Posted 15 мая 2012,, 15:18

Published 15 мая 2012,, 15:18

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Жители Урмана до сих пор не получили компенсации от минобороны

15 мая 2012, 15:18
Пятничное утро в Иглино выдалось жарким. В здании местной администрации собрались десятки жителей поселка Урман, требуя приезда районного руководителя Рафика Мусина. Урманцы поставили ультиматум - если в ближайшие часы глава района не приедет, они перекроют федеральную трассу М5. И случилось чудо: глава района в буквальном смысле спустился с небес – прилетел на вертолете. По словам местных жителей, по прошествии года сложилась ненормальная ситуация с выплатой компенсаций и ликвидацией последствий прошлогодней трагедии.

Напомним, 26 мая 2011 года в поселке Урман взорвался склад боеприпасов, существовавший здесь с 1934 года. Танковые и артиллерийские наряды свозились в республику со всей России, и после эпохи разоружения их здесь скопилось не менее 100 тысяч тонн. Часть, снабжавшая артиллерийскими боеприпасами все братские страны, оказалась законсервированной – закрыть окончательно ее собирались в 2015 году. А до этого времени вольнонаемные и солдатики выковыривали капсюли со взрывателями вручную, чтобы можно было закопать смертоносное богатство. Охраны как таковой на складах не было – нанимали местных, а на воротах, по рассказам, «стояли бабульки и дедульки». Причиной взрывов, по версии следствия, стал «человеческий фактор» - рядовой Сергей Деняев, призванный из Мордовии, бросил детонатор в груду снарядов. Мальчишка говорит, что он уронил ящик с боеприпасы, и «вдруг все загорелось». В течение недели боеприпасы рвались бесконтрольно и, как утверждают очевидцы, отлетали за три километра от арсенала, уходя в землю на несколько метров. Разрушенные дома башкирские власти, не дожидаясь компенсаций минобороны РФ, отстроили заново, но выделенные деньги кончились, а военные не спешат отдать людям долги.

Но вопросы местные жители задают главе администрации. Например, дом местной жительницы Альмиры Тагировой вот уже почти год находится в аварийном состоянии. И, действительно, на домишко без слез не взглянешь. А заходить внутрь и вовсе опасно для жизни – крыша вот-вот рухнет, а печная труба приняла почти горизонтальное положение.

- А у меня из крыши пушка торчит, - шутит сквозь слезы, глядя на свою крышу и трубу, пенсионерка. - А сколько всего обещано было! И ремонт, и 50 тысяч рублей. А в итоге только 5 тысяч дали и все.

Пенсионер Рауль Идельбеков пришел к сельсовету со своей проблемой. Около года мужчина не может оформить инвалидность, которую он заработал, охраняя арсенал. А теперь командование воинской части, где он работал, отказывается выдавать документы, необходимые для оформления инвалидности, хотя никаких юридических препятствий нет.

- Когда прогремели первые взрывы, я находился на посту, - с горечью вспоминает Рауль Идельбеков. - От взрывной волны упал на землю, сильно ударился. Часа четыре лежал без сознания. Кругом все грохотало. Когда пришел в себя, почувствовал, что из-за травмы отказали ноги. Пополз на руках. Спасибо какому-то незнакомому мужчине, который помог выбраться из этого пекла. Только наше начальство оказалось бессердечным и равнодушным к людям и их страданиям.

Регулярно звучат репортажи о масштабной работе саперов, которые днем и ночью ведут работы по разминированию района или о патрулировании полицейскими опасного периметра, которые пресекают несанкционированный сбор гильз и неразорвавшихся снарядов. Однако у урманцев свое мнение на этот счет. По их словам, село - настоящий клондайк для сборщиков металла и опасное минное поле. Не проходит и дня, что бы кто-нибудь не нашел в лесу или у себя в огороде смертоносный клад. Так жительница Урмана Елена Петрова, проживающая на улице Гоголя, 15, нашла в своем дворе ручную гранату.

- Я копала огород, когда под лопатой лязгнуло что-то металлическое, - рассказывает Елена Петрова. – Я, конечно, не разбираюсь в оружии, но найденный боеприпас очень похож на гранату. А ведь нет гарантии, что у меня в огороде нет еще каких-нибудь бомб.

Действительно, во дворе у напуганной женщины лежит противопехотная граната, похожая на наступательную гранату образца 1914 года (досконально изучать маркировку боеприпаса автор этих строк по известным причинам не стал). Помнится, именно такой гранатой Петька из легендарной кинокартины «Чапаев» подорвал белогвардейский броневик. А что будет с ветхим домишком Елены Петровой в случае подрыва боеприпаса?

Прибывший на место схода сельчан глава Иглинского района Рафик Мусин заверил жителей, что ситуация в ближайшее время нормализуется, и все получат необходимую помощь.

- Мы уже подготовили письмо Владимиру Путину, которое должен подписать президент Рустэм Хамитов, - говорит глава района. - Я вас уверяю, что все пострадавшие получат компенсацию, а поврежденное имущество будет отремонтировано.

Людей же удивляет, почему до сих пор их проблемы не решены.

- Где гарантия, что нас не обманут еще раз? – спрашивают они.

Особенно местных жителей возмущают многочисленные факты «кумовства». По их словам, все работники и приближенные к администрации села уже получили денежные компенсации и дождались обещанного качественного ремонта в своих домах. И это фактически подтвердил глава сельского поселения Рафаэль Калакаманов. По его словам, такой избирательный подход к пострадавшим жителям – совершенно нормальное явление.

- Мы же в деревне живем, – невозмутимо парировал местный руководитель и, обращаясь к журналистам, добавил: - Вы же городские, вам это сложно понять.

Как говорится, без комментариев.

Евгений КОСТИЦЫН.

Между тем

Рустэм Хамитов: «Если требования законны – компенсации должны быть выплачены»

Рустэм Хамитов взял под контроль ситуацию с выплатой компенсаций пострадавшим в результате взрыва в поселке Урман. Глава Башкирии накануне провел совещание, в ходе которого отметил, что республика взяла на себя основную нагрузку по восстановлению и обеспечению жизнедеятельности поселка. Однако, часть пострадавших имеет претензии по выплате компенсаций. Г-н Хамитов поручил правительственной комиссии провести личный прием граждан, высказавших претензии и установить обоснованность их требований. В случае если они законны, решить вопросы с выплатой немедленно.

- Собственно говоря, мне не очень понятна эта ситуация, что там происходит, с чем это связано, кто допустил промахи, если таковые есть, - заявил Рустэм Закиевич. - Мы должны сегодня разобраться. Я хочу сказать: если люди недополучили причитающуюся им компенсацию, то надо работать над тем, чтобы все эти компенсации были выплачены. Если федеральные министерства, ведомства не смогли выполнить свою работу, значит, нам надо требовать, чтобы эту работу они выполнили.

"