Posted 28 февраля 2022, 10:28
Published 28 февраля 2022, 10:28
Modified 17 октября 2022, 22:22
Updated 17 октября 2022, 22:22
На фоне итальянской забастовки в Ишимбайской больнице в информационном поле Башкирии вновь возникла тема здравоохранения, точнее — обсуждение проблем в этой области на региональной периферии, которые год за годом остаются нерешенными. Материал Mkset о состоянии районных больниц вызвал большой отклик у читателей, и мы решили продолжить эту тему. Особенно характерной нам показалась ситуация в Сибайской центральной городской больнице.
Местная жительница Анна Трофимова прямым текстом сообщает, что попадать в сибайскую больницу — опасно. В пример она приводит ситуацию, которая случилась с ее родственницей, которую доставили ночью со 2 на 3 января в приемный покой Сибайской ЦГБ с острой болью брюшной полости. Дежурный врач поставил предварительный диагноз — панкреатит. При этом состояние больной ухудшалось, но, как она сама сообщала по телефону, кроме систем и обезболивающих уколов ей ничего не делали.
— В результате время было упущено, состояние ухудшилось. Операцию ей сделали только 4 января вечером. А утром она умерла — начался перитонит. Если бы ей сразу сделали операцию, она была бы жива. Врачу дежурному мы, не медики, говорили о возможности язвы, так как у нее уже было раньше, но нас не слышали. И вот результат… У нее действительно была прободная язва, а так как тянули с операцией, два дня не оперировали, у нее пошло заражение. Женщина в расцвете сил, в 49 лет умерла. Кто виноват?! Обидно, что все проходит безнаказанно. Они даже не извинились. Видимо, для них мы — это расходный материал.
Даже после трагического случая с семилетним мальчиком минувшей осенью в Сибайской больнице как будто бы не провели работы над ошибками. Более того, как отмечают родственники умершего мальчика, на экспертов, делавших вскрытие, некто оказывал давление, чтобы изменить посмертное заключение: в беседе с родственниками главврач больницы Радик Надыргулов настаивал, что врачи, проводившие операцию, не виновны в трагическом исходе. Напомним, Mkset подробно восстанавливал хронику событий: молодые врачи сначала неверно поставили диагноз, а во время операции не смогли найти аппендицит, который был расположен под печенью, и позвали на помощь 70-летнего коллегу.
В этом контексте история местной жительницы Альфии Галимовой о ситуации с ее 11-летним сыном, который жаловался на боли в животе, выглядит как случайность, которая, к счастью, закончилась хорошо:
— Ездили в приемный покой Сибайской больницы, вызывали скорую, несколько раз делали УЗИ, но ничего не находили. В последний раз доктор УЗИ нам сказала, это переходный возраст, мол, у вас все идеально. Позднее переехали семьей в Уфу, ребенок опять жаловался на боль. Пошли в платную клинику — и там уже стало ясно, что ситуация совсем не идеальная. Лечились три месяца, пили таблетки горстями — к счастью, все сложилось хорошо.
В этой череде история о хамском отношении врачей к пациентам, кажется, к сожалению, обычным делом, хотя таковым не является и привыкнуть к этому все еще непросто:
— Обратилась с проблемой — полип носа, — рассказывает пациентка, пожелавшая не называть своего имени. — Отсидела очередь, зашла. На меня с порога врач вместе с медсестрой отчитали, как школьницу, что я приехала без анализов и неместных они не принимают, хотя я из Башкирии и по полису должны принять. Я объяснила ситуацию, что никто в местной больнице не стал писать мне направления на анализы и на госпитализацию. Врача это не устроило, осмотрела меня, при этом отчитывала, потом махнула рукой, в грубой форме сказала — отсядь от меня! Медсестра тоже вдогонку говорила в грубой форме, что без прививки никто меня не положит, хотя на руках был медотвод. Пыталась объяснить, но меня даже слушать не стали. Ничего мне врач про болезнь не сказала, я молча вышла. Разве возможно такое отношение к пациентам?! Причем они там вдвоем отчитывали абсолютно всех, кто входил в кабинет! Таких грубиянок и хамок я еще не встречала! Если не нравится работа, зачем тогда сидеть на этом месте? Куда смотрит руководство?
В чем же проблема? Сибайская городская больница за последние пару лет стала завсегдатаем материалов СМИ, в которых описываются характерные проблемы отечественного здравоохранения, которые годами не решаются. По словам сотрудников, ситуация в больнице резко ухудшилась в 2019 году, когда здесь сменилось руководство. Сократилось число сотрудников (часть уволили, часть ушла самостоятельно). Проблемы с оплатой труда, которые особенно остро лихорадят отечественную медицину в пандемию, заставляют врачей брать на себя сразу несколько ставок, что быстро приводит к значительным переработкам и выгоранию. В нынешних критических условиях в больнице не хватает квалифицированных кадров и даже медикаментов.
К сожалению, все это в совокупности приводит к трагическим случаям, которые периодически просачиваются в информационное поле, насыщенные бессильной болью по потерянным близким. Неопытные врачи, записи в больничной истории без осмотра пациентов, игнорирование состояния пациентов, использование сломанного оборудования, грязное постельное белье в палатах, регулярная пропажа продуктов и вещей в передачах от родственников — продолжать эти эпизоды можно долго, но это, в конечном счете, проблемы не решает.
Один из врачей Сибайской ЦГБ в комментарии для Mkset считает, что проблемы в учреждении связаны с политикой главврача Радика Надыргулова, который, по мнению спикера, идеально вписывается в актуальную авторитарно-тираническую модель управления в республике.
— Считаю, что в результате такого типа отношения главврача к своим подчиненным последние как раз и уходят из сибайской ЦГБ. Проанализировав ситуацию с кадрами, я думаю, что главврач не терпит возрастных, считай — опытных руководителей подразделений. По итогу — в больнице огромная текучка кадров. Досадно, что врачей заманивают обещаниями больших денег, а те, в свою очередь, принося больнице выручку, не получают достойной прибавки к зарплате. Это вновь приводит к кадровой текучке.
Спикер также предположил, что амбициям Радика Надыргулова уже тесно в небольшом периферийном городе, но, по его мнению, главврача здесь держит только муниципальная квартира, которую не удается приватизировать.
Ранее член Совета по правам человека при главе РБ Эдуард Кадыров уточнял, что Сибайская ЦГБ — «больная тема»:
— Мы видим, к сожалению, что системного решения проблемы нет. Конечно, пандемия коронавируса повлияла на общее положение дел в медицине, отвлекла много ресурсов. Чтобы решать эти проблемы, их нельзя замалчивать, их нужно активно поднимать на уровне общества.
Mkset продолжает следить за развитием событий.