Posted 22 ноября 2011,, 16:29

Published 22 ноября 2011,, 16:29

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

«Культурный альянс» будет выкачивать таланты из Башкирии, как нефть

22 ноября 2011, 16:29
Не так давно Уфа принимала у себя четвертый международный «Нет-фестиваль» видеоарта и анимации, хозяином которого до этого года был Челябинск. Помимо того, что теперь в столице Башкирии стало на один фестиваль больше, вскоре столица Башкирии может стать и столицей культурной, пополнив ряды участников «Культурного альянса» - грандиозного проекта, направленного на качественный скачок креативно-интеллектуального потенциала города.

Робинзоны от культуры

Проекту «Культурный альянс» пошел второй год, и, благодаря поддержке первых государственных лиц, движется он с лавинной скоростью. Как рассказал автор программы, известный пермский деятель Марат Гельман, для официального включения в программу Уфы, альянсу «необходимо заручиться поддержкой так же и здешнего президента».

- История началась с соглашения Питера и Перми, - рассказал Гельман. – Программа быстро набирала обороты. Кстати, Уфа и ранее принимала участие в выставках альянса и незамеченной не оставалась.

У программы есть ряд основных принципов, ключевой из которых - децентрализация культурной жизни страны, изменение миграционных процессов, создание сети между городами, делающей культуру доступной для всех. Принципов, задач и, в частности, планов относительно Уфы много, но организаторы не спешат озвучивать громкие заявления.

- Нужно хорошо изучить специфику региона, Уфе нужен ударный, взрывной проект, который разрушит «островное мышление», - рассуждает Гельман. – Пока что я не могу назвать, в чем будет состоять это событие.

«Островом» называет Башкирию и член Общественной палаты, известный архитектор и издатель Вячеслав Глазычев.

- Разорвать это сознание можно лишь включением в круг культурного и художественного обмена, - объясняет он. - Научный уровень Башкирии почти мировой, к примеру, в авиационном университете. Но сознание провинциальное, даже в уфимской Академии наук.

Оба деятеля уверены, что Уфа - очень важный для альянса город, в котором «накопилась огромная творческая энергия, даже в банковской сфере».

- За городами-миллионниками подтянутся и полумиллионники, - уверяет Вячеслав Леонидович. – Мы, к примеру, не ожидали громкой заявки от Ижевска, а зря.

Примечательно, что гости считают ошибочным уклон всех культурных проектов в сторону национальных обычаев.

- Национальное никуда не денется, - отметил Марат Гельман. – Это самый худший вариант, который может быть. Ведь здесь традиционное настолько укреплено в обществе и сознании, что оно пробьется через любой новый тренд. Простой пример: в Перми музей пермского периода появился через полтора года после музея современного искусства. Если бы было наоборот, то музей современного искусства мог бы и не появиться. В данном случае современное искусство актуализировало уже ушедшее в историю.

Творцы против дворцов

Трижды проходивший в Челябниске фестиваль, по признанию его организаторов, «выработал ресурсы города». Поэтому впервые принятый Уфой форум видеоарта и анимации стал важным культурным событием. К тому же участники и гости феста смогли не только увидеть лучшие конкурсные работы, но и посетить лекции экспертов. Московский куратор, организатор выставки «История российского видеоарта» итальянец Антонио Джеуза похвалил уфимцев:

- Я не люблю слово «провинция», - на отличном русском сказал он. - Я не понимаю, что это такое, ведь неважно, где творится искусство.

Отличные уфимские работы по видеоарту как раз и сподвигли Антонио привезти сюда свою выставку и лекцию.

- Талант здесь реально есть, это ведь как нефть, - шутит итальянец. – Вот мы и будем качать талант в больших объемах. Мы здесь - пионеры, а потому все, что делаем, важнее вдвойне.

Лекцию прочла и другой член жюри «Нет-фестиваля» - гостья из Германии, специалист по фотографии, живописи и видео Евгения Горчакова, которая видит причины островного мышления в «гордости своей идентичностью и пресмыкании перед авторитетами».

- В своей лекции я хотела рассказать, что именно индивидуальность служит основным фундаментом искусства, контактом художника с миром. Перед творческими людьми всего мира стоит вопрос времени, а в России творцы особенно часто ищут вечные темы. Но вокруг нас уже другой мир, и гораздо интереснее, обращаясь к старому, искать в нем новое.

Но до лекционных занятий перед жюри стояла сложная задача. На конкурс были присланы более ста работ, из которых только 32 попали в шорт-лист.

- Даже отбор в финал проходил довольно сложно, - призналась куратор фестиваля Кристина Абрамичева. – Многие конкурсанты смутно представляют себе, что такое видеоарт, поэтому мы сразу отсеивали короткометражки и какие-то суперкороткие ролики.

Чистота жанра и стала одним из главных критериев для оценки работ. Некоторые авторы пытались создать из видимой реальности нечто новое. Специалист в этой области - художник и участник первого состава арт-группы «Синие носы» Дмитрий Булныгин даже привез свою программу, показанную в последний день вместе с лучшими конкурсными работами.

- Я считаю, что творчество – единственное оправдание жизни человеческого вида – самого жесткого на Земле, - констатировал Дмитрий. – Таких фестивалей в России почти нет. А благодаря проведению конкурса в Уфе, здесь будет дополнительный стимул для творчества.

Конкурсанты могли позволить себе размышлять на самые разные темы, что, кстати, заложено в названии «Нет-фестиваля». Вечное взаимодействие антагонистичных «да-нет» можно вписать в любую тематику. За четыре года своего существования фестиваль набрал силу.

- Участие в конкурсе приняли более двадцати стран, - рассказала Кристина Абрамичева. – Но, конечно, больше всего участников пришлось на Россию, кстати, и в шорт-листе оказались наши соотечественники.

Но по наблюдению судейской коллегии, работы из Петрозаводска традиционно отличаются качественным уровнем – там уже есть определенный опыт, который можно назвать школой. Такой пример наглядно показывает, насколько важна активность не только энтузиастов, но и государственных, компетентных структур.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"