Posted 13 апреля 2010,, 14:51

Published 13 апреля 2010,, 14:51

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Поп и звезда. Православный священник пережил и фашистов, и коммунистов

13 апреля 2010, 14:51
В центре нового фильма Владимира Хотиненко «Поп» - судьба рядового священника, не обличенного высокими санами, но особенного: мудрого, сильного духом и праведного. В этой картине Великую Отечественную мы видим другими глазами, совсем не такую, как в других фильмах о войне и оккупированных фашистами территориях. Тут даже партизаны другие. Зато православие тут близкое, настоящее, причем очень важно, что без чудес, ведь настоящей вере не нужно подтверждение чем-то удивительным и сверхъестественным.

Мисси выполнима

Посмотрев рекламный ролик картины, снятой по одноименному роману Александра Сегеня, можно ожидать партизанского блокбастера со стрельбой и страстями. На самом же деле это философский фильм со сложными вопросами и простыми ответами, наталкивающий на размышления.

В фильме мы видим историю одного из приходов Псковской православной миссии. Немцы, захватив Прибалтику и земли вокруг Ленинграда, пытались завоевать популярность у местного населения, восстанавливая церкви, с которыми ранее активно боролась советская власть.

В село Закаты был отправлен отец Александр Ионов, сыгранный Сергеем Маковецким. Символично, что деревня эта находилась неподалеку от места Ледового побоища, где Александр Невский разбил войска Тевтонского ордена. Теперь, в 40-е, тут будет битва другая – духовная. И для начала следует вернуть людям крепость церковную.

В стенах церкви Святого Александра Невского теперь сельский клуб, купол перекрашен под земной шар с картой страны Советов, а вместо креста бывший приход венчает красная звезда. Отец Александр восстанавливает храм вместе с прихожанами. Под сорванными агитационными плакатами и портретами вождей революции оказываются лики Господа, Богоматери, Святого Александра. Прихожане поднимают со дна озера колокол. В храм, где еще недавно показывали кино, танцевала и обжималась местная молодежь, возвращается чистота и духовная жизнь.

Да, в Союзе именно так жестко обходились с храмами. Постыдная часть истории нашей страны. И немцы, в своих целях позволяя восстанавливать их, выступали, в каком-то роде, благодетелями. Но в этом фильме священники понимают, что все эти послабления со стороны немцев – временные. Отцы бы и не стали участвовать в этой акции, идущей от фашистов-оккупантов, но митрополит Сергий Воскресенский говорит правильные слова о том, что народ истосковался по церкви, что она будет утешением во времена тяжелой жизни «под немцами».

Отец Александр всей душой с теми, кто защищает страну от фашистской заразы. Очень сильна и эмоциональна сцена, где он в самом начале войны пытается по просьбе молодого танкиста Красной армии освятить его бронебойную машину. Механика-водителя подгоняет командир и батюшка лишь успевает окропить святой водой уезжающую на войну машину.

От греха подальше

Святой Александр Невский – покровитель отца Александра. Сам батюшка не может воевать с оружием в руках, но он старается помочь, чем может. Спасает и усыновляет еврейскую девочку (молодая актриса Елизавета Арзамасова, больше известная как «папина дочка»), принимает в свою семью целую толпу ребятишек из блокадного Ленинграда и детского концентрационного лагеря, в котором фашисты для каких-то своих целей брали кровь у русских и латвийских детишек.

Батюшка пытается наладить снабжение советских пленных, от которых, как известно, отрекся Иосиф Сталин. Он организовывает сбор у прихожан продуктов и теплых вещей, которые передает голодающим, раненым, больным и замерзающим пленным. На Пасху в его восстановленный храм немецкие конвоиры с собаками приводят пленных, пожелавших обратиться к Богу.

Отец Александр пытается сделать все, что в его силах, иногда рискуя собственной жизнью. К примеру, отказывается отпевать убитых партизанами полицаев, так как они, служа фашистам, расправлялись с невинными. Священник не отпускает грехи бывшему советскому милиционеру, а ныне прислужнику фашистов, который рассказывает страшную историю об убийстве во время карательной акции беззащитных людей, среди которых были подросток и даже грудной младенец. Рассказать – не значит раскаяться. А этот полицейский, хорошо сыгранный Степаном Морозовым, и не думал раскаиваться. Ему дорога только собственная шкура.

В противовес полицейскому в фильме есть образ бойца Красной армии и партизана Алексея Луготинцева, сыгранного Кириллом Плетневым, которому к роли военных не привыкать. Один из немцев в порыве ярости убивает его молодую невесту. И парень начинает мстить: сначала убивает двоих фрицев, а затем приходит в храм, чтобы убить отца Александра, которого считает «балаболкой», испортившим клуб. Он даже стреляет, но попадает не в священника, а в икону Богоматери.

И тут следует знаковая сцена всепрощения. Священник заранее отпускает партизану грехи, включая собственное предстоящее убийство. И парень, смущенный, а может, что-то понявший, отказывается от этой жестокой идеи и уходит. А батюшка благодарит Господа и идет замазывать пулевое отверстие в иконе воском. Позже этот партизан будет оберегать отца Александра и его детишек…

Явных чудес в фильме нет. Когда батюшка со Священным Писанием в руках бросается отговаривать фашистов от казни трех молодых партизан и девушки-партизанки, призывая к милосердию, у него ничего не получается. Повешение все-таки состоится, причем будет очень жестоким. Не получится у батюшки и долго поддерживать пленных: немцы под конец войны будут нуждаться и присвоят себе собранный батюшкой провиант и теплую одежду. Пострадает отец Александр и от вернувшейся на псковщину Советской власти. Его ждет ссылка в лагерь за сотрудничество с немцами. Помощь пленным, спасение детей, постоянные молитвы о победе русского воинства вернувшуюся власть мало интересуют. Символична сцена, где девочка предлагает красному комиссару взять у нее кровь, сколько надо, но отпустить отца Александра. Ребенок видит в Советской власти то же зло, что и в фашистах и предлагает ту же дань…

Не стоит село без праведника

Это, конечно, не поможет. Отец Александр станет одним из отправленных в лагеря священников. Но труды его не пройдут даром. Останется восстановленный храм, ведь Сталин не решался их разрушать. А спасенные дети выживут и вырастут.

Космос этого фильма, безусловно, выходит за рамки простого повествования. Образы некоторых героев очень интересные и заслуживают серьезного и вдумчивого анализа.

К примеру, матушка Алевтина в исполнении колоритной Нины Устовой. Эта строгая, осторожная и важная, на первый взгляд, попадья является ярким примером настоящей русской женщины, любящей, способной на самопожертвование. Ворчит на добросердечного мужа, но все новых и новых детей в семью принимает, заботится о каждом, воспитывает, а когда заболевает тифом, то уходит в страшную пургу в лес, чтобы там сгинуть, но не заразить детей и мужа. То, что мы видим между отцом Александром и его супругой - это особая история настоящей праведной любви.

Еще один сложный образ – немецкий полковник и бывший царский офицер Иван Федорович Фрайгаузен, отлично сыгранный Анатолием Лобоцким. Этот немец служил царской России и принял православную веру. В нем конфликт офицера вермахта и воспитанного на русской культуре и религии человека. С одной стороны, он вынужден следовать политике фюрера и выполнять приказы, включая жестокие меры, вроде казни, с другой – пытается помочь в деле становления православия, помогает отцу Александру всем, чем может.

Для этого офицера религия – единственное убежище. Поэтому он и тянется к отцу Александру даже после того, как тот его прогоняет.

Конечно, отец Александр отнюдь не идеален и не всесилен, не следует строгим канонам, но пытается сделать все, что в его силах. И делает очень многое, прожив сложную жизнь не ради себя, а на благо других. Видимо, таков и есть путь праведника.

В этом ярко выраженном православном кино все показывается с точки зрения христианства. Милосердие, смирение, самопожертвование, надежда на Бога, на лучшее, стремление к добру. Очень много мудрости и очень много человеколюбия. Вот таким, наверное, и должно быть истинное православие. И очень больно оттого, что в зале очень много пустых мест. Православным этот фильм посмотреть нужно обязательно. Да и не только им.

Евгений КОРНИЦЫН.

"