Posted 25 марта 2007,, 18:35
Published 25 марта 2007,, 18:35
Modified 10 ноября 2022,, 19:06
Updated 10 ноября 2022,, 19:06
- В процессе реализации Устава, как и любого другого нормативного акта, проявились отдельные несовершенства формулировок, пробелы в урегулировании полномочий по решению вопросов местного значения, и как следствие, правовые коллизии, - сказал, открывая обсуждения председательствующий на слушаниях, глава Совета городского округа город Уфа Ирек Нигматуллин. – Особенно ощутимо это для исполнительной власти.
Он также заметил, что за время проведения в стране муниципальной реформы, законодательство постоянно претерпевает изменения. По словам г-на Нигматуллина, только в федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» за период его действия вносились изменения и дополнения около 20 раз.
Те изменения в 131-м законе, о которых говорил председатель Совета, в обязательном порядке должны быть учтены в главных документах всех муниципальных образований, то есть в Уставах.
Уфа не является исключением: депутаты на своем XXI заседании приняли решения провести публичные слушания по принятию изменений в Устав города.
Все поправки в конституцию башкирской столицы, еще раз напомнили народные избранники, должны приниматься не кулуарно, а с учетом общественного мнения.
«Выразители» общественного мнения, к таковым себя отнесли несколько сотен общественно-активных уфимцев (не считая, разумеется, самих депутатов и представителей мэрии), собрались на дискуссию по этому вопросу в большом зале горсовета. Аншлаг оказался обеспечен: свободных мест не было.
Изменения и дополнения в Устав Уфы можно было разделить на два блока: первый, сочиненный «верхами» в Госдуме, вытекал из обновленного федерального законодательства, второй, рожденный «низами» непосредственно в муниципальном образовании, касался конкретных городских проблем.
- Устав ГО город Уфа – основополагающий документ муниципального образования, - говорит Ирек Нигматуллин. - Вот уже более года мы живем по этому документу, но жизнь уверенно вносит свои коррективы. На публичных слушаниях озвучены все поступившие предложения. Комиссия по внесению изменений и дополнений в Устав детально и с привлечением экспертов рассмотрит каждое. Это решение опубликуют, а затем поправки, прошедшие экспертизу, планируется утвердить на заседании Совета городского округа. Обновленный Устав в обязательном порядке будет обнародован и только после этого вступит в силу.
В «федеральном пакете» содержались дополнения к Уставу, касающиеся вопросов местного значения. Этот перечень предлагается расширить, включив в него отсутствовавшие прежде направления, как то: использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов и осуществление за этим муниципального контроля или, например, выдачу разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций и проч.
В новой редакции Устава у органов местного самоуправления может появиться право на создание музеев городского округа, на участие в организации и финансировании проведения общественных работ для безработных, временной занятости несовершеннолетних; а также на создание муниципальных вузов.
Еще в Уставе хотят официально прописать, что жалобы и заявления, поступающие в органы местного самоуправления должны рассматриваться в порядке и сроки, установленные федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и законом Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в РБ».
Что касается предложений «снизу», то они были еще более разнообразны. Так, к примеру, главный спасатель столицы Башкирии Александр Сопин посчитал необходимым дополнить Устав в части местных полномочий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера строкой, дающей возможность муниципалитету приобретать материально-технические и другие средства, а также продовольствие для создания стратегических запасов.
Другой Александр – Трухов – предложил сократить срок внесения проекта решения об утверждении местного бюджета на очередной год в Совет городского округа. Если раньше, крайним сроком определялось 1 декабря, то теперь хотят его сместить на месяц – до 1 ноября. Оратор мотивировал это необходимостью «основательно подготовить и провести по бюджетному вопросу публичные слушания». Он же счел нужным более детально прописать в Уставе порядок проведения публичных слушаний и по вопросу исполнения бюджета.
Кадровик Геннадий Майоров посоветовал принять более конкретные формулировки в «трудовых» пунктах, экономист Ольга Иванова – в положениях о муниципальном заказе, а депутат Владимир Попков – в статьях, касающихся непосредственно Совета городского округа. Он, кстати, посчитал излишним начертание словосочетания «Городской округ» с заглавной буквы, полагая, что достаточно будет писать наименование муниципального образования с более скромной строчной «городской округ город Уфа».
Всего же на публичных слушаниях выступили 12 человек, а дополнений и изменений в Устав столицы Башкортостана набралось несколько десятков. Как пообещал председатель Совета Ирек Нигматуллин, все они будут внимательно изучены и подвергнуты экспертизе, а затем рекомендованы к принятию (или отклонению) уфимским депутатам.
Сергей ЛЕСУНОВ.
Как рождались предложения
(Чем еще предлагается дополнить Устав Уфы):
Как сейчас Как может быть вскоре
Статья 4. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения Городского округа относятся:
…
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Городского округа;
…
32) отсутствует
2. Органы местного самоуправления Городского округа вправе решать иные вопросы (в том числе осуществление мероприятий по поддержке молодежи), не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальньих образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Башкортостан, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций из фонда компенсаций Республики Башкортостан).
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
…
8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, учреждение электронных и печатных средств массовой информации.
…
10) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом
11) отсутствует
Статья 4. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения Городского округа относятся:
…
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; осуществление муниципального контроля в области окружающей среды;
32) осуществление в пределах установленных водным законодательством Российской Федерации полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничении использования таких объектов;
2. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:
1) создание музеев городского округа;
2) участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации в реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;
6) осуществление мероприятий по поддержке молодежи.
3. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать… иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации только за счет собственных доходов местного бюджета…
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
…
8) создание печатных, электронных и иных средств массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации, учреждение средств массовой информации.
…
10) утверждение состава территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений городского округа…
11) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом