Posted 10 марта 2016, 16:44
Published 10 марта 2016, 16:44
Modified 10 ноября 2022, 18:39
Updated 10 ноября 2022, 18:39
В самом Кыргызстане ситуация гораздо хуже чем в России. Ситуация настолько плоха, что некоторое время назад даже пришлось собирать национальный совет с целью выработать стратегические решения по противодействию «игилизации» и «хизбутахриризации» Кыргызстана. Во время пятничного намаза в школах Кыргызстана гораздо меньше учеников, многие прогуливают занятия и идут в мечеть. А на вокзалах и рынках крупных городов практически открыто проповедуют адепты запрещенных религиозных организаций, причем не только мусульманских, действуют еще и различные пвседохристианские секты.
Эти и другие вопросы обсуждались на видеоконференции «Практическое взаимодействии молодежи России и Кыргызстана по пресечению деятельности экстремистских религиозных организаций в сети интернет», которая прошла в Уфе и Бишкеке.
Киргизские эксперты предложили интересный рецепт – создание интернет-патрулей в социальных сетях - facebook, вконтакте и други. Суть предложения в том, что активные пользователи объединяются в группы, проявляют бдительность, выслеживают экстремистский контент, и добиваются его удаления. Эксперты из Уфы оценили возможность такой инициативы. Руководитель научного центра развития исламского образования БГПУ имени Акмуллы Данияр Абдрахманов отметил, что нельзя забывать о традиционных способах работы – лекции, просвещение, проведение открытых круглых столов. В Кыргызстане не хватает компетентных мулл, хорошо владеющих русским языком, почему бы не воспользоваться имеющимися наработками коллег из российских регионов. Центр исламского образования в Уфе уже начал активно выкладывать в открытый доступ лекции и прочие методологические материалы, которые могут быть хорошим подспорьем киргизским коллегам.
Присутствующий на мероприятии сотрудник совета по государственным и межнациональным отношениям при главе Башкирии Руслан Карымышев отметил трудности, возникающие при «патрулировании» интернет-контента. Тот же «ДАИШ» в день несколько тысяч интернет-роликов и только малая толика включает в себя откровенную агитацию или сцены насилия. Остальные носят вполне себе мирный характер. На них «игиловцы» раздают милостыню, фотографируются вместе с кошечками и всячески демонстрируют свой гуманизм.
- Как вы будете бороться с этим, казалось бы, безобидным контентом? - вопрошает эксперт.
Объяснение этому феномену дает другой участник мероприятия политолог Дмитрий Михайличенко. У социальных психологов есть такое понятие как «окна Овертона». Все люди имеют базовые мнения о тех или иных событиях и факторах. Например, считается, что «терроризм – это неприемлемо», «курение – это плохо», а «спорт – это позитивно». Задача манипуляторов общественным мнением изменить это восприятие, поколебать устойчивые стереотипы. Поэтому через соцсети массово забрасывается позитивный видео- и графический контент, связанный с ДАИШ. Экстремисты хотят, чтобы их услышали, начали воспринимать не только как борцов с неверными, но и как обычных людей.
Задача экспертного сообщества и компетентных органов – пресекать эти попытки, однако это сделать не так просто. Нужно понимать логику распространения контента в фэйсбуке и других соцсетях. Эксперты также отметили необходимость использования современных возможностей продвижения сайтов в поисковиках с тем, чтобы официальные, а не экстремистские, сайты религиозных организаций всегда были в поисковике на первых местах.
- Без специалистов-технарей не обойтись, – отметил проректор УГАТУ Илья Якупов.
Он пригласил центральноазиатских абитуриентов приезжать и на профессиональной основе обучаться востребованным специальностям, в том числе и для задач обеспечения информационной безопасности Киргизии.
Эксперты из Башкирии сошлись на необходимости усилить работу по противодействию религиозному экстремизму в соцсетях. Конечно, ситуацию в Башкирии нельзя сравнивать с Киргизией, однако прогнозы экспертов говорят о том, что в средне- и долгосрочной перспективе угрозы экспорта нестабильности будут нарастать и у нас. Мы идем на встречу ситуации, когда традиционные методы работают недостаточно эффективно, а новые еще слишком сырые и недостаточно апробированы.