Пассажиры в безопасности. Азат Галиахметов: «Государство обязано нести ответственность за транспорт»

Пассажиры в безопасности. Азат Галиахметов: «Государство обязано нести ответственность за транспорт»

Пассажиры в безопасности. Азат Галиахметов: «Государство обязано нести ответственность за транспорт»

15 сентября 2010, 02:51
Общество
В столице Башкирии побывал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Азат Агтасович Галиахметов. Высокопоставленный чиновник из соседней Республики на один день прибыл в Уфу, чтобы лично познакомиться с инновационными технологиями, внедренными в государственном автопредприятии «Башавтотранс».

По мнению г-на Галиахметова, новшества, которые имеются в транспортной отрасли Башкирии, следует немедленно использовать и в его родной республике. 

- Значит, обошли мы Татарию? – спрашиваем у Азата Агтасовича.

- Не стоит думать, что наши республики – вечные соперницы, - улыбается г-н Галиахметов. – Коллеги не должны соревноваться между собой, напротив - учиться друг у друга и перенимать то лучшее, что у них есть. Мы в ближайшее время намерены создать единую информационную сеть движения междугородных автобусов Башкортостана и Татарстана. Чтобы пассажир, где бы ни находился, мог купить билет в любую точку двух регионов. Такой программный продукт в Башкирии уже действует, дело за Татарстаном.

- То есть учиться нужно все-таки у нас?

- А я всегда говорил, что «Башавтотранс» сегодня – лидер транспортной отрасли России, - серьезно говорит Азат Галиахметов. 

 

Двигатель прогресса

 

- Учиться инновациям нас заставляет само время, - объясняет заинтересованность в новых технологиях замминистра транспорта РТ. - Задуматься о развитии отрасли необходимо, чтобы безграмотные действия руководителей транспортных компаний не привели к банкротству предприятий. Чтобы однажды не случилось страшного и не выяснилось в один прекрасный день, что некому перевозить людей.

Замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азату Галиахметову 39 лет. В транспортную отрасль Татарии он пришел после Камского политехнического института. Закончив вуз по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» Азат Агтасович начал трудиться простым механиком в одной из крупнейших транспортных компаний Татарстана - «Нижнекамском ПАТП-1», где за пять лет, пройдя все ступени карьерной лестницы, дошел до поста генерального директора. Молодого «генерала» на этом предприятии до сих пор вспоминают с благодарностью, однако в 32 года Азат Агтасович уже оказался в кресле заместителя транспортного министра Татарии.

И надо сказать, что г-н Галиахметов – человек на своей должности. У молодого чиновника загораются глаза, когда он начинает говорить об организации работы общественного транспорта.

- Прогрессивные методы, которые мы намерены перенять в Башкирии, позволят оптимизировать расходы в транспортной отрасли, снизить себестоимость и уменьшить затраты. В «Башавтотрансе» уже доказали, что все новшества в итоге работают на благо людей.   

- То есть вас можно назвать двигателем инноваций в транспортной отрасли Татарстана?

- Не люблю о себе говорить, - смущается г-н Галиахметов. – В Министерстве транспорта РТ мы все единомышленники.

- И все-таки непонятно, почему оптимизацией расходов автопредприятий озаботился чиновник…

- Государство обязано нести социальную ответственность за транспортную отрасль, - уверен Азат Галиахметов. – И это не только мое мнение, а международный опыт. Ни в одной стране мира государство не отдает своих граждан на откуп коммерсантам. Правительство Татарстана нам поставило четкую задачу: построение эффективной системы госуправления, которая в конечном итоге заставит эту сферу бесперебойно работать. 

Любопытно, что в Татарстане не осталось ни одного государственного перевозчика. Пассажирские услуги населению оказывают различные частные автотранспортные компании.

- В свое время по республике прокатилась волна приватизации, захватив и транспортную отрасль, - рассказывает Азат Агтасович. – Это теперь мы понимаем: глупо было рассчитывать, что если на рынок пассажироперевозок придет частник, он сумеет организовать эффективную и качественную работу общественного транспорта. Сегодня ясно, что перевозки пассажиров должны быть прерогативой государства. 

Но, по словам г-на Галиахметова, для того, чтобы создать подобную «Башавтотрансу» государственную компанию в Татарстане «упущено время», но это не значит, что транспортная отрасль республики должна остаться в небрежении.

- В кризис в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы транспортные компании остались на плаву, - говорит Азат Агтасович. – У татарстанского правительства есть четкая установка, что негоже преодолевать финансовый спад на плечах транспортников. Автокоммерсанты не имеют никакого отношения к органам соцзащиты, им самим требуется господдержка и государство обязано ее дать. В Татарстане в автотранспортной отрасли работают 7 тысяч человек, а если посчитать с их семьями, то получится 21 тысяча граждан, которых нужно кормить. И если водитель не получает денег, страдают все. Поэтому государство должно нести на себе ответственность за этих людей и помогать им либо рублем, либо мерами господдержки, либо другими преференциями для транспортных компаний. По другому никак нельзя.

Как рассказывает Азат Галиахметов, побывав в Германии, он был удивлен заботой местных муниципалитетов о своих гражданах. Например, жители города захотели, чтобы автобус определенного маршрута ходил через каждые 10 минут, независимо от числа пассажиров. И государство ежегодно выделяет автобусной компании 35 миллиардов евро, чтобы она обеспечивала такую регулярность.   

 

Пламенный мотор

 

- Мы приехали в Уфу, чтобы получить опыт, как правильно выстроить работу автоперевозчиков, - объясняет г-н Галихаметов. – И если в Башкирии «Башавтотрас» сумел самостоятельно оптимизировать свои расходы и снизить издержки, то почему бы нам не воспользоваться башкирскими наработками? И если наши транспортники сами не могут принять такие решения, то государство им будет помогать. 

В частности, мы обязательно будем внедрять единый процессинговый центр, который позволяет в режиме реального времени контролировать каждый автобус и переходить на безналичную оплату проезда в общественном транспорте. Так что в ближайшее время транспортные карты, которые вовсю используются в башкирских автобусах, появятся и в Татарстане. Мы намерены на базе Минтранса создать некий центр аутсортинга, который станет управлять и финансовыми потоками автокомпаний. А это уже совсем другой уровень менеджмента - новая высокотехнологичная система, подобная той, которая работает в «Башавтотрансе», будет гарантировать увеличение выручки, поможет оптимизировать маршруты и контролировать пассажиропоток. Государство должно создавать условия для эффективной работы предприятия.  

- Но как чиновники смогут заставить частных извозчиков внедрять новые технологии? – удивляемся мы. – Ведь вы не имеете права влиять на коммерческую деятельность... 

- Есть много рычагов, - не смущается замминистра. – И потом, общественный транспорт – это особая сфера, которая не может не находиться под контролем государства. Почему-то для того, чтобы печь хлеб или садиться за штурвал самолета требуется особое разрешение, а для того, чтобы перевозить людей и рисковать их жизнями, никаких специальных условий для предпринимателя не требуется. Наши автокоммерсанты уже понимают, что пришло время строить работу по-новому. 

По словам г-на Галиахметова, в Татарстане в ноябре 2006 года принят республиканский «транспортный» закон, строго регламентирующий деятельность перевозчиков. Кроме того, в регионе создали еще 18 подзаконных актов, «которые работают».

- Эта сфера экономики жестко регулируется, - рассказывает Азат Агтасович. - В республике мы строго спрашиваем с тех, кто берется оказывать населению небезопасную услугу. Работаем в тесной связи со всеми контролирующими и надзирающими органами – ГАИ, Роспотребнадзором, прокуратурой, Росавтодорнадзором и многими другими, которые могут потребовать с автопредпринимателей соблюдения республиканских нормативных документов. Нарушители отлично понимают, что в любой момент могут уйти с этого рынка, если не станут соблюдать цивилизованные правила игры.   

Впрочем, Азат Галиахметов знает, о чем говорит. Два года назад власти Татарстана сумели убрать со своих улиц не приспособленные для городских перевозок «ГАЗели».

- А в Уфе продвинутые предприниматели, глядя на новые, оснащенные экологически чистыми двигателями государственные автобусы, тоже начали обновлять свои парки, но и случайные коммерсанты, купившие по одному-два раздолбанному микроавтобусу с рынка не ушли…

- Любым властям не трудно запретить «ГАЗелям» передвигаться по городским улицам, потому что существует российская нормативная база, регулирующая этот вопрос, - уверен Азат Агтасович. - «ГАЗель» как транспортное средство не сертифицировано для междугородних перевозок, не имеет разрешения органов госстандарта РФ, а потому не имеет права передвигаться на регулярных маршрутах. И если высокие чины в органах власти и милиции не считают нужным ориентироваться на законодательство, значит, есть особая причина для такой слепоты. Кроме того, первый федеральный закон дает право муниципалитетам самим определять типы, марки и количество подвижного состава, который станет обслуживать горожан. Если глава местной администрации принимает решение, что по городу будут передвигаться только вместительные автобусы, то он, законодательно закрепив этот документ, обязан сделать все, чтобы другие типы машин близко не подъезжали к остановкам. А для тех, кто игнорирует закон, создавать невыносимую и нетерпимую обстановку совместно со всеми контролирующими ведомствами. В Татарстане такая система действует.      

По словам г-на Галиахметова, аварии на пассажирском автотранспорте, которые в последнее время прокатились по России, свидетельствуют о «неэффективности власти».

- Мы убиваем на наших дорогах по 30 тысяч человек ежегодно и ничего не делаем, чтобы остановить эту бойню, - сетует замминистра транспорта РТ. – Генералы в милицейских погонах отчитываются на различных совещаниях о том, сколько человек погибает в автоавариях, но властям не приходит в голову, что эту ситуацию легко изменить, если привести в порядок рынок пассажироперевозок. Стоит создать определенные условия, и бомбилы покинут рынок сами. А контроль за безопасностью своих граждан - прямая обязанность государства.

Азат Галиахметов считает, что башкирский государственный автоперевозчик, который делает все для удобства своих пассажиров, пример для всех автокомпаний и не только в республике.

- Люди сами сделают свой выбор, когда поймут, кто на самом деле о них заботится.     

- Много важного для себя в Уфе почерпнули? 

- Эта поездка была очень продуктивной, - говорит Азат Галиахметов. – Опыт «Башавтотранса» дал не только правильные ориентиры нашему министерству, как правильно выстраивать госполитику в работе с транспортными компаниями, но и подсказал первоочередные задачи.

- Что больше всего удивило или поразило?

- Думающие люди, - не сомневается г-н Галиахметов. – Люди, работающие в транспортной отрасли, которым не все равно, как будут развиваться перевозки, которые думают о будущем, у которых незашоренный взгляд. Которые всегда стремятся вперед и жадно впитывают все новое, внедряя самые передовые технологии в своей области. За такими светлыми головами тянутся и стараются соответствовать этой высокой планке. Нам бы таких людей и побольше!

Антонина ЧЕСНОКОВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter