О назначении
Я много раз просыпался на каком-то новом уровне карьеры и спрашивал себя, что во мне изменилось. И каждый раз замечал, что ничего, но уверен, что изменения всё-таки происходят — постепенно. Есть только две категории, которые могут на приземлить — родители и журналисты, задача которых по определению заключается в том, чтобы говорить правду.
Я в Москве 12 лет прожил и уже не думал, что вернусь в Башкортостан. Не хотел возвращаться во власть, потому что уже по опыту знал: к власти быстро привыкаешь, а отвыкать будет тяжело. Но в итоге принял предложения [главы Башкирии Хабирова] Радия Фаритовича.
О Хабирове
Мы знакомы очень давно, и даже когда оба работали в Москве, у нас было заведено встречаться хотя бы раз в два-три месяца. Он своим опытом и навыками заслужил и выстрадал право занимать должность главы республики. Он — очень опытный руководитель, а для меня он остается старшим товарищем и другом, даже братом, несмотря на занимаемые должности.
О смене правительства
В Башкирии много людей перспективных, активных, которых я хотел бы видеть в своей команде. Но когда Радий Фаритович утверждал правительство, я участвовал при этом и был в курсе, с кем предстоит работать. Так что большая часть команды сохранится. Некоторые люди уйдут, у некоторых просто сменятся обязанности. Революционных изменений не требуется.
О бюрократии
Полное отсутствие бюрократии — невозможно и вредно. Чтобы убедиться, проведите хотя бы одно совещание без протокола. Если для бизнесмена важна конечная цель (получение прибыли), то для чиновника — это тактика, обоснованная юридически, чтобы не возникало противоречий. Наша задача сделать так, чтобы бюрократия не создавала слишком большие временные затяжки. Если действовать в обычном регламенте, то на трёхдневные задачи уйдут недели. Нужно сокращать время прохождения документов, решать задачи параллельно, а не постепенно, убирать из процедуры ненужные звенья. Например, зачем отправлять в Минфин документы, не требующие согласования о финансировании.
О сокращении госслужащих
До 2024 года мы снизим численность госслужащих на 25%. Это не повлияет на результативность. Обычно в коллективе кто-то работает, а кто-то просто проводит время, даже, если нагрузку увеличить, она ляжет на первых, а вторые, так скажем, подстроятся. Наша задача — избавиться от вторых не в ущерб первым. Надо понимать, что госслужба — это именно служба, как у священника, а не работа по найму, когда в пять часов вечера чай пьёшь и домой собираешься. Может быть, за счёт сокращений удастся поднять зарплату оставшимся.
Об экологических протестах
Если промышленность не развивать, не будет развиваться республика. Все в туризм пойти работать не сможем. Предприятия должны закладывать в бизнес-план компенсацию перед местными жителями за промышленную деятельность, если она влияет на их жизнь. Мы будем предварительно заключать соглашения таким образом, чтобы промышленные предприятия вели свою работу с учётом интересов жителей. Будем предварительно проводить оценку потенциального ущерба, чтобы предприятие взяло на себя обязанность его компенсировать, а также вкладываться в развитие инфраструктуру той территории, на которой оно работает.
О БСК
У правительства не было возможности защищать акционеров БСК. Для Башкирии было недальновидно отказаться от контроля этого предприятия. Сейчас все наши действия направленны на изменение этого. Арест 30% акций никак пока не влияет на прибыль республики. Мы просто пока не можем ими распоряжаться. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вернуть акции государству. Первый вариант — все остается как есть: у республики — 38%, контрольный пакет — у «Башхима». Этот вариант мне кажется маловероятным. Второй вариант — перерасчёт сделки таким образом, что контрольный пакет вернулся Башкортостану. Третий — полная отмена приватизации компании 1993 года и переход ее либо в федеральную, либо в республиканскую собственность — так или иначе, Башкортостан не пострадает и, уверен, даже выиграет.
О долевом строительстве и точечной застройке
Точечная застройка — это и благо, и вред, но она, по моему личному мнению, должна быть максимально ограничена. Есть территории в Уфе красивые и неосвоенные, но если застройщики придут туда, городу и республике с точки зрения бюджета это может быть невыгоднее, потому что затраты по развитию инфраструктуры (дороги, школы, больницы) лягут на их плечи.
Чаще всего проблемы в долевом строительстве возникают по двум главным причинам — слабый контроль и экономика. К примеру срыв строительства в «Миловском парке» — это изначально плохой бизнес-подход. По случаю на улице Шота Руставели застройщик не затратил тех ресурсов на расселение, о которых заявляет, но главное — застройка такая, что людям не пройти. Архитектор не имел права так «посадить» дом. Понятно, что люди начали возмущаться. А как им не возмущаться?
Если бы в республике была должность главного архитектора, такого бы не случилось. Я — сторонник быстрого и красивого строительства и хотел бы, чтобы такие люди рядом работали.
О транспортной реформе в Уфе
Она не провалилась. Она ещё только в середине пути. За год-два реформа принесёт плоды.
О соседях
Татарстан с меньшим населением и производственным потенциалом за последние несколько лет ушли далеко вперёд. Не в обиду им — это не их заслуга, а наша недоработка.
О врагах
Может быть, потому что мне уже 50 лет, может быть, потому что я верующий, но врагов я не знаю — есть оппоненты. Не вспомню случая, чтобы из-за них мне пришлось менять свою траекторию.