Никто не отрицает, что велик – классная штука. Он продлевает жизнь, улучшает экологию города, решает транспортные проблемы. Но пользуются им как транспортом, согласно соцопроса, проведенного ГУП «Башкирдортранспроект», лишь 0,1% жителей Башкирии. Опрос проводили в феврале-марте 2019 года среди 3500 человек (без Уфы).
Даже если учесть предпочтения уфимцев, цифра не сильно будет отличаться от общероссийской. В нашей стране велосипедом как транспортом пользуются 3% граждан, в Германии – 15%. В Альметьевске достигли показателя в 5%.
Как обстоят дела у нас и в Альметьевске
По словам начальника управления по физкультуре и спорту администрации Уфы Сергея Степанова, в городе-миллионнике имеется сеть из 74 км велодорожек. Из них, по данным велоактивиста Станислава Сырыгина, около 10 км велодорожек – обособленные, остальные – «нарисованные» велопешеходные дорожки.
Для сравнения – в Альметьевске с населением в 155 тысяч человек сегодня действует 93 км обособленных велодорожек.
- В последние годы в Уфе обустроили 30 километров велодорожек, в основном в парках, - сказал Сергей Степанов. – На 2019-2021 годы предусмотрено порядка 3 миллионов рублей на обновление велодорог и установку дорожных знаков.
По словам чиновника, в 2015 году был разработан проект развития велоинфраструктуры Уфы, предусматривающий почти 69 км новых велодорог для создания кольцевой сети с объемом строительно-монтажных работ в 473 млн руб. Проект сейчас корректируется, и в 2020 году можно приступить к его реализации, если найдутся деньги.
В Альметьевске деньги нашли. Спонсор «Татнефть» выделила один миллиард на создание велоинфраструктуры, по 250 млн руб в год администрация города «осваивает». Результаты впечатляют: уже сейчас 15% школьников и 6% дошколят регулярно ездят на велосипедах из дома в школы и детсады.
- Альметьевск стал городом, в котором никто не боится отправить ребенка в город на велосипеде, - гордится достижением директор МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альберт Халяпов.
В Альметьевске смертность снизилась на 11,6 %. Цель - в 7 % горожан, постоянных пользователей великами, почти достигнута (сейчас 5-6%). Улучшилась экология. Если 5% автомобилистов пересядут на велики, это равноценно посадке 600 гектар леса в черте города.
Раньше в этом татарском городе тоже было плохо с долей населения, пользующейся великами как транспортом, почти ноль процентов. Прорыв случился, как и в Москве, после строительства обособленных велодорог и введения системы байкшеринга, аренды велосипедов.
Велопрокат
Если в Москве велик можно взять напрокат на специальных станциях (безлимит – 1200 рублей в год), то в Альметьевске пошли дальше, там сделали прокат велосипедов максимально доступным. Закупили 300 антивандальных великов, без цепей и резиновых шин, и теперь с помощью мобильного приложения можно забронировать один из них в ближайшем для тебя месте города и оставить его в любой точке.
Опасения, что будут красть эти двухколесные машины, не оправдались.
Москва сегодня – первый велосипедный город (250 км велодорог), Альметьевск – на втором месте. За пять лет внедрения в Москве системы велопроката количество пользователей выросло в 55 раз. Но все равно эта система – планово-убыточная.
- Это общественный транспорт, тарифы не меняются который год, - рассказал директор байкшеринга Ярослав Гамзиков, - Прирост выручки идет за счет роста числа пользователей, со временем экономика оператора становится интересной, но окупаются ли инвестиции вряд ли.
По словам Ярослава Гамзикова, включение в этот процесс властей и субсидии обязательны, зато город получает инфраструктуру и контроль за оператором. Всегда можно понять, сколько человек пользуются этим видом общественного транспорта.
Что изменится
Пока, судя по выступлению заместителя председателя госкомтранса Башкирии Азата Калимуллина, изменения будут, но не радикальные.
Азат Калимуллин сообщил, что в госкомитете принято решение о разработке республиканской программы развития инфраструктуры.
- Мы запросили пять городов, и по предварительным данным, по этой программе за 2019-2022 годы будет построено 69 км велодорожек. - сказал Азат Калимуллин. - Это 535 млн руб строительно-монтажных работ.
Велодорожки будут строить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске и Октябрьском. Программа находится в стадии разработки, уточнил министр.
Начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Олег Байдин сообщил, что сейчас разрабатывается новый генплан города, который последний раз был сделан в 1996 году.
- В новом генплане мы реализуем подход, где на первом месте будут интересы пешеходов и велосипедистов, - сказал он. - На новый генплан понадобится примерно два года.
По словам Олега Байдина, достигнуть цели, чтобы 50 процентов поездок в городе совершались на велосипеде, вполне возможно, это не фантастика. Также будут разработаны новые стандарты благоустройства, сообщил Олег Байдин.
- Мы приступим к работе по восстановлению велодорожек после 12 июня, - сообщил главный спортсмен Уфы Сергей Степанов. Речь идет о нанесении разметки на велопешеходных дорожках.
- А мне пришла идея, и мы ее реализуем - будем раздавать бесплатно в магазинах инструкции для велосипедистов о правилах дорожного движения, - заявил главный госавтоинспектор региона Динар Гильмутдинов. В зале даже раздались хлопки.
- Сегодня наложилось много мероприятий и далеко не все смогли приехать, - поделилась впечатлениями от форума член Общественной палаты Уфы, велоактивист Полина Вишневская. - Но определенные подвижки в развитии велоинфраструктуры нас, судя по всему, все же ожидают.
- Мы собрались здесь не просто так, - подчеркнул министр спорта и молодежной политики Руслан Хабибов. - Форум организован по поручению врио главы республики, и мы доложим ему о результатах обсуждения.