Таежный тупик. Прекратила существование самая длинная узкоколейка Башкирии

Таежный тупик. Прекратила существование самая длинная узкоколейка Башкирии

13 октября, 03:09
Общество
Администрация Нуримановского района Башкирии заканчивает демонтаж Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги – самой крупной на территории республики, более 80 лет трудившейся на благо жителей таежных поселков. Вырученные за продажу в металлолом рельс деньги – около 25 миллионов рублей, власти района обещают направить на социальные нужды. По словам чиновников, ликвидация узкоколейки вынужденная мера – магистраль и так разбирали полукриминальные структуры.

Узкоколейную железную дорогу (УЖД) в долине реки Яман-Елга проложили силами репрессированных прибалтов еще в 30-е годы прошлого столетия для Яман-Елгинского леспромхоза.

Главная станция магистрали находится в райцентре Красный ключ, а заканчивалась дорога далеко в горной тайге у поселка Атняш. За несколько десятков лет узкоколейка обросла полусотней ответвлений, а главная линия составила без малого 110 километров. По дороге перевозили лес из многочисленных заготовительных пунктов к нижнему леспромхозовскому складу Яман-Порт, в летних перерывах между лесоповалом дорога использовалась местными жителями для перевозки сена. А поскольку близ дороги расположились десятки лесных таежных поселков, по узкоколейке курсировали даже пассажирские поезда.

В 90-х леспромхоз разорился, а железка стала предметом пристального интереса заготовщиков вторчермета. Коммерсанты, гоняясь за рельсами из высоколегированной стали, за копейки скупали десятки ответвлений и перегонов, моментально обрезая связь глухих деревушек с райцентром и всем внешним миром.

Несколько лет назад по какой-то ошибке судебные приставы выставили на торги основную дорогу, оцененную в 25,6 миллионов рублей.

Воспользовавшись этим странным решением, дорогу начали разбирать какие-то фирмы из Челябинской области. Однажды под прикрытием вооруженных ЧОПовцев демонтировали целый участок, и пассажирское сообщение с большим кустом населенных пунктов, тут же прервалось.

Кстати, жители района, взявшись за вилы, попытались остановить рейдеров, однако их усилия против автоматчиков оказались тщетны, а милиция района в конфликт не вмешалась. Последние пять лет вокруг узкоколейки шла судебная тяжба с одной из челябинских фирм, оспаривавшей решение башкирского правительства о передаче основной магистрали в собственность администрации Нуримановского района – оно стало препятствием на пути коммерсантов к вожделенным рельсам.

В конце августа арбитражный суд республики претензии челябинских коммерсантов назвал необоснованными. Но за это время с карты успели исчезнуть все рельсовые ответвления, жизнь во многих горных поселках угасла, в долине все чаще начали пропадать рельсы на целых перегонах еще действующей УЖД, и было недалеко до катастроф поездов. Рельсовая нить порвалась во многих местах, а четыре года назад движение поездов на Яман-Елгинской узкоколейке остановилось окончательно.

Платформы, цистерны, снегоочистители, классные вагоны и тепловозы были или разграблены или порезаны в металлолом.

А вот теперь, когда судебная тяжба с рейдерами завершилась, администрация района поспешила ликвидировать железную дорогу.

- Мафиози все равно бы варварски разворовали узкоколейку, особенно в труднодоступных лесных местах, где ее охранять невозможно, - говорит председатель комитета по управлению муниципальной собственностью Минземимущества РБ по Нуримановскому району Альфат Гизатуллин. - А так она принесет пользу району, зачем пропадать добру – вырученные от сдачи металлолома деньги пойдут в местный бюджет.

Власти намерены выручить за продажу рельс не менее 25 миллионов рублей, то есть те деньги, в которые железнодорожная магистраль была оценена, когда еще была не разобрана.

Г-н Гизатуллин уверен, что жители района безболезненно перенесли потерю узкоколейки. Во многие поселки, куда курсировал пассажирский поезд, теперь проложена шоссейная дорога, в том числе и до самых крупных – Атняш и Первомайский.

В последние годы Яман-Елгинская УЖД привлекала внимание тысяч любителей железнодорожной техники и блогеров со всей страны, и стала настоящей достопримечательностью района. Посмотреть на таежную полузаброшенную магистраль приезжали даже из-за зарубежья.

Местные жители воспринимали ошалелых блогеров с фотовидеокамерами как шпионов-рейдеров и не жаловали туристов.

По словам г-на Гизатуллина, администрация района не рассматривала возможность реанимации старой узкоколейки ни в туристических, ни в промышленных целях.

- К нам никто за эти годы с такими инициативами не обращался, - развел руками Альфат Магриевич. – Да и не жизнеспособные это варианты.   

Нуримановского чиновника поддержал известный российский блогер-железнодорожник Александр Каменский, по его мнению, спасти Яман-Елгинскую узкоколейку было невозможно, да и не было смысла.

- Нет индустрии, которая будет, ну например, постоянно наполнять дорогу туристами, для этого даже нет более-менее комфортабельного подвижного состава, да и сто километров для туристических целей много, за это время люди просто уснут, - поделился мнением г-н Каменский. - Узкоколейки - одноразовый проект советской власти по извлечению выгоды из леспромхозов и торфозаготовительных предприятий. Сейчас у них нет будущего. А устраивать новое производство с реанимацией УЖД слишком затратно, и все еще упрется в разрешительную работу. Конечно, можно собрать в одном ангаре технику, подвижной состав, рельсы, шпалы, и ждать лучших времен и бизнес-идей, но это все очень маловероятно. 

Между тем, по окончанию ликвидации Яман-Елгинской УЖД стало известно, что губернатор соседней Свердловской области Александр Мишарин выделил 13,2 миллиона рублей на ремонт Алапаевской УЖД и ее инфраструктуры.

В области разработан турпроект по схеме «туры выходного дня» в заповедных лесах. Судьбы двух железнодорожных магистралей-близнецов оказались разительно не похожи друг от друга. 

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Фото: malianov.livejournal.com

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter