Posted 14 декабря 2006,, 19:15

Published 14 декабря 2006,, 19:15

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Совет старейшин. Главы регионов предлагают распечатать стабфонд

14 декабря 2006, 19:15
В минувший вторник в столице Башкирии состоялось громкое событие, подобных которому в Уфе пока еще не было. Здесь прошел заключительный в 2006 году Совет при полномочном представителе президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, собравший глав всех регионов ПФО. Высокие гости, съехавшиеся в Башкортостан, обсуждали проблемы молодежной политики и авиапромышленного комплекса. Судя по принятым решениям, заседание оказалось продуктивным. 2007 год в ПФО решено объявить Годом молодежи, а проблемы авиапрома вынести на обсуждение федерального Совета безопасности. Кроме того, главы регионов договорились, что станут требовать от правительства страны исполнения судьбоносных для округа решений. Впрочем, никто и не сомневался, что декабрьское межрегиональное совещание станет знаковым. Во-первых, потому что, как уже неоднократно заявлял полпред президента Александр Коновалов, у республики есть «системный опыт» по решению многих проблем, а, во-вторых, темы, заявленные для обсуждения были настолько животрепещущими для регионов, что не обошлось без горячих высказываний и обид на центр, не спешащий соглашаться с проектами, выработанными на местах. «В жизни, как и в боксе, нельзя опускать руки», - неожиданно обозначил свое кредо 38-летний полпред. – «Если опустить руки, можно и в дыню получить».

Эту песню запевает молодежь

Александр Коновалов до эмоций опускается редко, предпочитая выражать свои мысли сухими и сжатыми формулировками. И возможно, возглас «про дыню» был тщательно срежиссирован, чтобы разрядить серьезную обстановку – губернаторы эмоционально переживали, что правительство страны не обращает внимания на решения, принятые в регионах. А может быть, полпред не слишком уверенно чувствовал себя на «совете старейшин», все-таки заседание собрало настоящих политических долгожителей – Муртазу Рахимова, Минтимера Шаймиева, Константина Титова, с авторитетом которых нельзя не считаться. Тем более, сравнительно молодому человеку, оказавшемуся в высоком кресле и призванному надзирать за главами, чей политический вес вне категорий.

Надо сказать, что Коновалов, несмотря на то, что еще находится в когорте 30-летних, вряд ли относит себя к молодым людям. Обязывает должность наместника президента, да и жизненный багаж у Коновалова солидный – кандидат юридических наук преподавал на кафедре гражданского права в Санкт-Петербургском университете без отрыва от основной работы зампрокурора Северной столицы, послужил прокурором Башкирии, а потом внезапно для всех сменил погоны на светский костюм, заняв пост полпреда в Приволжском федеральном округе. Журналисты относятся к полпреду по-разному, кто-то считает, что пересыпание речи излишней юридической терминологией делает Коновалова скучной персоной, а кто-то, напротив, видит в Александре Владимировиче утонченного и неглупого представителя новой политической элиты.

Однако высказывание о том, что в жизни нельзя пасовать – «иначе в дыню», донесенное до аудитории чрезмерно доходчиво, все-таки выдало возрастной разрыв между собравшимися представителями регионов и молодым наместником Кремля. А потому к словам полпреда стоит отнестись серьезно – этот человек может говорить от имени поколения. И Александр Владимирович видит главную проблему в «отсутствии общенародной этики».

- Нынешнюю молодежь нельзя развести не подкрепленными ничем лозунгами, - заявил Александр Коновалов. - Слишком большой разрыв между словами, произносимыми с трибун и реальными событиями.

Неудивительно, что полпред увидел «некоторые сложности в проработке подхода» к молодежным проблемам.

Одна из трудностей, по его мнению – отсутствие, в течение почти 15 лет системной воспитательной работы. Ведь с развалом страны и приходом непрофессионалов во многие сферы жизни, у подрастающего поколения не было примера для подражания.

- А если и были – то формирующие потребительское отношение, - посетовал полпред. – Если люди стремились к высоким постам, то ради неких дивидендов, если в науку – ради грантов, если в экономику – то ради купюр.

Коновалов поделил существующую в стране молодую поросль на три категории.

По мнению полпреда, на первую «конструктивно мыслящую и действующую» стоит делать ставку, поскольку эти молодые люди «активные, законопослушные и трезвые».

- Они нацелены на карьеру и устремлены занять ключевые посты в государстве, имеют позитивные установки, - охарактеризовал Александр Вадимирович ключевую группу, способную помочь в «стабилизации общества». Тем более, что точечные опросы, проведенные аналитиками полпредства свидетельствуют, о том что большая часть молодого населения готова участвовать в государственных делах и заинтересована в укреплении имиджа страны. Интересно, что согласно этим опросам, «животрепещущие для молодежи темы – не эфемерная свобода личности, а образование и престижная работа».

- Важно, что молодежь перестала ориентироваться на веселое, беспутное времяпрепровождение, а занимается вполне серьезными конкретными вещами, задумывается о своем будущем, хочет быть активной частью населения России, - говорит полпред.

По словам Александра Коновалова, вторая категория молодых людей «очень сложная для диалога», потому что ее характерные черты – «потребительские и обструкционные». Кроме того, нигилистами XXI века владеет «социальная апатия и готовность к деструктивному поведению».

- Эти люди реализуют себя через субкультуру и интернет-пространство, но считать эту категорию молодежи потерянной – недопустимо, - заметил полпред. – Нужно найти способы поверить этих людей в правоту государства. Но молодежь очень остро чувствует фальшь и болезненно ее воспринимает, - предупредил полпред чиновников.

Самая неадекватная часть молодого общества – третья, которая «подпитывает криминалитет». По мнению Александра Владимировича, к потерянному поколению можно отнести людей, «ведущих антисоциальный образ жизни, вступающий в противоречие с уголовным законодательством». Из этой маргинальной группы вырастают не только рецидивисты, но и экстремисты и националисты.

Но, по мнению полпреда, сбрасывать со счетов нельзя ни одну группу и каждую нужно пытаться прилечь на сторону государства.

- Именно молодежная аудитория сегодня является инновационной средой, несет в себе масштабный и содержательный потенциал страны, - заявил Коновалов. – Молодежная политика – это инвестиции в наше недалекое будущее, вовлекать новое поколение нужно во все позитивные процессы.

Нетрудно догадаться, что 10 лет назад Александр Владимирович соотносил себя с первой «конструктивной» категорией, а потому так уверен, что молодежь может стать прогрессивной силой.

Мы пойдем другим путем

В Башкирии давно пришли к выводу, что молодые люди – стратегическая часть общества, от них зависит будущее страны.

Но, по мнению президента Башкирии Муртазы Рахимова, ребенка нужно воспитывать еще в утробе.

- Поэтому в народе и говорят «Әсә һөтө менән кермәгән тана һөтө менән кермәҫ!» («Что не было дано с молоком матери, уже не даст молоко коровы,- ред.»), - объяснил башкирский лидер. – Нужен культ матери, потому что только женщина, окруженная любящей семьей, способна сделать человека личностью и воспитать необходимые нравственные устои.

По словам главы региона, выросшие в новом, постсоветском пространстве не по своей воле лишились духовных ценностей, которые оказались ненужными во время сложного переходного периода. Именно тогда распались детские и юношеские организации, в стране никто не думал о необходимости молодежной политики.

- Ситуация требовала срочно определяться, - рассказал Рахимов. – Мы пошли по пути формирования своей системы работы с молодежью.

Башкирская «система» - это появление республиканского Госкомитета по делам молодежи тогда, когда в России вовсю делили энергоресурсы. Реализация молодежных жилищных программ, задолго до появления нацпроектов. В республике развивали сферу образования и строили школы, в том числе и на селе, в то время как российские учителя шли торговать на рынки. Здесь поощряли молодых президентскими и именными стипендиями и государственными премиями, а в Москве неравнодушные молодые люди оказались зависимыми от иностранных грантов. Регион – один из немногих, который сумел не развалить профтехучилища и не распродать детсады, а напротив, суметь возвести новые спортивно-оздоровительные комплексы и занять первое место в стране по пропускной способности спортивных сооружений. Более 400 тысяч башкирских детей только это лето провели в оздоровительных лагерях, а теперь в Башкирии решено создать круглогодичный лагерь «башкирский Артек».

- Весь этот опыт будет востребован, - пообещал Коновалов.

По мнению Муртазы Рахимова, в Башкортостане сделано много, но одной республике не под силу справиться с улучшением жизни целого поколения.

- Проблема требует кардинальных мер, - горячо заявил Рахимов. – Зачем нам держать стабилизационный фонд в западных банках на пользу экономике? Не лучше ли направить хотя бы 100 млрд. рублей на решение стратегического вопроса для страны – обеспечение молодежи жильем? Уверен, это оздоровило бы и демографическую ситуацию.

Г-н Коновалов считает, что необходимо вкладываться и в образование молодежи, правда он не считает нужным для этого «распечатывать» закрома родины. Для того, чтобы научить чему-то молодых людей, по мнению полпреда, достаточно выделить необходимый объем средств в округе, распределить между регионами и муниципалитетами и направить эти средства на пользу дела.

- 15 лет назад мы смеялись над необразованными американцами, которые не знали историю собственной страны. А теперь наши доморощенные недоросли не знают кто такие Ленин, Сталин, Петр Первый, какие важные события случились в 1917 и 1941 годах, - констатировал Коновалов.

- В федеральном центре должны подумать, как уравнять в правах педагогов, работающих в сфере молодежной политики и дополнительного образования. Иначе нам не добиться притока достойных кадров в подростковые клубы, - объяснил Рахимов.

Глава республики предложил высокому собранию создать в округе и каждом регионе институт уполномоченного по правам детей и молодежи, воссоздать в стране государственный орган по молодежной политике и принять свод федеральных законов, касающийся молодежных проблем.

Также г-н Рахимов предложил разработать государственную программу, способную защитить детей и подростков от разлагающей информации, наносящей вред их духовному здоровью. По мнению президента Башкирии, государство может выступать заказчиком публикаций в газетах, передач на радио и ТВ, направленных на укрепление семьи, физического и нравственного здоровья молодого поколения.

- Мы говорим не о том, что нужно вербовать молодых в ту или иную партию. Речь идет о том, что сознанием нашей молодежи не должны завладеть деструктивные, враждебные России силы, - согласился Коновалов.

Первым делом самолеты

Другое дело, что, по мнению региональных лидеров, всех их «прекрасные порывы» остаются без внимания на федеральном уровне.

Когда речь зашла о возрождении авиастроительной отрасли, все присутствующие были единодушны:

- Нас или не слушают, или не хотят слушать.

По мнению руководителей субъектов, чиновники российского правительства, не спешат на помощь умирающей авиационной и космической промышленности страны, лоббируя интересы определенных бизнес-групп и иностранных компаний. В частности, президент Татарстана Минтимер Шаймиев уверен, что российско-французский проект по созданию регионального самолета RRJ изначально направлен на то, чтобы погубить российское авиастроение.

- В широко рекламируемом центральном проекте российской авиации не участвует ни одно предприятие Приволжского округа, а более 60% комплектующих будет закупаться за рубежом. А ведь округ может считаться «авиастроительным», поскольку в нем сосредоточено более 80% всех производств страны.

Действительно, по меньшей мере, странно, округ, который может обеспечить полный цикл авиастроения, оказался не включен в федеральную программу «Развитие гражданской авиатехники России на период до 2015 года».

Поэтому татарский лидер считает, что нужно добиваться от российских чиновников альтернативного проекта, чтобы обеспечить авиапрому безопасность и конкурентоспособное развитие.

Шаймиев заявил, что развитие авиации в стране, как стратегически важной отрасли, должно стать нацпроектом, а губернатор Самарской области Константин Титов предложил возродить министерство авиакосмической промышленности, призванное объединить авиапредприятия в «единый кулак».

- Ничего дурного здесь не будет, если в министерстве соберутся профессионалы, специалисты, способные решать задачи отрасли.

У Титова возникло еще одно предложение:

- В стране ничего не случится, если 0,5% от тех триллионов долларов, которые сегодня собираются в стабилизационном фонде, пустить на развитие новых технологий в авиастроении. С теми самолетами, которые у нас есть, мы не прорвемся, нужны новые машины, в Самаре есть проекты и экономичного двигателя, и безопасного самолета.

- Если бы на этом совете присутствовали Кудрин, Греф или Алешин, я знаю до запятой, чтобы они сказали, - посетовал г-н Шаймиев. – В регионах много разработок, как улучшить работу отрасли, но в российском правительстве лоббисты свое дело делают. Нужно ставить прямой вопрос перед президентом Путиным.

- Но мы же передадим протокол нашего совещания, - успокоил татарского лидера Коновалов. – Создадим рабочую группу, которая станет обсуждать эти вопросы.

- Что нам толку от создания еще одной рабочей группы? – возмутился Шаймиев. – Все регионы уже представили в администрацию президента РФ свои разработки. Нам нужны конкретные ответы на вопросы. А нас близко не подпускают с нашими проблемами, сопротивление мощнейшее, кому-то выгодно отдавать российское небо иностранным производителям. Я еще могу понять развал российского автопрома, машины мы делать не умели, но самолеты-то то российские всегда были лучшими. У меня уже сил нет об этом говорить, но ведь речь идет о государственном деле, деле особой важности!

Коллегу поддержал Муртаза Рахимов.

- Нам нужно знать, кто в Кремле с нами будет разговаривать, кому наше решение на стол ляжет. Известно, что для округа эти решения могут стать судьбоносными.

- Эта тема для нас болезненная, - продолжил самарский губернатор Константин Титов. – Мы пытались создать государственный авиастроительный концерн, который объединил бы предприятия нескольких регионов. Прошли все инстанции, есть подписи на документах министра и даже премьера Фрадкова. Уже год наш проект лежит в администрации президента. Кто не кладет бумаги на стол главы государства, мы не знаем, какие интриги плетутся, нам не известно, но реакции нет, а льготные условия создаются иностранным компаниям.

Единодушие региональных лидеров сломило невозмутимого полпреда.

- Действительно, вопросы нужно поднимать на более высокий уровень. Я готов взять на себя повышенные обязательства поинтересоваться судьбой этих документов и их движением.

Возможно, многое из прозвучавшего стало для полпреда открытием, тем более, что разговор о чиновниках-лоббистах иностранного авиапрома, скорее всего, имеет под собой серьезные основания, и главы регионов не раз убеждались в существовании неких коррупционных схем в отрасли, так интересующей иностранцев. Поэтому отвага Коновалова, пообещавшего губернаторам донести проблему до президента, заслуживает уважения. Если на пути успешного полпреда встанет всесильное, не обремененное моральными принципами и небедное промышленное лобби, не сносить ему молодой головы.

- Сдаваться мы не собираемся, - вновь вспомнил про собственное кредо Коновалов. - Будем настаивать, чтобы решения Совета округа имели реальный вес и влияние на работу российского правительства и других федеральных структур.

Позже, проявив себя умелым политическим игроком, Александр Владимирович сообщил журналистам как о факте, что пакетных предложений от регионов в правительство России представлено достаточно, а потому обсуждение проблем авиационной отрасли необходимо выносить на федеральный уровень, в частности – на Совет безопасности.

Коновалов, кстати, озаботился и тем, что объявленный в ПФО Год молодежи может превратиться в череду пиар-акций, которые не принесут пользы и только развратят молодых людей, привыкших потребительски относиться к государству.

Реализацию нацпроектов члены Совета обсуждали за закрытыми дверями, однако журналистам сразу стало понятно, о чем шла речь.

- Воруют, - обменивались мнениями участники, покидая зал.

Прав был Александр Владимирович, между декларацией с трибуны добрых намерений и реальными делами - большая разница. И как отучить молодежь от психологии потребительства, если государственные мужи не способны отвечать за национальные идеи?

Однако после окончания «закрытого совещания» Коновалов попытался придать корректную формулировку этой таинственности: «На самом деле реализация нацпроектов в ПФО прилично смотрится на общероссийском уровне, потому что главы регионов – люди по-настоящему профессиональные, государственно мыслящие. Но задачи мы обсуждаем сложные, к ним необходим критический подход», ловко уйдя от ответа, почему «конструктивное обсуждение» оказалось скрыто от публики.

В Коновалове, который пристальнее других наблюдает за ходом реализации нацпроектов, проснулся прокурор. Он пообещал, что до конца этого года в округе будет создан и зарегистрирован орган под рабочим названием «Центр противодействия коррупции», чтобы «препятствовать факторам, которые мешают развитию экономики».

Римма УРАЗБАХТИНА.

Фото Раифа БАДЫКОВА.

"