынок и конкуренция выправят все перегибы, - уверяли нас законодатели еще 10 лет назад. Но рынок услуг за десятилетие стал еще уродливее.

Вот и пухнут записные книжки жителей Башкирии, заполняясь телефонами «своих» гинекологов, стоматологов, урологов, ортопедов, хирургов, которые пусть и возьмут деньги, но хотя бы не обманут.

У советского государства были длинные руки, недобросовестный сотрудник мог быть уволен с «волчьим» билетом и больше никогда не устроиться на работу по специальности. Сегодня страх нести ответственность за некачественную услугу изжит на корню – даже банки, обладающие собственной службой безопасности, не могут предугадать появление кредитных мошенников, что уж говорить о частных лавочках, нанимающих абы кого на работу?

Руки бы вырвать у этих людей

- Слышь, у тебя чашки нет?

Слесарь, пришедший сделать замену труб, усаживается у телевизора, нисколько не смущаясь хозяев, нацеживая пиво в принесенную кружку. Собственникам жилища деваться некуда – они вызвали ремонтника и уверены, что тот им поможет. Да и деньги за материалы уже «уплочены», приходится мириться и с наглостью и развязностью мастера, который как будто специально затягивает сантехнические работы. Владельцы квартиры уже пожалели, что натолкнулись на объявление именно этого специалиста, но вынуждены терпеливо ждать, пока тот справится с порученным ему делом. Зарабатывать деньги «рукастым» мастерам кажется просто – главное уметь держать в руках отвертку.

Вот и взрываются газовые трубы, установленные непрофессионалами, уверенными, что они «видели, как это делается», хлещет к соседям ниагара из закрытых кафелем стояков, потому что сантехнического образования предприниматель, делавший ремонт, не имел, проваливаются ванны, установленные «отличными» мастерами, и оседает дом от ненароком снесенных несущих стен. ЖЭКи, сталкивающиеся с ужасающими «евроремонтами» винят хозяев, вообразивших себя новыми русскими, но ведь люди, заплатившие огромные деньги за желание жить красиво виноваты только в том, что доверились непрофессионалам.

- Не нравится выполненная работа – идите в суд, - скажет кто-то.

Тот, кто сталкивался с нашим судопроизводством, больше никогда не переступит порог суда. Судебная реформа, установившая состязательность процесса, как будто специально закрыла дорогу в храм Фемиды простым гражданам. Суд принимает решения исходя из юридических доказательств, представленных сторонами, а потому без адвоката не обойдешься даже в самом пустяковом деле. Защитники, почуяв золотую жилу, рубят деньги и за написание искового заявления и за каждый поход в зал суда. Даже в случае выигрыша процесса вам останется наслаждаться только моральным удовлетворением, поскольку любые компенсации все равно не дотянут до сумм, отданных в лапы жадным защитникам.

- Скоро к нам придет цивилизация, и мы будем защищать свои права, как в Америке, - говорят сторонники так называемых демократических реформ.

Да не будет у нас никогда, как в Америке! Там адвокатским конторам дорого их имя, и они не позволяют работать себе спустя рукава, там существует закон, обязывающий защитников получать вознаграждение после процесса, а не до его начала, там запятнавший себя, навсегда потеряет практику. Наши же юристы, списав поправки в УПК с американской правовой кальки, тут же оградили и адвокатов, и служителей Фемиды от возможного преследования, приняв законы о неприкосновенности судей и профессиональной защите адвокатов. Существование законодательной «крыши» расплодило так называемых «черных» адвокатов, которые даже не думают вчитываться в бумаги, а сразу заявляют, что для выигрыша процесса нужно дать судье и прокурору энную, чаще со многими нулями, сумму. Нечестные юристы просто кладут деньги в свой карман, и не думая ни с кем «договариваться»: клиент все равно никак не проверит, а тем более не докажет, что его деньги сыграли какое-то участие в процессе.

Да хоть вас оберут до нитки, не ударив палец о палец, единственное что грозит адвокату – порицание коллег, которые станут разбирать вашу жалобу. Такое ощущение, что законодательная власть намеренно принимала юридические акты, позволяющие начаться эре непрофессионалов.

Отпустив на вольные хлеба сферу обслуживания, государство и не подумало позаботиться о каких-либо законодательных актах, не только ее регулирующих, но и способных адекватно наказывать тех, кто не желает честно работать.

В советские времена работающие в сфере обслуживания покрывались холодным потом от упоминаний ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности), пойманным за руку было, что терять – и не только работу. Сегодня к уголовной ответственности руководителя частной фирмы, оказывающей некачественные услуги, привлечь невозможно. Ведь для того, чтобы отправить мошенника или лентяя за решетку требуется доказать умысел. А какой может быть умысел, если человек чуть-чуть ошибся в свою пользу? За ошибки в эру непрофессионалов не карают.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"