Силами киношников Цой и сейчас живее всех живых

Силами киношников Цой и сейчас живее всех живых

22 сентября 2010, 02:10
Культура
Шел на фильм «Игла. Ремикс» с предубеждением. Опять, думал, зарабатывают деньги и славу на ушедших легендах. Опять пользуются народной особенностью любить тех, кто покинул сей мир, гораздо сильней, чем любили при жизни. Слава Богу, я ошибся. Новое кино - оно не то чтобы нечто фантастическое. Это все та же «Игла» двадцатилетней давности, но с подробностями, в лучшем качестве. Ну, и самое главное для поклонников Цоя – автор на этот раз оставил его героя живым.

Это фильм, где есть Виктор Цой. Для тех, кто до сих пор слушает его песни, большего и не надо. Остальное, каким бы хорошим и важным оно ни было, уходит на второй план. Режиссер Рашид Нугуманов сразу отметил, что ни в коем случае не хотел отменять своим ремиксом первой версии фильма, что его цель – дань памяти другу, которого 20 лет нет с нами, что обе версии должны по его задумке существовать на равных правах. Автор легендарного фильма вернулся в кино после длительного перерыва, чтобы создать более полный вариант «Иглы» в память об одном из кумиров поколения, когда «перемен требуют наши сердца», когда «дальше действовать будем мы», когда «пожелай мне удачи в бою».

К сожалению, материалы, не вошедшие в фильм, были уничтожены. И Нугуманов начал собирать новый вариант картины из того, что было. Туда вошли старые архивные материалы из короткометражного фильма «Йа-Хха» и новые сцены, с использованием приема комикса, с компьютерными рисованными эффектами, наложенными поверх видеоизображения. Качество картинки и звука было улучшено, записан новый саундтрек.

С музыкой в новой версии все в полном порядке. Для участия  в записи специально собрались музыканты группы «Кино». Попала в струю и группа Messer Chups, записавшая 15 композиций для звуковой дорожки картины. Свою лепту внес также Вячеслав Бутусов с группой «Ю-Питер» - они написал отличнейшую песню на стихи Виктора Цоя «Дети минут». Композиция сделана в стиле того «Кино», а ее текст написан как будто только что. Видимо, такое ощущение возникает потому, что это стихотворение такое же вечное, как и другие произведения Цоя. «Они не верят в победы добра над злом, как в победы зла над добром. Они знают, что у них есть только серый день. И они хотят жить этим днем. Дети минут…»

Актеры, участвовавшие в «Игле» 89-го года, снялись в новых сценах, которые объясняют многие недосказанности первого фильма. К примеру, теперь можно узнать, что проводница говорила Цою в роли Моро, когда он вышел из поезда, и за что Спартак, в исполнении Александра Баширова, должен деньги главному герою. У знаменитой фразы Моро: «Я давно хотел сказать тебе, что люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты…» появляется предшественница.

Вообще это огромное удовольствие - наблюдать за яркими характерами, которые нам выдают нестареющий Баширов и серьезно изменившийся со времен своего дебюта в «Игле» Петр Мамонов. Оба теперь обрисованы куда ярче, чем в классической версии. Спартак показан как хитрый делец, демон-искуситель, который должен всем, и именно в этой ситуации видит свою значимость. Начинал персонаж клоуном в цирке, но потом ушел в фокусники и дофокусничался до того, что стал директором, а из цирка постепенно пропало все. Кроме того, Спартак, оказывается, задумал спрятаться от атомной войны в бункере вместе с идеальной женщиной-матерью.

Хирург Артур – двуликий демон, одновременно и врач, и продавец наркотиков. Мамонов не может быть не интересен, как в своем подленьком обличье более чем 20-летней давности, так и в современном сморщенном виде, философствуя о вреде пьянства с телеэкрана в Алма-Ате.

Колоритные ребята из банды Спартака тоже сыграли в новых сценах. Герой в исполнении Баширова, оказывается, вел на всех досье, которое в «Ремиксе» будет озвучено зрителю. В фильме также появилась маленькая сестра, с которой разговаривает Моро по телефону-автомату и за судьбу которой он боится. Появился в эпизоде и отец Цоя, сыгравший отца его экранного героя.

Вообще, в «Ремиксе» Моро стал еще ближе к Цою. Персонаж работает «кочегаром сутки через трое», дает квартирные, а точнее подвальные акустические концерты по рублю с носа, спит в теплушке и ест какую-то ерунду, так как копит на хорошую музыкальную аппаратуру и гитару.

Объяснено тут и умение Моро драться. Оказывается, он со школы был отличным бойцом, грозой амбалов, валил любого один на один. Герой даже предстает на фоне изображения Брюса Ли, с которым его в те годы ассоциировали многие. Дети даже спорили после просмотра «Иглы», кто победит – Цой или Ли, а некоторые утверждали, что они драться не будут, так как Виктор ученик Брюса…

Конечно, тема опасности наркотиков и 20 с лишним лет спустя осталось все такой же острой. Интересно бы узнать, сколько людей, посмотрев эту «Иглу», остереглись иглы и не стали наркоманами? И сколько что-то осмыслят и не погибнут на этой же смертельной игле после просмотра новой картины.

Значим ли это фильм сейчас? Безусловно. Лучше именно так вспомнить о Викторе Цое, чем собирать телеконцерт, где слабо поющие актеры станут исполнять его песни, пытаясь привнести что-то свое. Очень важно, что в этом фильме Моро не изменился. Он также остался героем эпохи, победителем, настоящим мужчиной. Да, теперь режиссер хитрым приемом оставил ему жизнь после двух ударов ножом. И это правильно, ведь все мы отлично знаем и помним лозунг поколения: «Цой жив!»

Александр КУЗНЕЦОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter