«Шаляпинские вечера» признали неудачей и чиновники, и зрители

«Шаляпинские вечера» признали неудачей и чиновники, и зрители

«Шаляпинские вечера» признали неудачей и чиновники, и зрители

17 февраля 2015, 17:55
Культура
XIV фестиваль «Шаляпинские вечера», завершившийся в столице Башкирии в минувший понедельник, подвел неутешительные итоги: и зрители, и чиновники от культуры признали музыкальное событие неудавшимся. Роковой ошибкой организаторов действа стал выбор в качестве приглашенных звезд артистов Музыкальной ассоциации Энрико Карузо. Неаполитанцы, на которых сделали ставку в башкирском театре, оказались посредственными исполнителями, практически угробив международный форум оперного искусства. Неделя, посвященная знаменитому басу, не только не стала значимым событием в музыкальной жизни города, но и продемонстрировала, что сегодня башкирская опера переживает кризис.

Реквием по фестивалю

Между тем «Шаляпинских вечеров» ждали с особым нетерпением – фестиваль стал первым масштабным мероприятием на обновленной сцене, оснащенной самой современной машинерией. Теперь – после технических преобразований - от нового театрального менеджмента ждали только творческих побед. Однако мероприятие, которого город ждал два года в связи с масштабной реконструкцией театра, началось с провала. Мировая премьера оперы неаполитанца Алессандро Д’Алессандро «Луиза Санфеличе» разочаровала требовательную уфимскую публику. Большинство зрителей, незнакомых ни с романом Дюма, ни с историей Неаполитанского королевства XVIII века, суть происходящего на сцене не уловили. Не оказалось в совместной работе неаполитанского и башкирского оперных театров и ни одной запоминающейся арии. Постановку сняли с репертуара как не пользующуюся спросом. Из четырех представлений состоялось лишь два, а потом в театре начали затыкать образовавшиеся культурные бреши, судорожно перетасовывая афишу фестивальных мероприятий.   

Интересно, что критическую рецензию на премьеру «Луиза Санфеличе» в нашем издании, с которой согласилось большинство зрителей, в Башкирской опере посчитали «чьим-то заказом» и попыткой дискредитировать театральное начальство. Однако и в минкульте Башкирии осознали, что фестиваль потерпел фиаско, но ответственность за провал «Шаляпинских вечеров» руководство ведомства возложило на собственный отдел этнокультурного развития и межрегионального сотрудничества - номинальных кураторов мероприятия. 

Предложить достойную альтернативу зрителям, которые в предвкушении мировой премьеры раскупили билеты на «Луизу Санфеличе», оказалось не так просто. Спасти положение попытался гендиректор театра, принявший удар на себя: вместо одного концерта «Итальянское барокко» в Башкирской опере отыграли два. Владислав Самойлов дирижировал камерным оркестром «Уфимская камерата», который аккомпанировал хору Музыкальной ассоциации Энрико Карузо и Башкирской оперы. Вокальные коллективы двух стран исполнили произведения Антонио Вивальди и Джованни Баттиста Перголези. Заменить второй отмененный спектакль решили беспроигрышным вариантом – вечером классической неаполитанской песни «Посвящение Карузо» в исполнении все той же итальянской труппы. Однако в пятницу 13-го концерт был отменен «по техническим причинам». Неизвестно, что стало поводом – то ли мистическая дата, то ли вполне «земные» обстоятельства – низкий профессиональный уровень артистов из Неаполя. На следующий день концерт, посвященный памяти великого итальянца, все же состоялся, но в усеченном варианте - уфимцы стали зрителями часового действа без антракта.

Пожалуй, удачами фестиваля стали концерт «Итальянское барокко» и вечер, где звучали Requiem Моцарта и Messa di Gloria Джакомо Пуччини. И не потому, что душу уфимцев согрел факт аж двух региональных премьер – мессы Gloria Антонио Вивальди и Messa di Gloria Пуччини. Дело в том, что наши музыканты во главе с Валерием Платоновым, который стоял у истоков фестиваля, в очередной раз доказали свой профессионализм.

Прошляпили Шаляпина

В этом году организаторы решили уйти от привычной схемы, провозгласив подзаголовком фестиваля маршрут «Неаполь – Уфа». Но не будем забывать, ради чего 24 года назад создавался фестиваль и чье имя он носит. Итальянскую тематику фестиваля в театре объяснили тем, что двух певцов связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. Но о Федоре Ивановиче Шаляпине в программе напоминал лишь заключительный гала-концерт. Восемь солистов из Уфы, Москвы и Самары должны были исполнить мировые хиты из репертуара великого артиста. Однако незадолго до гала-концерта заболел любимец уфимской публики Геннадий Родионов. Пришлось организаторам вносить в программу вечера корректировки.

Устроители уфимского фестиваля в который раз решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Говорят, новое – это хорошо забытое старое. Однако уфимские меломаны не страдают амнезией и без труда опознали в мелодраматической постановке премьеру двухлетней давности. Гала-концерт басов был впервые показан в Уфе в год 140-летия Федора Ивановича в феврале 2013-го. За это время Рустэма Сабитова сменил Владислав Самойлов, изменился и состав звездных солистов, задействованных в концерте. Вместо Андрея Валентия из Белорусской оперы, Виталия Ефанова из московской «Новой Оперы» и Вадима Кравца из Мариинки на сцену вышли Андрей Антонов из Самары, Евгений Ставинский из «Новой Оперы» и уфимец Марат Шарипов.

«Дебютанты» вечера и их опытные коллеги – солисты из «Геликон-Оперы» Михаил Гужов и Александр Киселёв, а также уфимские басы Салават Аскаров и Артур Каипкулов - повторили успех двухлетней давности. Бессмертные арии из опер Чайковского, Глинки, Бородина, песни и романсы, лучшим исполнителем которых был, да и, пожалуй, остается все-таки Федор Шаляпин, неизменно вызывают в сердцах подготовленной публики отклик. Вот и уфимцы радостно внимали оказавшейся такой современной «Блохе» Модеста Мусоргского, восхищенно замерли, услышав первые звуки романса «Гори, гори, моя звезда» и аплодировали, когда на одну сцену вышли аж четыре Гремина, признаваясь в любви к пушкинской Татьяне. Актер Александр Кузьменко все также проникновенно читал отрывок из книги прославленного баса «Маска и душа». Можно признать, что домашняя заготовка как нельзя лучше вписалась в тематику фестиваля и оказалась для мероприятия палочкой-выручалочкой.

«Шаляпинские вечера в Уфе» вскрыли ряд проблем. Во-первых, похоже, дирекция театра еще не осознала, что ссылки на ремонт больше не работают. Трудности кочевой жизни позади, и зрители ждут от театра ярких актуальных постановок. Конечно, можно еще долго выезжать на привычном репертуаре, но развитие необходимо, и, прежде всего, самой труппе. Во-вторых, идея фестиваля, тем более международного, – это общение и обмен опытом с творческими коллективами других театров. В отличие от той же Казани, где практически одновременно с Уфой провели свой Шаляпинский фестиваль, столицу Башкирии звезды музыкальной сцены не балуют своим вниманием. В-третьих, Уфе не хватило сил, чтобы справиться даже с минимальной по фестивальным меркам программой. Наверно, в этой ситуации не следовало рваться в бой, лучше было взять перерыв, поднакопить сил и провести фестиваль через год. Ведь есть вероятность, что амбиции, не подкрепленные ресурсом, похоронят «Шаляпинские вечера» навсегда.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter