Posted 24 декабря 2006,, 19:13

Published 24 декабря 2006,, 19:13

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Простой слесарь уверен, что нужно уметь радоваться жизни

24 декабря 2006, 19:13
Говорят, что водитель, однажды сфотографированный Шпаковым, не попадает в аварию. Сам внештатный фотокорреспондент УПАТП №3 объясняет сей феномен легкой рукой. Мозолистые черные кисти слесаря-жестянщика не кажутся изящными, но могут многое: выпрямить металл, разжечь в лесу костер, держать весло на крутом пороге, снимать на видеокамеру…Для знакомства с Феликсом Анатольевичем меня проводили в один из боксов автопредприятия. Спросив у ремонтировавших автобус слесарей, как найти Шпакова, услышала в ответ: «А его нет. Он не вышел на работу». Высокий седовласый мужчина в спецовке развел руками, а меня охватило недоумение: ведь договаривались же!

Не сдерживая озорной улыбки, собеседник признался:

- Я – Шпаков, чему обязан?

Этот безобидный розыгрыш подтвердил предположения: Феликс Анатольевич – легкий человек, способный шуткой разрядить напряженную обстановку. А иначе и быть не может – Шпаков уже много лет ходит в турпоходы в красивейшие места Башкирии, неся ответственность за тех, кого ведет за собой.

Кто же передо мной – профессиональный фотограф, руководитель группы туристов или уважаемый работник одного из филиалов «Башавтотранса»? Выслушав вопрос, Феликс Анатольевич налил в граненые стаканы свежий чай, пододвинул ко мне карамельку и стал рассказывать.

Где искать смысл жизни?

Шпаков как специалист был всегда на хорошем счету в «Башфотонуре». Именно его приглашали запечатлеть самые ответственные мероприятия республики. Но годы перестройки не обошли стороной главное предприятие фотографов. Больше года работники не видели зарплату и когда здание «Башфотонура» перешло в другие руки, Шпаков, скрепя сердце, решил поменять профессию.

В частной фирме, куда устроился бывший фотограф, занимались серьезным бизнесом. И, несмотря на то, что Феликс совмещал две должности – коммерческого директора и водителя, своим в море капиталистических акул он не стал. После трех лет службы он, спасая жизнь, был вынужден уйти.

К следующему трудоустройству Шпаков отнесся по-другому. Друзья указывали на предпенсионный возраст Феликса, да и он сам крепко задумался о своем будущем. В итоге неудачливый коммерсант решил устроиться в «Башавтотранс».

- Конечно, три года, которые я проработал в коммерческой структуре, у меня вылетели из стажа, но сейчас я уверен в завтрашнем дне, - говорит Шпаков.

Профессию он выбрал, как не покажется кому-то странным, рабочую – устроился слесарем жестянно-кузовного участка.

Человек, поменявший фотоаппарат на монтировку, сейчас считает себя больше слесарем, причем неплохим, выполняющим норму на все 100%. Переход в другую жизнь дался непросто.

- Тяжело было, чуть ли не до ручки дошел в первый месяц, – вспоминает Шпаков. – Ладно, ребята помогли, подсказывали и показывали все азы слесарной профессии. Зато раньше спина болела, сейчас от постоянного физического труда ласточкой летаю.

Вместе с новым призванием пришло новое понимание жизни. Что такое настоящий труд, дисциплина, терпение Феликс Анатольевич знает не понаслышке.

Впрочем, о своей первой специальности Шпакову тоже не дали забыть: самые яркие мгновения общественной жизни предприятия запечатлел именно внештатный фотограф «Башавтотранса». Это спартакиады и другие спортивные соревнования, концерты и праздничные мероприятия, все то, что составляет жизнь предприятия. Особенной любовью для Шпакова был и остается пейзаж. Поэтому предложение снимать турпоходы студентов и преподавателей Уфимского автотранспортного колледжа Феликс Анатольевич воспринял с радостью. Дружба с этим учебным заведением длится уже много лет, как говорит Шпаков «я уже трех директоров пережил». Не всегда, конечно, находится время для фотосессий, но когда набираются отгулы, Шпаков пакует рюкзак.

Романтика больших дорог

Обычно в группу набирается около двух десятка человек. Руководит ими Балобанов, преподаватель колледжа и энтузиаст пеших дорог. Феликс Анатольевич тоже исполняет роль воспитателя группы, хотя практически все время держит в руках камеру.

Самым веселым мероприятием считается посвящение в туристы. Шпаков наряжается Нептуном и начинает пытать выстроившихся в ряд мальчишек. Каверзные вопросы сыплются один за другим, и когда новичок начинает перечислять то, что он умеет, ему на практике предлагают доказать это. На глазах экзаменаторов ребята разводят костер, рубят дрова, зашивают прореху… Если многое из рассказанного оказывается похвальбой, то незадачливым хвастунам остается пройти испытание мастеров ложки. Противникам завязывают глаза, вооружают банкой сгущенки и орудием едоков. Умеющие только есть должны накормить друг друга сладкой массой. Заканчивается действо крещением водой – все сталкиваются в надувной бассейн. Не избегают этой участи и гости, будь то даже солидные чиновники и директора.

Особенной популярностью пользуются у туристов баня. На берегу реки выбираются огромные валуны, а их на Юрюзани много, у основания которых разводится костер. Когда камни нагреваются, на них натягивается навес – и туристская парная готова! На землю бросается хвоя, к аромату которой примешивается запах свежих березовых веников. Отведав «березовой каши», ребят окунают в прохладные воды реки, и так 2-3 раза. Разрумяненные подростки визжат, но сами потом частенько просят устроить им банный день.

- Это общение с природой ничем не заменить, - уверен Феликс Анатольевич. – После недели похода дети с трудом опять привыкают к городскому шуму.

Ходить нехожеными тропами и сплавляться по горным рекам – не единственное увлечение. Традиционны походы по маршрутами боевой памяти. Особенно зрелищным стал ежегодная импровизация боя красноармейцев и белогвардейцев под Красным Яром. Эта баталия показана в легендарном фильме «Чапаев». Студенты в одежде солдат гражданской войны сражаются как почти сотню лет назад наши деды, а Шпаков снимает эти моменты, попутно рассказывая участникам историю знаменитого боя.

Впрочем, и настоящий экстрим нередко сопутствует в этих вылазках на природу. Попасть в ливень на воде – это настоящая щекотка для нервов. Гром, отражаясь от почти отвесных скал, усиливается в несколько раз и потому грохот просто рвет ушные перепонки. Прибывающая с каждой минутой вода затопляет берега, и если отряд располагался на берегу, то попавшим под дождь туристам приходилось срочно эвакуироваться на высокое место. Однажды Шпаков с ребятами были очевидцами того, как молния спалила сосенку на соседнем берегу. Но в каждом случае взрослые старались не только защитить ребят от опасности, но и предотвратить ее.

Приходилось заниматься и воспитанием подростков. Городских соней будили спозаранку, заставляли делать зарядку и окунуться снова в походные будни. Однажды Шпаков в шутку пригрозил расшалившимся мальчишкам: «Кто будет хулиганить, того лось заберет». Один забияка, тоже полушутя, пошел искать лесное животное. Минут через десять храбрец с криком прибежал обратно. «Там стоит свинья большая с рогами!» - заикался пацан, никогда не видевший лося. Когда отряд прибежала к месту происшествия, лось все еще спокойно стоял, после чего с достоинством удалился в глубь леса. Вероятно, туристы понравились лесному царю, потому что он не раз подходил к месту стоянки и долго наблюдал за жизнью людей.

Особых блюд в походе не бывает, но еда на свежем воздухе, приготовленная на костре, казалась вкуснее всяких деликатесов. К обеду обычно аромат свежей ухи дразнил проголодавшихся рыбаков.

- Мы даже устраивали соревнования по рыбной ловле, - улыбается Феликс Анатольевич. – Обычно выигрывали девочки, они более усидчивые и настырные.

Зато к окончанию похода разрешалось почти все: вволю есть, танцевать, дурачиться, мазаться пастой. Девочки готовили торт из припасенных коржей и сгущенки, мужчины жарили шашлыки.

Есть еще немало сложившихся традиций, среди которых выделяется своей лиричностью одна. На одном из перевалов реки Юрюзань есть Грот любви, проплыть под которым со своей суженой считается крайне важным для будущей совместной жизни. Когда парочка голубков оказывается под волшебными сводами, Шпаков фотографирует их на память.

- Вроде смешно на первый взгляд, - смущенно говорит слесарь. – В то же время трогает до глубины души.

Шпаков уверен, что в этой жизни все предопределено заранее, а потому не считает, что нужно расстраиваться из-за житейской ерунды. По мнению Феликса Анатольевича, жить нужно радостно и честно. И тогда Фортуна обязательно повернутся к тебе лицом.

Да и сама судьба, как считает автослесарь, непростая штука: сегодня она как мать ласкает, завтра мачехой пытает. Главное, как говорится в народе, не место красит человека, а человек место.

Зиля БАДРИЕВА.

"