Халатное отношение. На сцене «Ла Скала» уфимский кураист выступил в башкирском еляне

Халатное отношение. На сцене «Ла Скала» уфимский кураист выступил в башкирском еляне

27 января 2010, 00:19
Культура
В миланском театре, по праву считающемся мировым центром оперной культуры, уфимский кураист Роберт Юлдашев выступил вместе с Ильдаром Абдразаковым. Прославленный бас завершил сольное выступление под аккомпанемент башкирского национального инструмента. Программа состояла из итальянских арий, русских романсов, а в завершении прозвучали две башкирские песни.

Роберт Юлдашев: «Абдразаков – бас №1 в мире»

 

Вернувшись в столицу Башкирии, кураист рассказал журналистам о прошедшем концерте.

- Я был лишь маленьким винтиком в этом выступлении, - смущенно говорит музыкант. – Но я несказанно счастлив, что мне выпала такая честь. Правда, я представлял себе все совсем по-другому. Дело в том, что концерт Ильдара должен был быть камерным, и мне почему-то казалось, что там соберется от силы сотня зрителей. Когда же я вышел на сцену, очень удивился – шесть этажей балконов, 3200 мест – и все заняты. В зале присутствовали завсегдатаи «Ла Скала», ценители музыки, которые с первых нот понимают, стоит слушать этого музыканта или нет – определяют его талант моментально. Я много гастролировал, но перед такими слушателями стоял первый раз. Ощущения непередаваемые!

- Как познакомились с Ильдаром?

- Мы учились в спецшколе при Уфимской академии искусств. К сожалению, его отчислили, и он даже хотел завязать с музыкой, но его брат Аскар буквально за руку привел Ильдара к педагогу Миляуше Муртазиной. Именно в тот момент заново началось его музыкальное рождение. Кстати, после концерта Ильдар очень жалел, что в зале не было Миляуши Галеевны, и что его отец Амир Абдразаков не дожил до этого концерта. Именно отец Ильдара три-четыре года назад буквально заставил нас встретиться в студии телецентра и записать две башкирские мелодии – «Урал» и «Азамат».

- Абдразаков сам предложил совместную работу?

- Получилось очень забавно. Когда год назад я вернулся из гастролей по Туркмении, каждый знакомый спрашивал, когда у меня с Ильдаром концерт. Я недоумевал, а через некоторое время с этим же вопросом стали звонить журналисты. Я толком не знал, как им отвечать -  ничего не отрицал, но и утвердительного ответа не давал. Созвонился с Ильдаром и выяснил, что он в одном из интервью уже озвучил свои планы насчет нашего совместного концерта, а меня еще не предупредил об этом.

- Долго готовились к выступлению?

- Сначала я длительное время репетировал свое соло, хотел показать курай с разных позиций. Но в последний момент, когда послушал, как зал принимает музыку, все переменил и сыграл соло традиционную башкирскую мелодию узун-куй. Мне показалось, что она близка итальянскому восприятию. С Ильдаром мы репетировали всего лишь два дня, но до этого в течение двух месяцев присылали друг другу материалы по интернету.

Программа выступления определилась еще летом, а осенью Роберт начал готовить все необходимые документы для поездки.

– Представляете, стою уже на стойке регистрации в аэропорту, а мне говорят, что моих билетов нет, а до вылета остается всего полтора часа. Пришлось купить другой билет и ехать в другой аэропорт. Уже вечером, прилетев в Милан, я узнал, что во Франкфурте, где у меня должна была быть пересадка, пассажиры не могли вылететь три дня. В этот момент я понял, что случайных вещей в жизни не бывает – видимо, наш концерт должен был состояться в любом случае. Для меня эта мистическая ситуация с билетами стала неким символичным знаком.

По словам Роберта Юлдашева, выступление в «Ла Скала» стало для него неким откровением.

- Мне всегда казалось, что выступление – это шоу, где много музыкантов и обязательно происходит какое-то действо. Я был удивлен, что три тысячи зрителей два часа слушают одного певца, на сцене лишь фортепиано, и все это подсвечено лишь двумя прожекторами. В России никто бы не высидел два отделения такого концерта, но в Италии совсем другие, классические традиции. Выступление в «Ла Скала» стало для меня большим уроком. Я многое понял и по-другому стал относиться к организации концертов, открыл для себя новые горизонты, понял, что за внешней мишурой порой очень сложно увидеть настоящее искусство.

- Какие ассоциации вызвал курай у слушателей?

- Сначала они подумали, что наш музыкальный инструмент похож на флейту, но потом поняли, что это разные вещи. После концерта ко мне подошла женщина, которая живет в Италии на границе со Швейцарией. Она призналась, что под музыку курая представляла башкирскую природу. Видимо неслучайно Башкирию называют малой Швейцарией. Сейчас мне на почту приходят отзывы зрителей. Многие из них признавались, что, увидев меня в халате поверх смокинга, стали хихикать, но после моего соло зрители полностью поменяли свое отношение к нашим мелодиям.

- Сколько стоил билет на выступление?

- В партер - 37 евро.

- Из известных людей кто-нибудь посетил ваше выступление?

- Футболист, защитник «Милана» Каха Каладзе. Он друг Ильдара, поэтому пропустить такое событие не мог. Сам Ильдар очень скучает по Башкирии и жалеет, что у нас не так сильно любят классическую музыку. Со своим преподавателем он постоянно поддерживает связь, даже будучи в Милане очень часто общается по телефону с уфимскими друзьями и знакомыми. Вы даже не представляете, как в Италии любят Ильдара! Его вызывали пять раз «на бис», аплодировали стоя. Зрители не хотели расходиться, продолжая рукоплескать. На банкете после концерта мне рассказали о том, что в 2000 году Ильдар выиграл конкурс Марии Каллас в Италии, причем с очень большим отрывом. После этого импресарио выстроились к нему в очередь, и он подписал контракт си театрам Италии на четыре года. Так что можно сказать Италия – это его вторая родина. Ильдар среди басов сегодня номер один в мире, график его концертов расписан на многие годы, причем в лучших залах мира.

- Жене какой-нибудь сувенир привези?

- Что вы, о походах по магазинам я даже не думал! Когда тебе предстоит выступить в «Ла Скала», ни о чем другом кроме музыке и думать не можешь! Я даже практически никуда не успел сходить, все свободное время мы репетировали. Но сейчас я хочу сказать жене большое спасибо за то, что терпит меня, ведь жить с творческим человеком очень непросто.

- Не секрет, что вы мечтаете подержать в руках курай, который принадлежал аксакалам…

- Пока я такой инструмент еще не нашел. Зато держал инструмент, который сделан из трубки самолета «Мессершмитт». Это боевой курай: в трудные моменты Великой Отечественной войны кураист играл на нем, поднимая боевой дух солдат. Этот инструмент хранится в музее Зианчуринского района. Конечно, звук металлического курая жестче, чем натурального, но это его не портит.

 

Ильдар Абдразаков: «Юлдашев открыл Европе курай»

 

Совместным выступлением с Юлдашевым Ильдар очень доволен и надеется показать этот концерт уфимским зрителям. 

- Впервые в истории Роберт показал все возможности нашего народного инструмента международной публике – в зале были люди из Италии, Австралии, Японии, Америки, Кореи. Теперь можно сказать, что курай знают везде. Кстати, инструментом очень заинтересовались итальянцы. Еще до того, как состоялся концерт, вся пресса была заинтересована башкирским национальным инструментом. После выступления вышли статьи с благодарностью, в которых говорилось, что мы открыли для Италии новый инструмент. Роберт замечательно сыграл, показав курай со всех сторон. У меня просто мурашки по телу, да что говорить, даже слезу вышибло. Роберт представил национальный колорит Башкирии, выйдя в смокинге, поверх которого накинул башкирский халат. Как только Роберт заиграл, в зале воцарилась такая тишина, что было бы слышно, как пролетит муха. За те минуты, которые были прожиты на сцене, можно было отдать полжизни, потому что это просто незабываемо. Я думаю, курай должен звучать везде, во всех странах мира.

- Итальянцы поняли, что такое Башкирия?

- В программках, которые раздавались каждому зрителю, все было подробно описано, так что, думаю, они в курсе. Зрители просто с открытыми ртами сидели, они обалдели оттого, что существует башкирская музыка. После концерта к Роберту подходило очень много людей, он раздал все свои диски, которые у него были.

- Еще с Юлдашевым планируете петь?

- Пока таких планов нет, поскольку я в основном пою в спектаклях. Правда, сейчас мы ведем переговоры с Рекьявиком.  Считаю, что мы с Робертом должны показать это выступление в Уфе.

- Правда, что мечтаете выступить с Земфирой, Шевчуком и Юлдашевым на одной сцене?

- Есть такие мысли. Было бы здорово спеть всем вместе, ведь мы земляки. Необязательно петь все время квартетом, но хотя бы одну композицию. Но это лишь мои пожелания, осуществляться ли они, покажет время.

- Когда приедете в Уфу?

- Наверное, в мае. Сейчас у меня будет очень продолжительный тур по Америке, после которого, скорее всего, прилечу на родину.

Ксения ЛАПТЕВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter