Posted 10 марта 2009,, 18:12
Published 10 марта 2009,, 18:12
Modified 10 ноября 2022,, 19:01
Updated 10 ноября 2022,, 19:01
Мне сверху видно все
- Что-то вы отстаете от графика, - связалась прямо при главе региона с водителем 69 уфимского маршрута Рашитом Гимаевым старший диспетчер уфимской службы движения Татьяна Зубенко. – На бульваре Славы пробка?
- Неужели вы меня видите? – искренне удивился Рашит Минивалеевич, заставив улыбнуться Муртазу Рахимова. - Да, небольшой затор здесь.
Навигационное спутниковое оборудование, которым оснастили весь автопарк государственного перевозчика, не только постоянно отслеживает все передвижения городских и междугородных автомобилей, но и подсказывает диспетчеру, как оптимизировать расписание.
Татьяна Зубенко в режиме реального времени контролирует скорость движения транспортных средств, число совершенных ими рейсов и корректирует количество автобусов в случае возникновения затора и отставания от графика.
В диспетчерской службе «Башавтотранса» теперь, как в центре управления космическими полетами. Вся информация, которая только может существовать на эту минуту, - на компьютерном мониторе.
- Неужели любую машину можно отследить? – интересуется президент Башкирии.
Но на карте республики уже отлично видно, как двигается пригородный автобус, проезжающий село Баженово.
- Автобус идет с разрешенной скоростью –
- А если машина ушла за пределы республики? – продолжает «экзаменовать» систему г-н Рахимов.
На экране появляются транспортные средства «Башавтотранса» в этот момент проезжающие близ Нижнего Новгорода и Перми. Татьяна Зубенко щелкает мышью и вот уже открывается карта иностранных государств.
- Если ваши автобусы поедут в Хельсинки, значит и там их можно «увидеть»! – констатирует Муртаза Губайдуллович.
Действительно, навигационное оборудование позволяет диспетчеру наблюдать где находится та или иная грузовая или пассажирская машина, сколько прошла километров, нет ли проблем у водителя, не превысил ли он скорость, правильно ли расходует топливо.
Но самое главное, что новая система контроля за общественным транспортом, полностью исключает так называемый «человеческий фактор».
– Компьютер не обманешь, он объективно отражает работу всех систем транспортного средства, - согласился башкирский президент. – А учет, лишенный человеческого фактора, позволяет значительно сократить эксплутационные расходы.
Операционная система хранит массу данных: подскажет, что пора менять отработавший свой срок аккумулятор или изношенную резину, а если машина не прошла техосмотр то и вовсе откажется выписывать путевой лист.
Оперативное управление автотранспортным парком моментально выявит любые отклонения автобуса от линии, поможет быстро среагировать в случае поломки, да и водитель сумеет в любой момент связаться с диспетчером.
- Навигационная система значительно облегчила наш труд, - уверен водитель Рашит Гимаев, так и оставшийся в неведении, что пообщался с президентом. – Раньше, для того, чтобы связаться с диспетчером требовалось гораздо больше времени.
Еще одно новшество – навигация перевозчика выведена на спасательные службы, так что водители напрямую могут вызвать милицию или МЧС в случае чрезвычайного происшествия.
- В случае опасности нужно просто нажать на кнопку, - сообщил г-н Гимаев высоким гостям.
В ногу с прогрессом
Оказывается, число пассажиров на общественном транспорте резко сократилось во многих регионах. Пассажиропоток на 70% упал в Оренбургской области, на 48% в Челябинской, на 62% в Свердловской. И лишь в Башкирии количество людей, передвигающихся на автобусах, остается прежним.
- Это хороший показатель, - удовлетворенно отметил глава региона. – Это значит, что кризис не оказал губительного влияния на республику и люди по-прежнему едут на работу и живут насыщенной жизнью.
