Posted 16 ноября 2010,, 22:04

Published 16 ноября 2010,, 22:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Народный театр Уфы начинает новую жизнь на старой сцене

16 ноября 2010, 22:04
Любимый уфимцами Народный театр, которому присвоено имя его основателя Петра Шеина, возвращается на родную сцену в ДК «Нефтяник». В субботу здесь состоится премьера французской комедии «Не верь глазам своим». Теперь на сцене рядом с мэтрами любительской труппы – молодые актеры, третье поколение Народного театра, который откроет 29-й сезон. Директор дворца «Нефтяник» Петр Шеин создал труппу в 82-м, через три года театру было присвоено почетное звание «Народный». Петр Александрович стал его главным режиссером и сделал свое детище одним из самых популярных театров столицы Башкирии.

Шеин поставил более 60 спектаклей, среди которых «Слуга двух господ» и «Трактирщица» Гольдони, «Божественная комедия» Штока и «Ханума» Цагарели, «Поминальная молитва» и «Шут Балакирев» Горина, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Ерофеева и «Вторая смерть Жанны д`Арк» Цанева. Каждый из спектаклей становился заметным событием в театральной жизни Уфы. Несколько лет назад театр из «Нефтяника» попросили: труппа репетировала и играла сначала в Доме актера, а в 2005-м артистов приютил ДК «УЗЭМИК».

- Это было уже второе поколение актеров, - поясняет актер и худрук возрожденного театра Юрий Стульников. – Сейчас мы вернулись, потому назвали театр «Третье поколение». Так назывался и первый спектакль, поставленный Петром Шеиным. Нам показалось это очень символичным.

На сцене и тогда, и сейчас - непрофессиональные артисты. В обычной жизни они юристы, менеджеры и чиновники, для которых театр - отдушина, а играют и репетируют они абсолютно бесплатно.

- У нас каждый актер работает на основной специальности, - продолжает Юрий Георгиевич. – Я трудился старшим прокурором Управления прокуратуры республики, теперь работаю помощником председателя одного из уфимских банков. Несмотря на карьерные изменения, сцену мы не оставляем. Для нас это вторая жизнь, а может, даже и первая.

Один из старейших актеров Народного театр Борис Шнейдер, параллельно заведовавший сектором ВНИИ «Нефтепромгеофизика», за 24 года отыграл в 35 спектаклях, а его увлечение театром в общей сложности длится более полувека. Теперь на мэтра возложили почетную миссию - возглавить худсовет Народного театра.

- У меня по поводу этого события целая гамма чувств: во-первых, мы вернулись в родное гнездо, ведь мы все птенцы Шеина, - отмечает Борис Аронович. - Во-вторых, к нам приходит третье поколение – молодые, способные ребята. Например, Руслан Назиров, который будет играть у нас в новом спектакле. Самое главное, что у них есть потрясающая любовь к театру. Без этой увлеченности ничего сделать нельзя. А профессионализм появится со временем.

Сегодня старейшины Народного театра восстанавливают спектакли Шеина в память о легендарном режиссере, вводят в постановки молодых актеров.

- В 2008 году, когда Шеин ушел из жизни, мы реконструировали «Поминальную молитву» - его самое значительное произведение. Сейчас играем его спектакль шестилетней давности «Не верь глазам своим», которым отпразднуем возвращение в родные пенаты. Это легкая, искрометная и пикантная французская комедия, как, впрочем, и все образцы этого жанра. Восстановить спектакль, ничего не меняя в режиссерских решениях, нам труда не составило. Но мы прекрасно понимаем, что замену Петру Александровичу не найти.

Петр Шеин ушел из жизни в возрасте 67-ми лет. Последние семь лет Петр Александрович руководил студенческим театром медуниверситета «Диалог №38». Последняя его постановка – драма Александра Володина «Две стрелы». Несколько лет назад эстафету у Шеина приняла преподаватель ВЭГУ Ева Щелчкова, которая режиссировала спектакли Народного театра и выходила на сцену в качестве актрисы.

- Я пришла сюда совсем девочкой, а попала на возрастные роли: бабушек, тетушек, - рассказывает Ева Николаевна. - Это была хорошая школа - подобные роли даются не всем. Профессионалы выходят на сцену работать, а мы выходим после работы. Но требования не снижаются. Петр Александрович был руководителем очень жестким и, добиваясь своего, мог буквально растоптать человека. Ему был нужен результат. Так что и слезы были неизбежны.

- На репетициях Шеин был диктатором, - подтверждает Борис Шнейдер. – Он доводил актеров до слез, но делал это только для пользы дела и часто повторял: «Я кричу не на вас, а на ваших героев, а вы – самые дорогие для меня люди». Режиссер - это очень серьезная профессия. Далеко не каждый актер способен быть постановщиком. Вот у Петра Александровича был не только режиссерский, но и актерский талант.

Мало кто знает, что Петр Шеин учился у самого Товстоногова в Ленинградской театральной школе.

- Он перенял его стиль работы, был режиссером до мозга костей, - продолжает Борис Аронович. - Шеин знал, чего добивался от нас, непрофессиональных актеров. Когда ставил спектакль, отдельные моменты он делал интуитивно и не мог объяснить это нам, актерам. Только потом мы понимали, как он был прав.

Сегодня освоиться на сцене молодежи помогает первое, шеинское поколение театра – это и Борис Шнейдер, и Юрий Стульников, которым восемь лет назад было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РБ». А также старейшая актриса театра Люэза Шарипова, которой исполнилось 84 года.

- И теперь у нас в театре сложилась уникальная ситуация, когда на одной сцене актеры 18-ти и 80-ти лет! – восклицает Борис Шнейдер.

Молодой актер Руслан Назиров только в самых смелых мечтах мог представить себе, что окажется на одной сцене с мэтрами.

- О сцене я грезил с детства: начиная с 12 лет, не пропускал ни одной постановки любимого театра. Когда поступил в Уфимский педуниверситет и узнал, что режиссер Народного театра Ольга Буслаева и ее супруг Илья организовали у нас актерскую студию «Интрига», сразу же пришел к ним. Когда Буслаевы уехали в Москву, студенческий театр осиротел, и тут мы узнаем, что Народный театр возвращается на сцену ДК «Нефтяник» и набирает актеров.

Сегодня в театр планируют пригласить режиссера для постановки двух-трех новых спектаклей. А худрук «Народного» признался, что не исключен выезд новых постановок на гастроли.

- Вопрос лишь в том, что все наши актеры в будни заняты на основной работе, - замечает Юрий Стульников. – Но, может быть, на выходные мы позволим себе выезжать в другие города. С камерным спектаклем «Не верь глазам своим», который идет на Малой сцене, это будет совсем не сложно.

Рустем ГАББАСОВ.

"