Хэппи брЭНД. В Уфе ищут отличительные особенности города

Хэппи брЭНД. В Уфе ищут отличительные особенности города

22 ноября, 03:04
Политика
У столицы Башкирии может появиться свой логотип. Логотип не заменит официальный герб Уфы с бегущей куницей, но станет размещаться на местных товарах, городской инфраструктуре и сувенирах. Как поясняют специалисты, брендинг необходим, чтобы выделить индивидуальные черты города в политических, экономических, патриотических и туристических целях.

Как сообщил «МКС» вице-мэр Уфы Сынтимир Баязитов, власти ждут свежих идей для создания имиджевого «клейма» столицы республики.

- Программа продвижения Уфы на российском и международном уровне требует детальной проработки с привлечением научного сообщества, специалистов в соответствующих областях, и, конечно, с участием общественности, - говорит г-н Баязитов.

Среди специалистов дизайна и пиара разгорелась дискуссия, что именно помещать на логотип города. Самыми банальными вариантами оказались – куница, пчела, монумент Дружбы, курай и Салават Юлаев.

- Это избитые официальные образы не только Уфы, но и Башкирии, их достаточно и на официальной символике, - поделилась мнением директор рекламного агентства «Арго» Зоя Тужилова. – Например, никто из дизайнеров пока еще не обращался к теме уральских гор, которые, как мне кажется, могут стать символом города.

А вот владелец портала рекламного сообщества rufa.ru Михаил Бреслер полагает, что Уфе нужен образ из животного мира, талисман, а не графический символ.

- Например, у Екатеринбурга это золотой соболь Екавери, а у нас может быть куница – наше отличие от тотемных символов других мегаполисов, - считает г-н Бреслер. - Куница графически легко изображается и вызывает приятные ассоциации.

По мнению основателя rufa.ru не стоит слепо перенимать моду западной сити-айдентики.

- Зачем Уфе логотип? У всех есть, чтобы и у нас был? Образ бренда – он в сознании горожанина, а не в фантазии дизайнера-художника, а приезжему приятнее иметь дело с меховой игрушкой, - говорит он.

Почти все европейские города имеют графические символы. Например, на логотипе побратима Уфы – немецкого города Галле изображена игра слов «halle-saalle» со слоганом – «город торговли». Михаил Бреслер уверен, что таким образом власти Галле закамуфлировали официальный герб – полумесяц, ассоциирующийся с исламом.

Сегодня российские города стремятся получить свои логотипы. Первой стала Пермь, для которой дизайнер Артем Лебедев нарисовал букву «П» - символ открытых инвестициям городских ворот. Из шести вариантов отбирается логотип для Москвы, готовы два варианта графического символа Питера. Крупные города СНГ также уже имеют или выбирают свои символы.

Сам логотип может быть привязан к какому-то событию, как, например, универсиада в Казани. Но, так или иначе, в графический символ должна быть заложена отличительная черта того или иного мегаполиса.

- Прежде чем приступать к созданию логотипа, нужно выяснить какую нишу занимает наш город и то, что его отличает от других, - объясняет арт-директор дизайн-студии «Paradox Box» Ильшат Байбурин. – Питер – культурная столица, Казань продвигает свой бренд «третьей столицы», Новосибирск – наукоград. А Уфы пока нет четкого позиционирования. Но логотип городу нужен, хотя бы просто чтобы Уфу узнавали, что есть в России такой город, и мед и нефть – это не все его особенности.

- Логотип – это верхушка айсберга, конечный результат брендирования города, а до этого концепцию нужно наполнить смыслом и обосновать, - поддерживает коллегу глава продакшн-студии «БеZНебес» Евгений Никонов.

По словам г-на Никонова на место в логотипе не могут претендовать архитектурные сооружения Уфы, так как «и парк Победы, и «президент отель», и конная скульптура есть почти в каждом городе». А  вот текстовое написание названия города можно красиво обыграть, хотя тема с «тремя шурупами» (начертание башкирского названия Уфы в аэропорту) среди дизайнеров уже не нова.

Эксперты затруднились ответить, во сколько может обойтись создание графической символики мегаполиса. По оценкам Евгения Никонова нужно исходить из средней стоимости подготовки товарного логотипа, это 20 тысяч рублей и выше в зависимости от сложности. А вот г-н Байбурин из«Paradox Box» уверен, что профессиональные студии возьмутся бесплатно выполнить эту работу, ведь быть автором городского логотипа – честь для любого дизайнерского бюро. Но, так или иначе, рекламщики пришли к выводу, что создание городского символа ни в коем случае нельзя поручать муниципальным художникам, а лучше выставить на конкурс.

- Скорее всего, будет объявлен открытый конкурс, так будет честнее, - согласен вице-мэр Сынтимир Баязитов.  

Нельзя сказать, что власти Уфы не предпринимали попыток сити-айдентики.

Каждый из семи районов города имеет свой логотип, правда никто их бизнесменов так и не пожелал воспользоваться муниципальными символами и дальше сайта мэрии они распространения не получили.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter