Не бей за рулем. Пока за руль садятся непрофессионалы, наши жизни находятся в опасности

Не бей за рулем. Пока за руль садятся непрофессионалы, наши жизни находятся в опасности

26 августа 2009, 00:53
Происшествия
Сразу два беспрецедентных решения вынесли на минувшей неделе уфимские служители Фемиды. Октябрьский суд столицы Башкирии приговорил к 2,5 годам лишения свободы в колонии-поселении водителя грузовика 23-летнего Павла Лобанова, виновного в аварии, произошедшей в апреле на Сипайловском спуске в Уфе. А Ленинский храм правосудия постановил арестовать до начала процесса 23-летнего «пилота» самосвала Марата Хасанова, устроившего бойню на остановке «Сады» в минувшую среду.

Любопытно, что парни, на совести которых гибель людей и огромное число пострадавших, не только не умели управляться с большими машинами, но и не имели права садиться за руль грузовиков.

 

Попали под грузовик

 

Авария, случившаяся в девятом часу вечера в минувшую среду в микрорайоне Затон, выглядит настолько дико, что в нее трудно сразу поверить. В заднюю часть стоявшего на остановке «Сады» автобуса, куда спокойно входили и выходили пассажиры, со всей дури врезался летящий на большой скорости 20-тонный тягач SHAAN XI, груженный песчанно-гравийной смесью. Железная махина ударила вставшее не ее пути «препятствие» прямо в центр капота, и прежде чем перелететь через ограждение и рухнуть в кювет, проехалась по мирно стоявшей на остановке 47-летней Анисе Шарафутдиновой. Несчастная погибла на месте. Дама, родом из Узбекистана 10 лет назад вместе с мужем и двумя дочерьми перебралась в Башкирию. Семья построила в Кордоне дом, и это жилище теперь осиротело.  

В овраг грузовик китайского производства упал на крышу, и драйвер Марат Хасанов нисколько не пострадал, отделавшись ссадинами и царапинами, чего не скажешь о пассажирах автобуса. По крайней мере 10 человек до сих пор находятся в больнице.

Фантасмагорическая авария произошла в светлое время суток, при нормальной видимости, на ровном участке дороги, водитель был трезв, но трагедии не удалось избежать. Почему?  

Шофер, которого Ленинский суд Уфы в минувшую пятницу предпочел заключить под стражу до начала процесса, уже несколько раз менял свои показания о причинах страшного ДТП. Сначала парень уверял, что у годовалого «китайца» отказали тормоза, потом принялся рассказывать, что его ослепило внезапно выглянувшее из-за туч солнце.

- Последняя версия, которую озвучил арестованный, что он якобы поздно заметил стоящий на остановке автобус и не успел ни сманеврировать, ни затормозить, - говорит и.о. начальника УГИБДД МВД по РБ Равиль Байбурин. – Уже сейчас известно, что машина шла с превышением допустимой скорости.

После общения с адвокатами молодой человек стал рассказывать и вовсе фантастическую историю, что автобус «сам бросился под его колеса», резко остановившись. Но вряд ли этому рассказу поверят судьи – масса свидетелей может подтвердить, что в момент аварии пассажиры как раз садились в автобус, что при его движении сделать было бы проблематично.       

Как полагают следователи, мужчина попросту уснул за рулем или отвлекся на разговор по мобильнику, а потому и не заметил, как большегрузную машину понесло в сторону.

Дело в том, что уфимец, взявшийся за столь нелегкий труд – перевозку грузов, получил права… только в прошлом году. Экзамены на право управлять грузовым транспортом Марат Хасанов и вовсе сдал всего полтора месяца назад! А сел за руль большегруза и того позже – несколько недель назад.

Не имевший достаточного водительского опыта и умения управлять грузовиком, при первой же сложной ситуации дал маху. Вот только погибшую женщину ее детям уже не вернуть, да и пострадавшие будут проклинать неумеху всю жизнь.

Хасанов вез песок из карьера близ Алексеевки на объездную дорогу, которую строят близ Кушнаренково и торопился сделать как можно больше рейсов, ведь от количества «ходок» зависит его зарплата.

Парень работал на частного предпринимателя 45-летнего Рима Ахметова, который, похоже, и не задумывался о том, что сажать за руль огромного самосвала неопытного водителя опасно. Как бизнесмен объяснял на месте аварии, взять на работу неискушенного в управлении грузовиком юношу попросили родственники. Рассказывают, что молодой человек недавно породнился с коммерсантом, женившись на его дочери. 

Предприниматель, возжелавший наживы и не ставший особенно придираться к водительским кадрам, может дорого расплатиться за свою безответственность.      

Подрядившись вывозить из карьера песок, и купив два самосвала, он и не подумал зарегистрировать свои тяжелые автомобили в Росавтодорнадзоре, как этого требует законодательство.

- Каждый предприниматель, занимающийся грузоперевозками на автомобилях свыше 2,5 тонны, обязан в установленный срок уведомить нас об этом, - говорит глава управления Роавтодорнадзора по РБ Валерий Куликов. – Владелец грузовика, ставшего причиной серьезной аварии, нарушил закон и понесет за это ответственность.

Специалисты управления сейчас проводят проверку деятельности легкомысленного автобизнесмена.

Нет сомнений, что суд признает виновным и Марата Хасанова, которому уже предъявлено обвинение по ч.3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека»). Приговора горе-водитель будет ждать в уфимском СИЗО. В случае если суд признает молодого человека виновным, ему грозит до пяти лет лишения свободы. 

 

Знак беды

 

По крайней мере другой не имеющий опыта водитель грузовика Павел Лобанов, устроивший крупное ДТП на улице Бикбая в Уфе, на минувшей неделе приговорен к реальному сроку лишения свободы – двум годам и шести месяцам пребывания в колонии поселении. Кроме того, молодой водитель обязан выплатить всем пострадавшим 660 тысяч рублей за нанесенный ущерб. 

В прокуратуре Октябрьского района Уфы считают, что Лобанов, совершив тяжкое преступление, слишком легко отделался и опротестовали приговор суда в связи с его чрезвычайной мягкостью.

Напомним, 30 апреля этого года на перекрестке улиц Сипайловской и Бикбая разыгралась трагедия - седельный тягач китайской марки Cnhtc Howo, груженый бочками с 22 тоннами отвердителя для изготовления эпоксидного клея, внезапно стал неуправляемым. Фура понеслась с горы на въезде в самый крупный спальный микрорайон - Сипайлово. В кровавой аварии погибла женщина, получили тяжелые травмы пять человек, пострадали две легковые машины, два автобуса марки «ПАЗ» и микроавтобус «Тойотта».

По словам Павла Лобанова, в районе путепровода он обнаружил, что не может сбавить скорость: педали оказались «мертвы», также как и экстренный, и стояночный тормоза.

Однако на суде представили выводы технической экспертизы: тягач Howo Cnhtc, прошедший 70 тысяч километров, был исправен, а объяснения Лобанова об отказе тормозов – лишь отговорки. Эксперты, осматривавшие машину, пришли к выводу, что тормоза тягача Howo работали в штатном режиме. Скорее всего, молодой человек, не умея управлять автопоездом, растерялся во время спуска с горы под большим уклоном.  

- У Павла не было достаточного опыта, чтобы управлять таким грузовиком, - заявил старший помощник прокурора Октябрьского района Уфы Ильдар Гильманов. – За руль автопоезда в этот день он сел в третий раз и даже не имел прав категории «Е». По всей видимости, он не учел технических возможностей машины с 25-тонным прицепом на крутом спуске, так как слишком быстро ехал.

Водитель попытался «загасить» неконтролируемое ускорение машины и принялся маневрировать.

К несчастью, в предпраздничный день в шестом часу вечера движение в Сипайлово было напряженным и на повороте в этот момент скопились десятки авто. Кто-то, заметив катившийся и вихлявшийся из стороны в сторону тягач, поспешил отъехать. Однако стоявшие на выезде из Сипайлово на улице Бикбая водители машин не успели сориентироваться.  Вместо того чтобы продолжать двигаться по Сипайловской улице, фура внезапно свернула резко вправо на Бикбая.

Первым под разогнанную махину попал автобус «ПАЗ» 209-го маршрута – его буквально разорвало, в нем погибла 42-летняя женщина. Дама сидела на заднем сиденье, там, куда пришелся мощный удар. По словам других пассажиров, она как раз собиралась выходить… Серьезно пострадал и находившийся в этой же маршрутке 53-летний мужчина, который теперь на всю жизнь останется инвалидом.  

По инерции откатившись, покореженный «ПАЗик» ударил другой автобус той же марки. От соприкосновения у прицепа грузовика «порвался» левый борт, и из него как горох, на дорогу начали сыпаться 200-литровые бочки с химикатами.

Помимо автобусов фура протаранила тринадцатую и пятнадцатую модели «Лады», стоявшие на перекрестке сразу после пассажирских автобусов и снесла минивен Toyota Lucida. Сделав полукруг по перекрестку, наконец, грузовик завернул на газон и окончательно остановился. 

Счастливая случайность помогла избежать гибели водителю тринадцатой модели «Лады» Антону Засиму. За секунду до того как на перекресток вылетела неуправляемая фура, парень нагнулся, чтобы поменять диск в магнитоле, и в этот момент его машину засыпало бочками. Крыша над водительским сиденьем прогнулась настолько, что если бы водитель сидел прямо, то его бы впечатало в кресло.

- Я сам до сих пор в шоке, - говорит Антон. – То, что произошло – чудо. Провидение заставило меня нагнуться и спасло от неминуемой смерти.

Оказывается, Павел Лобанов столицу Башкирии знал плохо, так как всего лишь год назад переехал из Омска в Уфу помогать отцу, который заключил договор о перевозке химикатов со стерлитамакским «Каустиком». Автопоезд, вместо того, чтобы двигаться по объездной дороге, оказался на оживленной трассе. До случившейся трагедии Павел водил только грузовую «ГАЗель», но посчитал, что легко справится с фурой и, не сдав обязательных экзаменов на категорию «Е», уселся за руль грузовика.

Человеческий фактор – главная причина многих аварий. Промахи частных водителей, утомленных ненормированным рабочим днем и сменами, длящимися по несколько суток, можно объяснить. А когда к потогонной системе, которую устраивают коммерсанты для своих наемных работников, прикладывается и неопытность драйверов – жди большой беды. Два случая тяжелых ДТП из-за отсутствия у шоферов навыков вождения – немного ли за четыре месяца даже для большого города?  

Сергей ЛЕСУНОВ.

 

Между тем

 

Частные автоперевозчики поспешили откреститься от водителя неуправляемого «ПАЗа»

 

Интересное заявление сделал на минувшей неделе глава союза автопредпринимателей Уфы Олег Куляшов. Мужчина заявил, что 45-летний Хайдар Атангулов, не сумевший справиться с управлением «ПАЗа» на спуске с улицы Сочинской в Уфе… угнал автобус.

Напомним, авария случилась у остановки «Монумент Дружбы». «ПАЗик» на полной скорости помчался с горы, перелетел через бордюр и въехал в столб. Это был всего лишь второй выезд в рейс извозчика, до этого занимавшегося фермерством в Аургазинском районе Башкирии. Водитель, пытаясь замаскировать свое неумение управляться с машиной в сложных городских условиях, тоже уверял, что у «ПАЗа» внезапно отказали тормоза. В автобусе находились 35 человек – все они получили травмы разной степени тяжести, трое несчастных станут калеками на всю жизнь. Неопытному и не знающему особенностей уфимских дорог фермеру выдала путевку на право обслуживать маршрут 51а бизнесвумен Наталья Краснобородкина, входящая в союз автопредпринимателей Уфы.

Эта общественная организация берет под свое крыло нелегалов, желающих подзаработать извозом на собственных автобусах. Кредо союза, называющего своих членов «звездочками» - открыто презирать все правила пассажирских перевозок. Эти автокоммерсанты не участвуют в конкурсах маршрутов, не проводят техосмотра машин и не занимаются предрейсовым осмотром водителей. Юристы союза считают, что право на работу любому человеку гарантировано Конституцией, и для того чтобы нанять водителей для перевозки людей, достаточно иметь лицензию. А потому обладатели разрешительного документа за мзду выписывают путевки всем, кто уверен, что легко справится с пассажирским автобусом. Закон весьма лояльно относится к подобному бизнесу и самое большее, что грозит нарушившим правила пассажироперевозок – 100 рублей штрафа. 

Но как только запахло серьезной ответственностью – союз автопредпринимателей поспешил откреститься от неумелого водителя.

- Машина принадлежит Наталье Краснобородкиной, - рассказывает г-н Куляшов. – Она приняла на работу водителя, выдала ключи и велела отвезти «ПАЗик» на ремонт. Но вместо того чтобы ехать в сервис, шофер угнал автобус на маршрут.

Поверить в эту историю сложно – житель Аургазинского района приехал в Уфу зашибать деньгу, и в его планы не входило возиться с ремонтом чужого автобуса, которому, кстати, уже исполнилось девять лет. Получив путевку, он отправился работать на маршруте, чтобы вечером привезти хозяйке заранее оговоренную сумму. Автокоммерсанты именно так и зарабатывают, собирая деньги и выжимая соки с тех, кто соглашается сесть за руль развалюх, купленных по бросовой цене. Именно поэтому так опасны автокоммерсанты, не желающие играть по цивилизованным правилам, но, увы, закон, способный противостоять нелегалам, пока так и не написан. Башкирские депутаты, попытавшиеся упорядочить частные перевозки, не сумели создать по-настоящему действенного документа, и пассажиры по-прежнему рискуют своими жизнями.       

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter