Posted 13 апреля 2021, 10:14
Published 13 апреля 2021, 10:14
Modified 17 октября 2022, 20:48
Updated 17 октября 2022, 20:48
Опросы показывают, что лишь около половины взрослых россиян работают по профессии, компетенции по которой они приобрели в университете или колледже. Подобная тенденция наблюдается в России и, в частности, в Башкирии не первый год и связана с системой образования, которая все еще едет по советским рельсам, но уже по российским стандартам. Это движение чревато все более нарастающим диссонансом: экономике крайне необходимы квалифицированные рабочие, а образовательные учреждения по инерции пачками выпускают бухгалтеров и юристов.
Замдиректора института социально-технологического менеджмента МГТУ «Станкин» Марианна Чаруйская подчеркивает, что сейчас промышленные предприятия ждут от российских вузов и ссузов таких выпускников, которые могли бы без адаптационного периода решать поставленные на производстве задачи. При этом, по ее словам, в стране растет дефицит инженерных кадров — к 2030 году он достигнет 1 млн человек.
Преподаватели УГАТУ Эльвира Мамлеева, Александра Марьина, Наталья Бесчастнова и Марина Сазыкина, анализируя ситуацию с занятостью и безработицей на региональном рынке труда, указывают, что в республике год за годом повторяется характерная для всей страны ситуация: вузы решают потребности не местной экономики или предприятий, а абитуриентов и их родителей, которые в большинстве своем находятся во власти устаревших стереотипов. Поэтому молодежь выбирает условно «престижные» профессии — юрист, финансист, менеджер, хотя региональный рынок труда нуждается в строителях, инженерах и сотрудниках сферы обслуживания.
Призраки стабильности
Кадровый голод в Башкирии формируется не первое десятилетие. Так, в 2006 году заместитель Премьер-министра Правительства РБ Ильдус Илишев заявил, что более четверти выпускников вузов и около трети выпускников СПО не могут получить работу по своей специальности, причем в случае поступления на работу они оказываются недостаточно квалифицированными. Это обозначалось как проблема, которую нужно было срочно решать. Через 10 лет статистика практически не изменилась: только 70% выпускников вузов, закончивших учебу в 2015–2017 гг., нашли себе работу по специальности.
По мнению экспертов, к 2030 году до 375 млн российским специалистам придется сменить профессию.
— Очевидно, это коснется и Башкирии, несмотря на то, что здесь большинство качественных вакансий сосредоточено в нефтяной сфере и в подразделениях федеральных структур, а активность на рынке труда ниже, чем в других регионах, — считает ведущий научный сотрудник ФНИСЦ РАН Екатерина Попова.
К слову, эксперты, прогнозируя развитие Башкирии в ближайшее десятилетие, подчеркивают, что в регионе заканчиваются запасы полезных ископаемых, а нефти при современном уровне добычи хватит не больше, чем на 20 лет. Поэтому сильная зависимость республиканской экономики от нефтедобычи и нефтепереработки чем дальше, тем больше будет играть против развития региона, в котором промышленная модель ориентирована на нефтяную отрасль, не беря в расчет вторичные отрасли. В результате — и отток наиболее перспективной молодежи: больше половины школьников, получивших 100 баллов по ЕГЭ, по-прежнему решают поступать в вузы за пределами Башкирии.
Таким образом, проблема на республиканском рынке труда может быть решена только после изменения всей системы взаимодействия системы образования и работодателей.
Средние решения для среднего образования
Крупные предприятия в Башкирии, не столько регионального, сколько федерального масштаба, последние годы активно работают над формированием новой волны кадров. При этом поиск и обучение потенциальных специалистов начинается уже в последних классах школы. Так, например, «Роснефть» организует в регионах, в том числе и в Башкирии, специализированные именные классы — сейчас их уже больше сотни. Авторы программы называют это системой непрерывного образования, в которую активно вовлечены как преподаватели УГНТУ, так и специалисты «Башнефти».
Тем не менее это не вся система, а лишь ее очень небольшая часть. В ближайшие годы в России планируется провести глобальную реформу среднего профессионального образования (СПО), в итоге специальностей станет меньше в два раза, срок обучения сократится, образовательные стандарты расширят, а демонстрационный экзамен уровня WorldSkills станет обязательным. Эксперты по-разному комментируют потенциальные изменения. Одни считают, что в процессе изменений ни одна компетенция не будет утеряна, а реформа повысит интенсивность практического обучения. Другие называют реформу непродуманной, добавляя, что ускоренные курсы актуальны в кризис — «например, в военное время, когда трактористов срочно переучивали на танкистов».
Очевидно, что эта реформа — дело не одного года, и в этот период региональным колледжам нужно продолжать работать с проблемами, которые могут затормозить инновацию или остаться после, в качестве «наследства».
В первую очередь, это серьезно устаревшая материальная база. По мнению замглавы Минобрнауки РФ Ирины Потехиной, обновить базу по всей стране «не хватит никаких денег». Более того, обновление может быть нецелесообразно: оборудование очень быстро устаревает из-за скоростей технического прогресса.
Эту проблему в Башкирии пытаются решать с помощью грантов на создание мастерских по компетенции Worldskills, которые образовательные учреждения должны самостоятельно выигрывать в региональных и федеральных конкурсах. Напомним, до 2024 года в республике обещают открыть не менее 55 таких мастерских, согласно «сентябрьскому указу» главы РБ Радия Хабирова.
По мнению ректора Уфимского колледжа радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности Игоря Нуйкина, интенсивно развитие колледжа стало возможным именно благодаря полученным грантам. Так, в 2018 году УКРТБ взял грант на обновление и модернизацию материально-технической базы (40 млн руб.), привлек 21 млн руб. инвестиций как участник программы по разработке и распространению в системах СПО И ВО новых образовательных технологий, в 2019 и 2021 гг. получил поддержку в рамках проекта «Молодые профессионалы» (39 млн руб. и 31 млн руб. соответственно).
Игорь Нуйкин подчеркнул, что это финансирование помогло организовать и оснастить в колледже мастерские Worldskills, актуальные для так называемой «Индустрии 4.0» — определенным технологическим стандартам. При этом Маринна Чаруйская, описывая работу МГТУ «Станкин» с российскими предприятиями, подчеркивала, что большинство отечественных производств сейчас уже находится на стадии перехода из четвертого технологического уклада в пятый, при этом национальная задача — переходить на шестой. То есть едва построенное обучение, которое считается передовым и в которое вложены средства, уже сейчас считается устаревшим.
При этом министр образования РБ Айбулат Хажин подчеркивает, что колледжи и их филиалы, которые находятся в малых городах и на селе (таких около 40% — прим. Mkset), из-за слабой материальной базы не могут получить федеральный грант, поэтому им крайне необходима республиканская поддержка. Скорость этой поддержки еще ниже — так, например, в 2020 году региональные гранты на создание мастерских получили только 4 колледжа.
Еще одна проблема — образовательные возможности системы СПО в регионе. На 2021-2022 учебный год в образовательных организациях среднего профобразования предполагается выделить 22662 бюджетных места. Это на 362 места больше показателей двухлетней давности — тогда министр образования РБ Айбулат Хажин заявлял о том, что этого объема уже сейчас крайне не хватает для закрытия потребностей башкирских выпускников 9-11 классов. В частности, обозначалась необходимость увеличить прием хотя бы на 3 тыс. мест, иначе к 2024 году в Башкирии будет жесткий дефицит бюджетных мест в колледжах. В этом контексте показательна история Уфимского автотранспортного колледжа, который, будучи одним из опорных колледжей региона, продолжает работать в 90-летнем неремонтируемом здании.
Ответы на экране монитора
На российском промышленном форуме специалисты подчеркивали, что одно из перспективных решений, которое возможно развивать в Башкирии в рамках подготовки рабочих специальностей, — это цифровизация образования.
Ректор УГНТУ Олег Баулин подчеркивает, что в процессе цифровизации образования нужно в равной степени учитывать интересы и предприятий-партнеров, и студентов.
— Цифровая образовательная среда — безальтернативный вариант по индивидуализации обучения. А к каждому студенту сейчас необходим именно индивидуальный подход. Это нельзя не учитывать, иначе вуз просто вымрет за ненадобностью.
При этом, по данным Олега Баулина, 89% российских вузов даже после года ковидной реальности не имеют цифровой инфраструктуры для перехода в эту среду, а 75% студентов испытывают трудности в процессе дистанционного образования.
— Умелое и здравое использование онлайн-курсов повышает качество образования. При этом можно говорить о снижении себестоимости образовательного продукта и повышении доступности платного обучения. Также у преподавателя снижается нагрузка: средняя нагрузка в вузах Башкирии — 900 часов на ставку, в УГНТУ — 735. В том числе поэтому около 40 процентов научной продуктивности 2020 года, если измерять ее в публикациях, — на счету УГНТУ.
Ранее президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов подчеркивал, что в России нет достаточных условий для качественного онлайн-образования. По его мнению, онлайн требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, и это вызов для всех образовательных учреждений. В Башкирии же только в 2021 году планируют подключить к интернету все школы республики.
Заместитель министра цифрового развития госуправления РБ Расул Таипов считает, что сейчас в регионе как раз формируется благодатная среда для совместного развития образования и производства:
— Если говорить о Башкирии, которая встраивается в федеральную повестку, то у нас — если взять в качестве примера образ стула — очень хорошо развиты три ножки, а четвертой мы все никак не можем нащупать. Эта четвертая ножка и есть промышленные предприятия.