Posted 11 августа 2020, 10:13
Published 11 августа 2020, 10:13
Modified 17 октября 2022, 20:59
Updated 17 октября 2022, 20:59
Точка сбора
Над Куштау собрались тучи, но в целом с погодой повезло, разве что редкий дождик моросил. Точка сбора была в Урняке. К 11 часам там уже собрались по меньшей мере 100 человек. Группа молодых людей в хаки и дождевиках с жёлтыми повязками встречала приезжающих и помогала припарковаться. Все знакомились по ходу, переговаривались, курили группками, улыбались. Обстановка напоминала большой пикник.
По словам активистов, на Куштау приехали жители всего Башкортостана и России: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Новосибирск. Есть даже те, кто отстаивал Шиес. Многие приезжали семьями или организованными группами с разных уголков Башкирии. В социальных сетях тем, кто не имел возможности приехать самостоятельно, предлагали места в автобусах. Были люди самого разного возраста — и пенсионеры, и молодёжь. Люди шутя обсуждали сторонников разработки шиханов, которые через СМИ называли их экстремистами и молодчиками.
Вдоль дороги курсировало несколько машин ДПС, изредка прося людей не загораживать путь для транспорта. Обочина действительно была усеяна машинами, и людям приходилось идти по проезжей части. Других представителей правоохранителей в форме МВД или Росгвардии не было.
Парни с жёлтыми повязками
Перед въездом в лагерь активистов находится пост частной охраны «Вершина». По словам охранников, у них две задачи — не пропускать постороннюю технику в лагерь и не поддаваться на провокации его обитателей. Охранники признаются, что некоторые активисты порой ведут себя вызывающе, но говорят, что воспринимают это спокойно — «нельзя допустить конфликта».
Когда число прибывших участников стало достаточным большим, координаторы среди активистов (они отказались называть себя организаторами) принесли разложенные в несколько коробок ленты с башкирским триколором, попросили прибывших связать их воедино и растянуть вдоль дороги. По словам активистов, длина ленты составляет три километра.
На дороге образовался затор. За ситуацией наблюдали сотрудники ДПС, но в ситуацию не вмешивались. Люди всё приезжали и приезжали. Активисты с рациями призывали прибывающих подниматься на пригорок у подножия шихана.
Именно активисты в онлайн-режиме сообщают о положении дел на Куштау (у них есть портативная станция) и призывают людей примкнуть к ним или посетить флешмоб (прошедший 9 августа в частности). На вопрос журналистов «откуда у них техника», отвечали что это у них, чтобы координировать толпу, а подробности они сообщить не могут, поскольку опасаются провокаций. По их словам, провокаторы действуют так: ходят и расспрашивают «кто-что-откуда», и по вопросам сразу понятно, что они — «погонские». Они упорно не желали называть своё точное количество, однако один всё же признался, что их около 60 человек, но они надеются, что после флешмоба протестующих станет больше.
Без политики
Тем временем акция набирала обороты. Двое молодых людей, Роберт из Ишимбая и Тимур из Бирска несли колонку, из которой звучали по кругу песни «Шиханы должны жить» и цоевская «Мы ждём перемен». Несколько людей раздавали газету Национального-освободительного движения (НОД). Когда один из участников флешмоба встретил НОДовцев руганью, остальные по соседству одобрительно кивали. Журналисты попросили ругающегося представиться, и когда тот сказал, что является бывшим секретарём ишимбайской ячейки КПРФ, его соседи тут же заметили: «Ну договаривались ведь, без политики». Тем не менее то тут, то там участники выкрикивали лозунги про Путина или Хабаровск — впрочем, не находя массовой поддержки.
Андрей из Русского географического сообщества развернул советский флаг Победы. Он пояснил, что этот флаг символизирует победу СССР над «империалистической» Японией. Его соседка добавляет: «Тогда победили и сейчас победим». Прогнозы Андрея несколько сдержаннее. «Впереди светлое будущее, — говорит он. — Но путь извилист».
В стороне от основной группы выступающих собралась вторая, немногим меньшая. Здесь если замечали у кого в руках камеру, тут же одёргивали и требовали перестать снимать. Среди участников были замечены члены БОО «Башкорт», которую в мае Верховный суд признал экстремистской организацией.
К половине второго всех участников собрали в одном месте у подножия, развернули трёхцветную ленту змейкой и завели речёвки «Куштау живи», «Куштау наш», «Руки прочь от Куштау» и «Куштау йәшә». Несколько людей подняли флаги Башкирии, кто-то на самом верху махал флагом СССР, а внизу, чуть поодаль от остальных стояла группа НОДовцев со своим флагом. Несколько активистов собирали подписи в защиту Шихана. По их словам, точных подсчётов они не вели, но сказали, что навскидку, людей собралось более трёх тысяч человек. Позже, во время выступления, активисты назвали цифру в 5,5 тысяч человек. Однако, по нашим подсчётам флешмоб собрал порядка 2-2,5 тысячи человек. Так толпа простояла около часа, а когда начался дождь стали расходиться.
Тучи сгущаются
Ситуация на горе стала обостряться ближе к вечеру, когда в телеграм-каналах активистов стали появляться сообщения о нападении неизвестных. По их словам, нападавших привезли на автобусах и легковых машинах без номеров, количество варьировалось от 70 до 300 человек, среди которых могли быть несовершеннолетние.
— Как только нас ни называли, — цитирует Коммерсант-Уфа одну из активисток.— Полицию вызывали 45 раз. Звонили на номер дежурного, но там никто не брал трубку.
Тем же вечером, 9 августа, работники БСК вышли на Куштау в ночную смену. Их задача была подготовить площадку для геологов, чтобы продолжить приостановленные в выходные дни подготовительные работы. Однако, по заявлению БСК, начать работу им не дали группы молодых людей перекрывшие подъездные пути.
— Угрозы достаточно быстро переросли в реальное нападение, — комментируют произошедшее в компании.
Стихийный сход
Рано утром работники БСК узнали о ночных событиях на Куштау. Во время пересменки обеспокоенные рабочие стали собираться на проходной завода. Атмосфера была напряженная, люди хотели высказаться. В толпе активно переговаривались, вспоминая ночной инцидент, который и послужил поводом для собрания. Но основным вопросом стала неопределённость — что будет дальше?
— Я не знаю как другие, отвечу за себя. Я всю жизнь проработал на заводе и знаю, что он дает. Люди много не понимают. Все, что в городе есть — парки, фонтаны — это сделано на деньги нашего завода, — эмоционально говорит Раиль Зайнуллин, 40 лет проработавший на заводе аппаратчиком. — Лично для меня завод — это жизнь. Я вырастил детей и помогаю растить внуков, поэтому продолжаю работать, даже находясь на пенсии. А если не будет работы, скажите пожалуйста, на что жить? Стерлитамак станет очередным городом — призраком.
Мнение Раиля разделяли, если не все, то многие из собравшихся, которых было порядка 2 тысяч. По их словам руководство БСК отказывалось предоставить автобусы, чтобы провести митинг на Куштау, однако это стихийное собрание рабочих позволило им добиться своего.
Участники в конце концов направились на Куштау. На плакатах и табличках в руках участников акции было написано «Не троньте завод — дайте людям работать», «Нет сырья — нет соды». Однако провести митинг им это помешала полиция. Его проведение было не согласован и стражи правопорядка потребовали прекратить акцию.
— Я надеюсь нас услышат и поймут, что мы не стоим за чьими-то миллиардами, мы стоим за свой завод, за свою страну, за всех нас стоим, — выкрикивал руководитель профсоюза БСК. Позднее, в полиции, на Дмитрия Женина, руководителя профсоюза БСК, составят протокол за организацию публичного мероприятия без предварительного уведомления.
После неудавшегося митинга на Куштау, когда сотрудники БСК возвращались в Стерлитамак, наш корреспондент стала свидетелем провокаций молодых людей толкающих и оскорбляющих участников схода. В след им кричали «Что, голодные идете?» и «Воры!».
Мы надеемся, что нас услышали. Конечно, будут ещё протестовать, но нам надо работать. Город развивается только за счёт нашего предприятия, — не обращая внимания на оскорбления в свой адрес, поделилась мнением о происходящем одна из сотрудниц БСК.
Под конец дня с заявлением выступил Совет по правам человека при главе Башкирии. В СПЧ отметили, что «эскалация конфликта вокруг горы-шихана Куштау вызывает большую обеспокоенность у членов совета» и призвали все заинтересованные стороны к диалогу.