Теперь в «Башавтотрансе» наблюдают и анализируют реальную картину передвижений пассажиров. Совмещение навигационного оборудования с другими программами позволяет точно учесть их число. Это стало возможным после внедрения в автобусах «Башавтотранса» системы безналичной оплаты проезда. В любом городе Башкирии расплатиться за поездку пассажиры могут транспортными картами, подобными обычной банковской кредитке.
Интересно, что систему безналичного расчета в общественном транспорте используют и в Москве. Но власти Первопрестольной пошли по другому пути и установили в автобусах турникеты, подобных существующим в метро. Пассажиры, прежде чем занять теплое кресло в салоне, должны пройти через переднюю дверь и приложить транспортную карточку к считывающему устройству. Новшество оказалось неудобным: на остановках образуются очереди из желающих сесть в автобус и в итоге – заторы на дорогах из скапливающихся транспортных средств. Башкирская система намного эффективнее – карточку у пассажира принимает кондуктор и никаких неудобств пассажир не испытывает.
Для гостей «Башавтотранса» стало приятным открытием, что теперь в режиме реального времени можно наблюдать, какой билет купил пассажир, как далеко едет, пользуется ли льготами.
– Такой учет выгоден прежде всего государству, ведь навигация представляет реальную картину всего пассажиропотока, - заметил премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев. - Это создаст удобства льготным категориям граждан и позволит государству контролировать бюджетные средства.
Напомним, введение безналичной оплаты проезда в общественном транспорте – одно из приложений проекта «Социальная карта Башкортостана», который внедряет правительство республики. В будущем передовыми технологиями население Башкирии будет пользоваться не только в автобусах, но и при переводе коммунальных платежей, покупке лекарств, оплате налогов – транспортная карта легко совмещается с банковской.
Причем, «электронный» кошелек позволяет экономить – при пользовании транспортными картами поездки становятся дешевле. Если для обычного пассажира проезд обойдется в 10 рублей, то владелец электронного билета тратит на одну поездку 8 рублей 86 копеек.
Муртаза Рахимов вспомнил, сколько стоил проезд от Мелеуза до Уфы в его студенческой молодости.
- Помню, за междугородный автобус мы платили 3 рубля 85 копеек, - рассказывает он. – А потом, добравшись до вокзала, шли пешком. Трамвай тогда стоит 5 копеек, но нам студентам, этих денег жалко было.
По словам руководителя Башкирии, люди сейчас живут хорошо.
- Мы, будучи студентами, домой за весь год учебы ездили не более двух раз, - говорит г-н Рахимов. – Наберем мешок сухарей с собой и живем. А теперь студенты каждую неделю стремятся домой, в деревню и везут с собой мешки не с сухарями, а мясом.
Глава региона считает, что пережитые лишения лишь закалили его поколение: «мы много работали и на здоровье не жаловались».
- Сейчас ни работать никто не хочет, ни служить, - сетует Муртаза Рахимов. - Раньше парня в армию призывали – в деревне считали, что настоящий мужчина вырос. А сегодня мама за солдатом едет на призывной пункт и чуть ли не соску за ним несет. Смотришь на нынешних призывников – они настоящие доходяги. Почему так? Ведь сейчас всего вдоволь, и продуктов, и благ различных. В деревне тоже жизнь наладилась, дороги хорошие появились, газ провели. А люди жалуются, мол, мало государство помогает.
В «Башавтотрансе» считают, что навигационная система поможет обеспечить высокое качество услуг пассажирам, ведь теперь никому не придется подолгу ждать на остановке. Спутниковое оборудование буквально за несколько секунд проанализирует информацию и подскажет диспетчерам, где люди больше всего нуждаются в автобусах.
В планах «Башавтотранса» есть и другие прогрессивные нововведения – оплата автобусных билетов через интернет, установка автоматических терминалов, способных принимать плату за проезд в любом направлении и заказ места в междугороднем автобусе посредством смс-сообщений.
- Идете впереди планеты всей, - похвалил автотранспортников президент.