Posted 8 января 2022,, 10:05

Published 8 января 2022,, 10:05

Modified 17 октября 2022,, 22:33

Updated 17 октября 2022,, 22:33

Грязный воздух, лесные пожары и гибель пчел: экологические итоги 2021 года в Башкирии

8 января 2022, 10:05
Уходящий год отметился несколькими важными природными проблемами региона, некоторые из них вышли на федеральный уровень. Mkset вспоминает, чем именно запомнился 2021 год в экологии республики.

Грязный воздух в двух городах

В начале декабря, последнего месяца уходящего 2021 года, жители Стерлитамака и Салавата сообщали о жуткой вони, которая стала причиной резко ухудшающегося самочувствия горожан. Отразился запах и на результатах замеров активистов — в воздухе концентрация изопрена оказалась в 40 раз выше ПДК, аммиака — в пять раз, также был обнаружен метанол. Однако, по данным Башгидромета, в те дни никакие отклонения в составе воздуха в этих городах не наблюдались.

Качество воздуха в Стерлитамаке сотрясло местных жителей и месяцами ранее — в апреле 2021 года приборы показали максимальное превышение винилхлорида за 10 дней (с 15 по 25 марта) в 6,4 раза. Отметим, что винилхлорид является веществом первого класса опасности.

«Стерлитамак — это промышленный город и по объёму выбросов в атмосферу уступает у нас в республике только Уфе. Это, конечно же, напрямую влияет на здоровье населения. Мы разговаривали с руководителями основных местных предприятий и договорились, что они будут модернизировать свои производства», — написал премьер-министр Андрей Назаров на своей странице в соцсетях в конце ноября.

Отметим, что в этом году Минфин Башкирии не нашел 8 млрд рублей для решения проблемы с загрязнением воздуха. На эти деньги в том числе планировали установить три автостанции контроля за воздухом в Стерлитамаке. Тогда как в апреле жители города самостоятельно собрали на датчики контроля воздуха около 100 тысяч рублей.

В уходящем году активисты движений «Стерлитамак, дыши!», «Зеленый щит Башкортостана» и регионального отделения Всероссийского общества охраны природы проводят сбор подписей за включение Стерлитамака, Ишимбая и Салавата в федеральный экопроект «Чистый воздух», целью которого является снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В июне соответствующий меморандум подписали глава республики Радий Хабиров и руководитель Росприроднадзора России Светлана Радионова.

По данным Минэкологии РБ, Башкирия занимает 8 место в России по объему выбросов в атмосферу. Самые грязный воздух — в Уфе, Стерлитамаке и Салавате. 80% ущерба водным ресурсам Башкирии наносит Башкирская содовая компания. По данным МинЖКХ Башкирии, износ очистных сооружений в республике достиг 77%, а в 12 районах республики их вообще нет.

Приезд главы Росприроднадзора России в Стерлитамак

В феврале активистам движения «Стерлитамак, дыши!» все же удалось пригласить в Стерлитамак главу Росприроднадзора России Светлану Радионову. Жители неоднократно пытались лично сообщить ей о проблеме с качеством воздуха в городе. В начале марта Радионову пригласил в город и гендиректор «Башкирской содовой компании» Эдуард Давыдов. Радионова прибыла в Стерлитамак 28 апреля, где жестко раскритиковала руководство «БСК» за природоохранную деятельность. Глава Росприроднадзора негативно оценила отчет компании и пообещала проверить на деле то, о чем говорилось в презентации об экологической обстановке.

Не складывается, не продавайте мне это. Нечего мне подсовывать под природоохранные предприятия все, на что вы потратили, — отметила тогда Светлана Радионова.

Кроме того, в июле Радионова выразила категорическое несогласие с легализацией сброса со стороны «БСК» вредных веществ, в том числе ртути, в реку Белую. Она заявила, что ее ведомство собирается обжаловать решение Арбитражного суда Башкирии в вышестоящем суде.

В ходе поездки Радионова возмутилась работой Сангалыкского диоритового карьера. По её словам, предприятие, которое вело там разработку, последние десять лет не платило за негативное воздействие на окружающую среду. Она потребовала у руководства карьера и головного холдинга «Национальной нерудной компании» заняться реальной модернизацией вредные технологии, а не «рисовать» программы улучшения экологии.

