Народный театр Уфы начинает новую жизнь на старой сцене

Народный театр Уфы начинает новую жизнь на старой сцене

Народный театр Уфы начинает новую жизнь на старой сцене

17 ноября 2010, 03:04
Культура
Любимый уфимцами Народный театр, которому присвоено имя его основателя Петра Шеина, возвращается на родную сцену в ДК «Нефтяник». В субботу здесь состоится премьера французской комедии «Не верь глазам своим». Теперь на сцене рядом с мэтрами любительской труппы – молодые актеры, третье поколение Народного театра, который откроет 29-й сезон. Директор дворца «Нефтяник» Петр Шеин создал труппу в 82-м, через три года театру было присвоено почетное звание «Народный». Петр Александрович стал его главным режиссером и сделал свое детище одним из самых популярных театров столицы Башкирии.

Шеин поставил более 60 спектаклей, среди которых «Слуга двух господ» и «Трактирщица» Гольдони, «Божественная комедия» Штока и «Ханума» Цагарели, «Поминальная молитва» и «Шут Балакирев» Горина, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Ерофеева и «Вторая смерть Жанны д`Арк» Цанева. Каждый из спектаклей становился заметным событием в театральной жизни Уфы. Несколько лет назад театр из «Нефтяника» попросили: труппа репетировала и играла сначала в Доме актера, а в 2005-м артистов приютил ДК «УЗЭМИК».

- Это было уже второе поколение актеров, - поясняет актер и худрук возрожденного театра Юрий Стульников. – Сейчас мы вернулись, потому назвали театр «Третье поколение». Так назывался и первый спектакль, поставленный Петром Шеиным. Нам показалось это очень символичным.

На сцене и тогда, и сейчас - непрофессиональные артисты. В обычной жизни они юристы, менеджеры и чиновники, для которых театр - отдушина, а играют и репетируют они абсолютно бесплатно.

- У нас каждый актер работает на основной специальности, - продолжает Юрий Георгиевич. – Я трудился старшим прокурором Управления прокуратуры республики, теперь работаю помощником председателя одного из уфимских банков. Несмотря на карьерные изменения, сцену мы не оставляем. Для нас это вторая жизнь, а может, даже и первая.

Один из старейших актеров Народного театр Борис Шнейдер, параллельно заведовавший сектором ВНИИ «Нефтепромгеофизика», за 24 года отыграл в 35 спектаклях, а его увлечение театром в общей сложности длится более полувека. Теперь на мэтра возложили почетную миссию - возглавить худсовет Народного театра.

- У меня по поводу этого события целая гамма чувств: во-первых, мы вернулись в родное гнездо, ведь мы все птенцы Шеина, - отмечает Борис Аронович. - Во-вторых, к нам приходит третье поколение – молодые, способные ребята. Например, Руслан Назиров, который будет играть у нас в новом спектакле. Самое главное, что у них есть потрясающая любовь к театру. Без этой увлеченности ничего сделать нельзя. А профессионализм появится со временем.

Сегодня старейшины Народного театра восстанавливают спектакли Шеина в память о легендарном режиссере, вводят в постановки молодых актеров.

- В 2008 году, когда Шеин ушел из жизни, мы реконструировали «Поминальную молитву» - его самое значительное произведение. Сейчас играем его спектакль шестилетней давности «Не верь глазам своим», которым отпразднуем возвращение в родные пенаты. Это легкая, искрометная и пикантная французская комедия, как, впрочем, и все образцы этого жанра. Восстановить спектакль, ничего не меняя в режиссерских решениях, нам труда не составило. Но мы прекрасно понимаем, что замену Петру Александровичу не найти.

Петр Шеин ушел из жизни в возрасте 67-ми лет. Последние семь лет Петр Александрович руководил студенческим театром медуниверситета «Диалог №38». Последняя его постановка – драма Александра Володина «Две стрелы». Несколько лет назад эстафету у Шеина приняла преподаватель ВЭГУ Ева Щелчкова, которая режиссировала спектакли Народного театра и выходила на сцену в качестве актрисы.

- Я пришла сюда совсем девочкой, а попала на возрастные роли: бабушек, тетушек, - рассказывает Ева Николаевна. - Это была хорошая школа - подобные роли даются не всем. Профессионалы выходят на сцену работать, а мы выходим после работы. Но требования не снижаются. Петр Александрович был руководителем очень жестким и, добиваясь своего, мог буквально растоптать человека. Ему был нужен результат. Так что и слезы были неизбежны.

- На репетициях Шеин был диктатором, - подтверждает Борис Шнейдер. – Он доводил актеров до слез, но делал это только для пользы дела и часто повторял: «Я кричу не на вас, а на ваших героев, а вы – самые дорогие для меня люди». Режиссер - это очень серьезная профессия. Далеко не каждый актер способен быть постановщиком. Вот у Петра Александровича был не только режиссерский, но и актерский талант.

Мало кто знает, что Петр Шеин учился у самого Товстоногова в Ленинградской театральной школе.

- Он перенял его стиль работы, был режиссером до мозга костей, - продолжает Борис Аронович. - Шеин знал, чего добивался от нас, непрофессиональных актеров. Когда  ставил спектакль, отдельные моменты он делал интуитивно и не мог объяснить это нам, актерам. Только потом мы понимали, как он был прав.

Сегодня освоиться на сцене молодежи помогает первое, шеинское поколение театра – это и Борис Шнейдер, и Юрий Стульников, которым восемь лет назад было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РБ». А также старейшая актриса театра Люэза Шарипова, которой исполнилось 84 года.

- И теперь у нас в театре сложилась уникальная ситуация, когда на одной сцене актеры 18-ти и 80-ти лет! – восклицает Борис Шнейдер.       

Молодой актер Руслан Назиров только в самых смелых мечтах мог представить себе, что окажется на одной сцене с мэтрами.

- О сцене я грезил с детства: начиная с 12 лет, не пропускал ни одной постановки любимого театра. Когда поступил в Уфимский педуниверситет и узнал, что режиссер Народного театра Ольга Буслаева и ее супруг Илья организовали у нас актерскую студию «Интрига», сразу же пришел к ним. Когда Буслаевы уехали в Москву, студенческий театр осиротел, и тут мы узнаем, что Народный театр возвращается на сцену ДК «Нефтяник» и набирает актеров.

Сегодня в театр планируют пригласить режиссера для постановки двух-трех новых спектаклей. А худрук «Народного» признался, что не исключен выезд новых постановок на гастроли.

- Вопрос лишь в том, что все наши актеры в будни заняты на основной работе, - замечает Юрий Стульников. – Но, может быть, на выходные мы позволим себе выезжать в другие города. С камерным спектаклем «Не верь глазам своим», который идет на Малой сцене, это будет совсем не сложно.

Рустем ГАББАСОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter