Posted 3 декабря 2019, 12:45
Published 3 декабря 2019, 12:45
Modified 17 октября 2022, 20:19
Updated 17 октября 2022, 20:19
Приехали…
В последние дни ноября в СМИ как бы между делом промелькнула информация о довольно нерядовом событии: внешний управляющий муниципального управления электротранспорта (МУЭТ) Данил Рыбалко подал в Верховный и Арбитражный суды РБ исковые заявления к столичной мэрии и горсовету.
В одном из исков он требует отменить постановление мэрии, которое было принято в мае 2018 года. Согласно постановлению, в июле 2018, мае 2019 и октябре 2019 годов были доведены до нуля расходы на обновление подвижного состава.
В другом иске управляющий просит горсовет и администрацию включить в повестку слушаний по бюджету целевое финансирование МУЭТ на обновление парка.
В своих заявлениях Рыбалко отмечает, что администрация действует противозаконно и ухудшает финансовое положение должника. В исках также указано, что такие действия противоречат уставу города, так как муниципалитет должен организовать транспортное обслуживание населения.
Напомним, сейчас в парке МУЭТ насчитывается 151 трамвай со степенью износа 98%. 70 трамваев «Татра» изношены на 100%. Степень износа 175 троллейбусов составляет 98%.
В соцсетях подачу исков оценили по-разному. Одни посчитали, что это событие вполне могло бы повлиять на судьбу столичных трамваев и троллейбусов, другие решили, что подобные иски для изможденного муниципального предприятия все равно что мертвому припарки.
Медиакорсеть решила изучить ситуацию более детально.
Твердые обещания
Первые весьма обоснованные подозрения на то, что городу больше не нужен электротранспорт, появились летом 2018 года, когда в проекте муниципального бюджета не оказалось заложено средств на строительство новых трамвайных путей, которые в соответствии с озвученными ранее планами должны были в один прекрасный день соединить север и юг Уфы.
Летом 2018 года вышло постановление главы города «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие транспортного обслуживания населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан». В нем, в частности, статьи расходов на строительство новых трамвайных путей были сведены к нулю. При этом полтора года назад речь все-таки еще шла о том, что строительство новых трамвайных путей в Уфе откладывается до 2021 года. Одновременно столичные власти отказались от обновления существующих трамваев и троллейбусов. Причина была очевидна: отсутствие лишних бюджетных и внебюджетных средств в то время, как ранее на развитие уфимского электротранспорта закладывалась сумма в 5,3 миллиарда рублей.
Столь кардинальная перемена настроений для многих стала неожиданностью, поскольку возрождение трамваев на протяжении нескольких лет было в Уфе одной из любимых тем и постоянно упоминалось в ходе рассуждений представителей власти о будущем облике башкирской столицы. Теперь же стало очевидно, что на теме если и не поставили пока жирный крест, то точно задвинули её в долгий ящик.
Горожане начали сбор подписей под обращением в защиту уфимских трамваев. Их заверили, что никто не собирается хоронить муниципальный электротранспорт.
А потом, в августе 2018 года, МУЭТ, обремененный многомиллионными долгами, тихонько перешел под внешнее управление.
Железная логика
В марте текущего года стало известно, что в мэрии Уфы рассматривается возможность создания новой акционерной компании, которой должен быть в перспективе передан электротранспорт вместе с рельсами. Городские власти предполагали, что долги МУЭТ (примерная задолженность предприятия, по официальным данным, составляет около 620 млн рублей) могут быть погашены за счет реализации акций новой организации. По данным тогдашнего внешнего управляющего МУЭТ Аркадия Титова, документы о регистрации новой компании уже были предоставлены в налоговую службу. Предполагалось, что ее уставной капитал может составить 1,25 млрд рублей.
Немного погодя, в эфире «Эхо Москвы в Уфе» глава Госкомитета Башкирии по транспорту Тимур Мухаметьянов внезапно рассказал о планах по реализации проекта скоростного легкорельсового трамвая в городе. По его словам, планировалось проложить трамвайные пути вдоль проспекта Октября.
— Мы склоняемся к тому, что это будет проспект Октября. Есть различные вариации трассировки прохождения маршрута, но основным является именно проспект Октября при понимании, что, возможно, будет плюс первый этаж, минус первый этаж и горизонтально непосредственно на уровне дороги, — заявил Мухаметьянов.
Инвестор, по его словам, уже найден, началась «упаковка проекта». Его стоимость не должна превысить 15-17 млрд рублей. Окупаемость вложений составит от 28 до 30 лет, цена билета оценивается в 18-25 рублей. При этом инвестиционная составляющая в билете составит 1 рубль.
Однако в пресс-службе Госкомтранса инвестора будущего красивого проекта назвать затруднились.
Пожалуй, здесь будет уместно вспомнить, что трамвайные рельсы с проспекта Октября были убраны в начале 2000-х годов тогдашними городскими властями «за ненадобностью».
Бывший гендиректор МУЭТ Аскар Фазлыев предположил тогда в разговоре с корреспондентом Медиакорсети, что речь может идти о целом ряде крупных компаний, которые потенциально заинтересованы в реализации трамвайной концессии, и назвал «Трансмашхолдинг», ЛСР-групп, ООО ПКФ «Ремпуть», ГК «Регион», структуры ВТБ и ВЭБа, банка развития БРИКС, Росавтодора, у которого создано подразделение, планирующее заниматься трамвайными концессиями, а также чешские фирмы.
— Но любому крупному инвестору нужны гарантии от правительства республики, что инвестиции будут возвращены, если не удастся выйти на расчетный трафик. Для этого должен быть наведен порядок на рынке пассажирского транспорта, — поделился своими соображениями Аскар Фазлыев.
По его мнению, для реализации идеи нужно делать эстакадное исполнение по всей длине проспекта, чтобы не ограничивать автомобильный трафик и сделать трамвай реально скоростным.
— Но тогда мы должны решать вопрос, как туда подводить людей: ставить траволаторы, лифты. Это приведет к серьезному удорожанию проекта, — выразил уверенность эксперт.
Кроме того, такое масштабное строительство на проспекте Октября наверняка приведет к транспортному коллапсу. Наиболее оптимальным, по мнению Аскара Фазлыева, было бы строительство ветки по улице Российской, откуда ежедневно на проспект Октября выбираются около 10 тысяч человек.
Не прошло и года…
Судя по последним новостям, с гарантиями властей явно возникла заминка. Иначе судебные иски нынешнего внешнего управляющего МУЭТ Данила Рыбалко к мэрии и горсовету, наверное, не появились бы.
— Действия администрации как единственного учредителя МУЭТ противоречат требованиям закона о банкротстве, так как собственник или учредитель предприятия должны действовать с учетом интересов кредиторов и не допускать действий, ухудшающих финансовое положение должника, — следует из текста исковых заявлений, поданных Данилом Рыбалко. — Кроме того, такие действия противоречат уставу города, нарушают права МУЭТ в сфере экономической деятельности, создают препятствия для экономической деятельности предприятия. Согласно уставу города, администрация должна организовывать транспортное обслуживание населения.
Пользователи соцсетей отреагировали на происшедшее вполне активно.
— Понимаете, что (тьфу-тьфу) будет в этом году, если не принять никаких мер? Рельсы видели напротив Синтезпирта? Они трапецеидальные уже! — выразил общее возмущение блогер, член Совета по правам человека при главе Башкирии Владимир Кобзев. — Все города России уже очухались и поняли, что без троллейбусов никак не получится. Вы что делаете-то? Если сейчас развалим, то как потом собирать-то будем? <…> Понимаю, что в Уфе полно людей, которые по незнанию или по убеждению пишут о том, что электротранспорт нужно убирать из города. Их тоже понять можно. Но также есть много людей, которые понимают, как работает транспортная система. Давайте не дадим им за нас решать, быть или не быть электротранспорту в Уфе. Давайте как-то обсудим это, что ли? Хватит уже банкротить всё, что движется и не движется!
Нет сомнений, что внешний управляющий пошел на столь резкий шаг, как подача исков, в том числе, в надежде вызвать общественный резонанс и привлечь внимание к положению МУЭТ. И он, похоже, добился определенного результата.
Сам Данил Рыбалко сообщил корреспонденту Медиакорсети, что после появления в СМИ новости про иски с ним связались.
— Работа идет, — коротко сообщил он, не вдаваясь в подробности.
При этом внешний управляющий уточнил, что иски свои отзывать не намерен.
— Суд не отменить, будет судебный акт, обязательный для исполнения, — заявил Данил Рыбалко.
Между тем, по поводу того, как будет развиваться ситуация вокруг электротранспорта Уфы дальше, пока никто ничего определенного сказать так и не может. И в этом, пожалуй, нет ничего странного. Если ни городские, ни региональные власти (судя по их сумбурным вышеописанным действиям) не могут определиться с тем, нужен городу электротранспорт вообще или нет, сложно ожидать от них сколь-нибудь внятной концепции на данную тему.
Трамваи и желания
Медиакорсеть опросила нескольких экспертов по данной теме. К сожалению, они согласились высказать свое мнение только анонимно в обмен на откровенность. Но в данном случае персонификация решающего значения не имеет. Гораздо важнее суть комментариев, которую мы считаем нужным обязательно представить мнению читателей (среди них, смеем надеяться, окажутся люди, способные повлиять на ситуацию).
— Боюсь, что все это (судебные иски и т. п. - ред.) — больше пиар-акция и ширма для того, чтобы продать какое-нибудь депо, — заявил один из наших экспертов, близкий к ситуации. — Есть и еще один вариант развития событий: купить напрямую, вне МУЭТ, подвижной состав, заработать, не меняя при этом маршрутную сеть и не реконструируя её, не строя новые пути и контактную сеть. Но ведь без вложений в инфраструктуру чуда не будет, существенно не увеличится пассажиропоток. Замена подвижного состава может дать прирост пассажиропотока максимум 10%…
— Надо выстраивать маршрутную сеть под потребности пассажиров, только это может радикально изменить трафик в пользу электротранспорта, — считает еще один эксперт. — Реализация этого проекта действительно может улучшить транспортную ситуацию в Уфе. Однако говорят об этом всякие дилетанты, которые даже не знают порядок согласования линейных проектов.
По мнению наших собеседников, два проекта развития МУЭТ в Уфе (касающиеся прокладки рельс и контактной сети по улицам Зорге либо Российской), о которых много говорилось ранее, находятся в высокой степени проектной и нормативной проработки. Все помнят, что проекты были приостановлены якобы из-за протестов местных жителей, но эта проблема разрешима. Недавний опыт показывает, что власти готовы убедить население в важности и гораздо более странных проектов (взять тот же центр абилитации инвалидов с использованием дельфинотерапии). А трамваи-то уж точно способны принести городу пользу ничуть не меньше дельфинов.
Что же касается высказанного примерно полгода назад мнения главы Госкомтранса РБ о возвращении трамвайных путей на проспект Октября, о котором мы упоминали выше, то, по словам наших экспертов, по нему никто даже не делал проект межевания.
— Опытные профессиональные градостроители понимают, что сегодня это утопия, — пояснил наш источник. — Такая же утопия, как и строительство метро в Уфе — безумно дорогое удовольствие в условиях местных карстовых грунтов.
Наши собеседники выразили надежду, что хоронить муниципальный электротранспорт пока рано, спасти его надежда есть, если от проблемы перестанут отмахиваться на всех уровнях.
— Вряд ли стоит отдавать всю транспортную реформу на откуп владельцам частных маршруток, которые сегодня берут числом, но не уменьем, — таково мнение многих уфимцев, оно постоянно звучит в соцсетях.
Не пора ли к нему прислушаться?
Медиакорсеть следит за ситуацией.