В середине мая Радионова анонсировала обследование площадки бывшего завода «Уфахимпром», известного как источник фенольного загрязнения уфимского водопровода весной 1990 года. Уфимский эколог Марс Сафаров предлагал накрыть территорию куполом наподобие того, под которым спрятан взорвавшийся блок чернобыльской АЭС. Экс-мэр Уфы и ныне депутат Госдумы от Башкирии Ирек Ялалов пообещал лоббировать решение данного вопроса в Москве. На сегодняшний день загрязненной территорией являются почти 143 гектара земли, которые необходимо обеззаразить и ликвидировать.

Глава Росприроднадзора России предупредила о возможных проверках и попросила не обижаться руководителей предприятий, если будут найдены нарушения. В целом только за прошлый год выявлен ущерб от башкирской промышленности на 700 млн рублей. В декабре стало известно, что Радионова поручила проверить ООО «Газпром Нефтехим Салават» после сообщений о загрязнении воздуха из-за работы факельной установки.

Превышение ПДК вредных веществ в Уфе

В течение всего года уфимцы неоднократно жаловались на неприятный запах в Уфе, который замечали в разных районах города. Первые сообщения об этом стали появляться в феврале уходящего года, тогда поступило 25 сообщений из пяти районов города: Калининского, Кировского, Октябрьского, Орджоникидзевского и Советского. Позже в Минэкологии сообщили о превышении ПДК сероводорода в воздухе. Эксперты объяснили это неблагоприятной погодой, которая способствует накоплению вредных веществ.

В мае Минэкологии Башкирии выдвинуло новую версию появления неприятного запаха в Уфе — деятельность объектов, расположенных в северной части города.

— Запах может быть сформирован не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, часто присутствующих в смеси в крайне незначительных количествах. В этой связи запах в воздухе может ощущаться, но при этом превышения ПДК не улавливаются, — заявили в министерстве.

Тогда как буквально через пару недель Роспотребнадзор Башкирии заявил, что не выявил отклонений в воздухе в Уфе. Но на этом поток жалоб уфимцев не иссяк. По данным Минэкологии на 23 июня, в воздухе было выявлено превышение ПДК по хлороформу и изобутанолу. Также превышены показатели по сероводороду, азоту оксиду, углероду оксиду. В августе на территории парка «Кашкадан» нашли превышение ПДК по аммиаку. В сентябре уфимцам дали возможность направлять жалобы на запах в воздухе чиновникам и депутатам, которые, в свою очередь, лишь пообещали улучшить экологическое законодательство.

Борьба за Инзерские зубчатки

В этом году в Башкирии также остро встала проблема вырубки лесов. Зимой общественница Рина Гринберг опубликовала в соцсетях фотографии вырубленных деревьев вблизи Инзерских Зубчаток. В Минлесхозе заявили, что вырубка проходит в рамках лесного законодательства, и ограничений на работы нет. На проблему обратил внимание председатель Курултая Константин Толкачев, сообщив, что собирается разобраться в ситуации. Позже на место вырубки приехали депутаты республиканского парламента. Глава Белорецкого района Андрей Иванюта предложил присвоить территории Инзерских Зубчаток статус природного или национального парка. Сама Гринберг предложила присвоить Инзерским зубчаткам статус особо охраняемой природной территории и присоединить их к природному парку «Иремель». Однако окончательного решения по этому вопросу пока нет, а значит деревья до сих пор остаются незащищенными от возможных будущих посягательств.

Загрязнение водоемов и массовая гибель рыбы

Несколько раз за год в Башкирии появлялись сообщения об обнаружении на воде различных странных пятен. Так, 14 марта крупное нефтяное пятно обнаружили на поверхности реки Уфы. В апреле нефтяную пленку нашли на поверхности воды в реке Сарыяз в Дюртюлинском районе Башкирии. К счастью, в обоих случаях ядовитая жижа не распространилась по течению.

Более серьезным оказался случай с массовой гибелью рыбы в отстойнике в Уфимском районе, предварительно, туда промышленные предприятия сбрасывали сточные воды.

В июне о массовой гибели рыбы сообщали жители Баймакского района. С их слов, это произошло на озере Графское. Тогда местные сообщали, что на озере стоял едкий химический запах реагентов, при этом недалеко от озера располагался посадочный пост и место дозаправки авиации, которая обрабатывает леса от насекомых. Люди высказывали свои предположения о том, что озерной водой могли разбавлять реагенты, а также мыть емкости.

Похожая экологическая трагедия произошла в июле в Сибае, где горожане сообщили о массовой гибели рыбы на реке Худолаз. Оказалось, что часть погибшей рыбы была запущена в озеро несколькими днями ранее для поддержания жизнедеятельности водоема. Тогда в Минэкологии заявили, что вода в реке ничем не загрязнена, а рыбы не стало из-за аномальной жары.

В конце августа массовая гибель рыбы произошла на реке Шугуровка, впадающей в Уфимку, которая является водозабором Уфы. Позже специалисты Минэкологии региона выяснили, что в водоеме было превышено содержание сульфатов и хлоридов. После этого в соцсетях распространялось сообщение о загрязнении питьевой воды в Уфе и начале новой техногенной катастрофе, подобной фенольной катастрофе в Уфе в 1990 году. Власти города официально опровергли эту информацию, назвав сообщения «массированной атакой». После инцидента «Уфаводоканал» заявил о полной безопасности питьевой воды в городе.

Пожары на незаконных мусорных свалках

2021 год ознаменовался также и пожарами на мусорных полигонах и свалках в Башкирии. Так, в мае загорелась незаконная свалка в селе Большеустьикинское Мечетлинского района, пожар на которой впоследствии фиксировали несколько раз. По данным местных жителей, загорелось более 100 тысяч кубометров. Несмотря на то, что суд запретил сваливать мусор на данный полигон, сваливание отходов, по словам сельчан, продолжалось. По другим данным, свалка считалась закрытой.

Местные власти оценивали работу по рекультивации данной незаконной свалки в 20-30 миллионов рублей, однако увозить мусор было некуда — единственный официальный мусорный полигон в Месягутово оказался заполнен более чем на 90%. Власти также добавляли, что причина пожара на свалке была не установлена. Ответственным за тушение пожара и ликвидацию полигона назвали Большеустьикинский сельсовет. В июне Следком Башкирии начал доследственную проверку в отношении главы данного сельсовета. В июле глава сельского поселения и директор местного водоканала были привлечены к административной ответственности.

В начале июня появилось сообщение о горении свалки в Баймаке. По данным МЧС Башкирии, свалка также являлась несанкционированной, а причиной пожара называли неоднократные поджоги. Пожары на свалках также происходили под Уфой, в Мелеузе, Давлеканово, в Стерлитамакском и Ишимбайском, Чишминском районах.

В июне Mkset опубликовал репортаж с места горения огромной свалки в Новых Черкассах. Тогда МЧС сообщали об очаге пожара на площади 30 метров, в Минэкологии и МУП ««Спецавтохозяйство по уборке города» называли площадь в 250 кв. м. Дым от горящей свалки был виден из Уфы. Причиной самовозгорания полигона специалисты Минэкологии назвали устойчивую сухую, жаркую и ветреную погоду. Пожар тушили целых четыре дня.

Тогда глава региона Радий Хабиров вновь пообещал суровое наказание для ответственных лиц, но примечателен сам факт, что подобная история повторяется в республике из года в год. Власти полагают, что одним из решением проблемы будет повсеместное введение раздельного сбора мусора и затем его переработка, так как существующие мусорные полигоны уже заполнены. При этом в июле выяснилось, что власти Башкирии отказались ликвидировать горящую свалку в Черкассах, которая достигла размеров с Красную площадь, ссылаясь на нехватку средств в бюджете.

Лесные пожары и смог

Природные пожары стали, пожалуй, самой большой болью Башкирии в уходящем году. В районах республики доходило до эвакуаций жителей сел и деревень. Первые возгорания Госкомитет РБ по ЧС фиксировал еще в апреле — тогда обнаружили девять лесных пожаров в Абзелиловском, Белокатайском, Бирском, Кугарчинском и Учалинском районах. Их общая площадь составила 19 гектаров. Глава Башкирии тут же раскритиковал подчиненных, добавив, что большинство лесных пожаров происходят по вине людей. В мае число пожаров в лесах достигло 47, тогда же в девяти районах был введен запрет на посещение лесов (с 15 мая по 4 июня 2021 года, затем продлен до 25 июля, после до 9 сентября). Крупный пожар был зарегистрирован прямо вблизи природного парка «Иремель». К слову, природные возгорания дошли и до Уфы — в конце мая сухая трава загорелась на территории Демского района города.

В середине мая Башкирию окутал смог, задымление наблюдалось в северо-восточной части Белорецкого района и Белорецке. Кроме того, дым наблюдался в Кулукасово Абзелиловского района и в стороне Учалинского района в деревне Махмутово, а также в Сибае. Предварительно, тогда смог дошел из Челябинской области, где в то время горело 150 га леса.

В июне Прокуратура Башкирии обнаружила нарушения в центре тушения лесных пожаров. Оказалось, что 71 единица техники центра полностью изношена. Прокурор потребовал от Минлесхоза республики устранить нарушения. В этом же месяце жители Туймазинского района Башкирии сообщили о пожаре в сосновом лес площадью 5-7 га.

Не менее сложная обстановка наблюдалась в июле–августе уходящего года, когда волна лесных пожаров поднялась вновь. В первых числах августа в день фиксировалось по пять-семь очагов пожаров. На тушение лесных пожаров в Хайбуллинском и Бурзянском районах вызвались волонтеры. К 14 августа площадь лесных пожаров в Башкирии составляла 1233 гектара. 15 августа лесной пожар вспыхнул недалеко от детского лагеря «Горное ущелье», расположенного в деревне Зелёная Поляна Абзелиловского района. Больше 800 детей пришлось эвакуировать, а за сутки площадь пожара на этом месте увеличилась аж в 15 раз. Пожар удалось локализовать спустя двое суток. 25 августа лесной пожар обнаружили в природном парке «Зилим», 26 августа — на вершине горы Мраткино. Волонтеры в Баймакском районе от отчаяния или усталости провели мусульманский обряд истиска-намаз — мольба о дожде. И дождь пошел. Локализовать все очаги лесных пожаров удалось лишь к 1 сентября.

К слову, причиной лесных пожаров стала не только аномальная жара. В МЧС Башкирии задержали возможного поджигателя травы в лесу. Им оказался 37-летний житель Хайбуллинского района, где ситуация с лесными пожарами до последнего оставалась напряженной. Известно, что поджигатель совершил пять поджогов в разных местах.

Тушение лесных пожаров объединило местных жителей. В леса выходили волонтеры, которые рисковали своей жизнью и даже попадали в огненные ловушки.

— Тяжелейшее лето для пожаров. Подумайте, как мы встречаем следующее лето. По волонтерам должна быть организована работа, у людей хороший порыв защищать свои леса, — заявил Радий Хабиров.

Массовый мор пчел

Данная проблема будоражит медовую Башкирию не впервые — похожая проблема уже была в республике в 2019 году. О массовой гибели пчел стало известно в июне. Пасечник Эльдар Хабибуллин из Кугарчинского района заявил, что есть две возможных причины этому — обработка лесов от непарного шелкопряда и обработка аграриями сельхозкультур. По данным на 7 июня 2021 года, частично пострадали 1990 пчелосемей, погибло 23 пчелиных семьи.

Тогда прокуратура начала проверку по данному факту. В Минсельхозе Башкирии сообщили, что в то время на территории указанного района был объявлен режим ЧС из-за массового размножения непарного шелкопряда. Аналогичная проблема наблюдалась и в Зилаирском районе — там глава района Борис Мелкоедов посоветовал местным жителям перевезти своих пчел. Позже стало известно, что республиканский парламент предложил предотвращать отравление пчел пестицидами и агрохимикатами — к слову, в 2019 году история с массовой гибелью пчел в Башкирии тоже была. По данным Россельхознадзора РБ, предположительной причиной гибели пчел считается обработка лесов от непарного шелкопряда (инсектицидами 3 и 1 класса опасности для пчел). Власти решили компенсировать пасечникам убытки от гибели пчелосемей.

"