Posted 26 апреля 2021,, 04:15

Published 26 апреля 2021,, 04:15

Modified 17 октября 2022,, 21:42

Updated 17 октября 2022,, 21:42

Почетно ли второе место? Почему Уфа взяла «серебро» по количеству задержаний в России

26 апреля 2021, 04:15
21 апреля по всей России прошли несанкционированные массовые акции протеста в поддержку Алексея Навального. По данным «ОВД-Инфо», полицейские задержали как минимум 1 770 демонстрантов, большинство из них — 806 человек — в Петербурге. Сразу за северной столицей неожиданно оказалась Уфа, с показателем в 119 человек.

Почему же именно в Уфе так активно задерживали участников акции? Мы никогда не получим односложного ответа на этот вопрос, но попытаемся собрать мнения экспертов: политологов, социологов и гражданских активистов. И конечно поделимся историей одного из задержанных. Одного из 119 задержанных.

Взгляд изнутри

Как это было? Историей своего задержания поделился уфимец Андрей (имя изменено — прим.ред.). Публикуем его историю без купюр.

— На митинге я был с приятелем, его задержали сразу, в самом начале шествия, перед этим несколько раз обыскивали. Я отвлекся, чтобы ответить на вопрос одного из журналистов, который вел стрим. Я очнулся, когда его подвели к автозаку. Забирали всех, кого ни попадя. Людей, которые сидели на лавочках, начали «паковать» уже на Горсовете. Случайных прохожих тоже. Ближе к ТРЦ «Семья» полиция начала блокировать тротуар в сторону центра, но толпа пошла по дворам.

Задержал меня «эшник» (сотрудник Центра по противодействию экстремизму) со спины заломал мне руки. Кстати, «эшники» шли в толпе, в гражданской одежде, но сразу «палились», высматривали тех, кто скандирует лозунги и сигнализировали полиции, которая сразу «паковала» активных. Никаких координаторов в толпе не было.

При задержании никто не представился, на каком основании задержали тоже не сказали. Некоторых «паковали» довольно жестко, я несколько раз видел как женщин поднимали за руки и за ноги. В ответ на все вопросы звучала одна реплика — был митинг. Всё. Привезли в Советское РУВД. Человек 60-80 там было, мне так показалось.

У всех изъяли телефоны, сказали проверят IMEI (уникальный номер для идентификации телефонов). Всех продержали больше трех часов, около трех с половиной. Ни один полицейский в отделе не представился, ни мне, ни другим. Позвонить не давали, но в туалет выводили, правда с десятой просьбы. Требовали сдать отпечатки пальцев, но мы не стали.

Сперва полицейские стращали нас, что мы тут надолго, но ближе к полуночи они резко засуетились. На нас составили предупреждение и предупредили, что в следующий раз на подобной акции нас ждет «административка» и штраф.

Ближе к полуночи пришел какой-то начальник, с минуту поорал на нас, нам отдали телефоны и отпустили. У полиции непонятный настрой, очень явно считывается, что они не знают что делать, никто с таким не сталкивался и опыта нет, видно что их просто согнали и заставили,- рассказывает задержанный на митинге 21 апреля

Почему Уфа стала одним из лидеров по количеству задержаний после акции 21 апреля, оставив позади даже Москву?

Политолог Рустем Шайахметов не видит каких-то предпосылок и глубинных смыслов большого количества задержаний. Но делится причинами, которые по его мнению побуждают в гражданах протестные настроения. «В основном это проявление недовольства действиями власти. В Башкирии накопилось значительное раздражение от нерешаемых проблем. Это высокие тарифы за отопление, объединение БашГу и УГАТУ, низкие зарплаты» — полагает эксперт. «Людям надоели пафосные заявления, их интересует реальность. И если нет улучшений, то они проявляют свое недовольство. Взять допустим ситуацию в ЖКХ, выявили кучу нарушений в учете тепла, в результате которых суммы выявленных переплат исчисляется десятками млн. рублей. А кто-то наказан?» — озвучивает немой вопрос общественности Шайахметов.

«Отсутствие должных коммуникаций, наказание властью возмутителей спокойствия создают новые очаги протестов» — уверен политолог.

- Не думаю, что полиция в Уфе действовала активней, чем в Москве. Видимо было больше протестующих. В январе была такая же активность,- Рустем Шайахметов

Но не все эксперты готовы делать выводы только на основании своих представлений о событиях. Так, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий УГАТУ, профессор Равиль Насибуллин уверен, что «в подобных вопросах нельзя разбрасываться словами, какими бы умными они не казались». — Конечно, каждый имеет право высказать свое мнение. Но мнение эксперта имеет другой вес. Я, как эксперт-социолог, предпочитаю говорить на основе своих исследований. Но сегодня никто мне социологические исследования не заказывал — заявил ученый.

«Мне говорят, что исследования проводятся. Но никто не говорит о том, как они проводятся, как соблюдаются требования к научности, к репрезентативности. Известна практика, когда наспех сотворенные анкеты раздаются по определенным точкам, собираются, подсчитываются ответы и это выдается за научные исследования. Я верю только собственным исследованиям: когда сам изучаю проблему, разрабатываю инструментарий, выезжаю на места, которые определены на основе расчетов, сам беру интервью; дополняю результаты опроса фокус-группами и т.д. Надо понимать вот что: высказывания эксперта – это мнение отдельного человека. Каким бы он ни был умным- это точка зрения единицы. А в нашей ситуации чрезвычайно важно знать то, что в сознании людей. Как они оценивают ситуацию?»Равиль Насибуллин

Социолог озвучил теорему Томаса: «Если ситуации определяются людьми как реальные, то они становятся реальными по своим последствиям». — Если, например, у вас доллары в банке и ситуацию с банкротством банка люди определяют как реальную, то и вы побежите спасать свои доллары, и другие побегут и банкротство превратится в реальность — объясняет он.

«Ведь фактически впервые в Республике после гражданской войны мы имеем дело с такими многочисленными выступлениями людей. Правда, еще были «фенольные» события . Но сейчас мы имеем дело явлением другого порядка. Причем, уже третий раз за достаточно короткое время. В этой ситуации необходимы серьезные исследования отражения положения дел в сознании людей» — утверждает профессор Насибуллин.

По мнению политолога Дмитрия Михайличенко впечатляющее количество задержанных в Уфе отражает политику руководства республики в целом. — Стилистика управления регионом Хабировым — жесткая, и количество задержаний на протестных митингах здесь понятно — считает московский политолог.

«В Москве считают, что рост протестных настроений связан ещё и с фактором Куштау. Инерция этого процесса идёт, в то же время действия по нейтрализации протестных настроений администрацией Хабирова в последние месяцы достаточно успешны. Я это констатирую безотносительно того, хорошо это или плохо»Дмитрий Михайличенко

Эксперт предполагает: — В ближайшие месяцы можно ждать частичного умиротворения вследствие широких репрессивных возможностей силовиков, но протестные настроения все равно сохранятся и будут влиять на политическую повестку.

Политолог Аббас Галлямов считает сложившееся положение скорее стечением обстоятельств. — Вряд ли стоит искать здесь какую-то логику. Кремль не дал четких установок, сказав, чтобы местные силовики действовали «по ситуации». Так всегда бывает, когда власти растеряны и не знают, что делать. Дальше каждый действовал в меру своей испорченности — коротко резюмировал он.

По мнению политолога Арсена Шаяхметова зимние акции, особенно 31 января, показали, что силовики тщательно и централизованно готовились к их проведению, зная заранее место и время, разрабатывая технологии и нейтрализации толпы под конкретную локацию. — Организованный протест встретил такое же организованное сопротивление. События среды были более спонтанные и не координировались как прежние, проводились в будний день и изначально предполагали меньшую численность, особенно на фоне отъезда координаторов протеста — считает эксперт.

«Силовые структуры, как и зимой, были мобилизованы в большом объёме, но, очевидно, единообразных, четких рекомендаций по действию полиции из Москвы спущено не было, поэтому было принято решение действовать по ситуации, - считает Арсен Шаяхметов.

Шаяхметов назвал важным фактором и то, что протесты проходили сразу после Послания и, безусловно, являлись вызовом для самого президента.

Арсен Шаяхметов предположил, что в Уфе, на фоне перманентно возникающих протестных очагов, было принято решение действовать также как зимой. — К тому же, среди силовых структур было замечено и прежнее руководство МВД, известное по благовещенским событиям, что и определило, на мой взгляд, общий тренд на купирование акции в самом начале — еще на площади. Особое внимание политолог обратил на игнорирование полицейскими требования законодательства в части ношения жетонов, проведения задержаний людьми в штатском и прочим хитростям, нарушающим права граждан.

"