Извлечение корня. В Башкирии решили логистическое уравнение уборочной кампании

28 октября 2007, 20:12
Настоящее ноу-хау внедрили на уборочной кампании-2007 три башкирских предприятия. «Башавтотранс», «Башсельхозтехника» и Мелеузовский сахарный завод создали рабочее партнерство, которое может в будущем изменить ход уборки сахарной свеклы в республике. Нововведение поддержал глава Минсельхоза и первый вице-премьер правительства Башкирии Шамиль Вахитов. Объединившись, предприятия создали логистическую схему, благодаря которой извлеченные из земли корнеплоды не залеживаются в маленьких буртах на поле, а сразу идут в переработку. Уже сейчас завод переработал урожая больше, чем в предыдущие годы, причем только Мелеузовский район сдал 90 тысяч свеклы. А за всю уборочную компанию здесь планируют извлечь сахар из 300 тысяч тонн корнеплодов.

- Срок переработки сахарной свеклы должен быть как можно короче, - объясняет директор Мелеузовского сахарного завода Александр Моисеенко. – Корнеплод требуется перерабатывать в течение 100 суток, иначе он теряет свои свойства, процент содержания сахара в нем снижается, а потери массы растут.

До недавнего времени колхозники, убрав урожай, сваливали свеклу в кагаты прямо на поле, а потом ожидали погрузчика, который мог поместить корнеплоды. Любопытно, что сахарная свекла – нежный продукт, который не терпит грубого обращения. Грузить корнеплоды можно лишь специальным транспортером, иначе овощ повреждается и уже не может быть переработан. Опасны для этой сельскохозяйственной культуры и осенние заморозки, подмерзшая свекла также становится негодной.

Для того, чтобы урожай был быстро убран с поля требовалось счастливое совпадение – у бурта одновременно должны были оказаться и погрузчик, и большегрузный автомобиль. По известной российской расхлябанности, подобные совпадения случались не часто, техники не хватало и свекла приходила в негодность прямо на поле. На «сахарном» предприятии в это время выстраивались очереди из маломощных машин, ожидающих разгрузки – грузовики подъезжали к свеклохранилищу тоже стихийно, тогда, когда удалось загрузиться. Местные жители говорили, что перед заводом «стоят кагаты на колесах».

Однако теперь, после того, как трем крупным башкирским предприятиям удалось договориться, проблемы погрузки-разгрузки во многом исчезли сами собой.

«Башавтотранс», специально для этой уборочной кампании приобрел чешские грузовые автомобили Scania, которые способны перевозить 35 тонн груза, вместо 10, поднимаемые обычным грузовиком. Такая трудность как нехватка большегрузной техники сразу потеряла остроту. Только за первые недели уборочной кампании «Скании» «Башавтотранса» перевезли 30 тысяч тонн сахарной свеклы.

«Башсельхозтехника» предоставила немецкие погрузчики с высотой транспортера пять метров, чтобы тяжелые машины не простаивали и вовремя заполнялись свеклой из кагатов на поле. Очереди на Мелеузовском сахарном заводе исчезли.

- Раньше, из-за дефицита высокопроизводительной техники, как погрузочной так и транспортирующей, наши периферийные свеклопункты несли тяжелое бремя, - рассказывает генеральный директор ОАО «Мелеузовский сахарный завод» Александр Моисеенко. – Мы были вынуждены свозить на них свеклу из удаленных от завода районов. А это дополнительные затраты: корнеплоды приходится несколько раз перегружать и перевозить с места на место. И только потом переправлять по железной дороге на заводскую переработку. Цепочка – крайне затратная и неудобная. А после того, как в борьбу за урожай включились «Скании», мы подумываем о том, чтобы отказаться от временных хранилищ – теперь, когда свекла прямо с поля едет на завод, они ни к чему.

- Видели новые машины? – с гордостью спрашивает буртоукладчик Мелеузовского сахарного завода Фарит Гайнетдинов. – Просто монстры, а не грузовики! И так много сразу свеклы везут! В республике больше нет подобных тягачей.

Когда верстался номер, «Скании» доставили на завод уже 50 тысяч тонн сахарной свеклы.

На минувшей неделе с нововведением ознакомился и президент Башкирии Муртаза Рахимов.

- Хорошее дело делаете, - удовлетворенно заметил глава республики.

Поинтересовался г-н Рахимов и тем, не портят ли новые грузовики, взятые в лизинг «Башавтотрансом», республиканские дороги.

- Нагрузка на ось у этих машин такая же, как и у обычных грузовиков, - объяснили начальнику региона.

В «Башавтотрансе» намереваются в следующем году увеличить число чешских большегрузных машин и приобрести и собственные погрузчики, чтобы оказывать крестьянам и переработчикам полный объем услуг. И тогда логистическая цепочка поле-завод станет еще короче.

Валентин ОРЛОВ.