Увеличение доходов регионов означает увеличение отчислений в центр

Увеличение доходов регионов означает увеличение отчислений в центр

Увеличение доходов регионов означает увеличение отчислений в центр

18 августа 2015, 23:24
Происшествия
Финансовые итоги 2014 года показали, сколько регионы заработали и сколько потратили. Федеральные структуры обозначили, какие субъекты являются дотационными, какие – донорскими. Башкирия в 2014 году собрала налогов и иных обязательных сборов и платежей в бюджет 246,3 млрд рублей, в то же время расходы республики составили 196,9 млрд рублей, разница – 49,4 млрд рублей.

Республиканская донорская помощь составила 25% от общих сборов по Башкирии, которая уходит в центр, где перераспределяется по дотационным регионам, а также уходит на расходы по оборонке и содержанию федеральных чиновников.

В свою очередь, республиканский долг составил на 1 мая 2015 года 23,7 млрд рублей – 24,7 процентов от ВРП. Структура госдолга республики устойчивая. На бюджетные кредиты приходится 28,1 процент, а на долю рыночного долга (государственные ценные бумаги и кредиты кредитных организаций) – 69,9 процентов. И это с учетом того, что

75-85% бюджетной нагрузки в социальной сфере несет на себе Башкирия.

Не учитывается дополнительная, по сравнению с другими регионами, экологическая нагрузка, которая происходит от мощных индустриальных предприятий, в том числе и в сфере ТЭК.

Башкирия за последние девятилетие, благодаря продаже нефтянки АФК «Система», перестала быть донором, хотя ТЭК локализуется в регионе.

Передача в республиканский бюджет четверти активов ПАО АНК «Башнефти» несколько микширует ситуацию: этим летом уже в виде дивидендов республиканский бюджет получил 5,15 млрд рублей.

Однако это лишь исключение из общего тренда, который для регионов остается неблагоприятным. Центр стягивает, а не рассредоточивает ресурсы.

Госдолг Башкирии в два раза ниже требований Москвы. По сравнению с началом 2015 года, объем государственного долга снизился на 0,9 млрд рублей, что говорит об относительно благоприятной экономической обстановке в Башкирии.

На начало текущего года республика входила в число 13 субъектов Российской Федерации по минимальному уровню долговой нагрузки, а в Приволжском федеральном округе занимала второе место.

Помимо всего прочего, Башкирия напрямую обязана оказывать всестороннюю помощь Белогорскому району Республики Крым. Национальный вопрос в России всегда был крайне важным и в интересах безопасности, Кремль будет тратить на титульные этносы в субъектах федерации (преимущественно на Кавказе) огромные средства. Не стоит забывать, что миллиарды уходят на Абхазию, Донецкую и Луганскую народные республики. Многонациональная Башкирия оставила в прошлом разговоры о титульных этносах, их привилегированном положении и продолжает максимально эффективно использовать имеющиеся резервы для пополнения казны и неукоснительно выполнять все принятые обязательства.

Для общей картины и разработке дальнейшей стратегии по увеличению доходов в республиканский бюджет выявлены финансовые средства, недополученные регионом. В связи с изменением Технического регламента недополучено 2,5 млрд рублей ранее запланированного объема акцизов на нефтепродукты. План по акцизам на алкоголь снижен почти на 1,5 млрд рублей.

При этом замедлились темпы роста заработной платы, что привело к сокращению ожидаемых поступлений НДФЛ (налог на доходы физических лиц) на 2,8 млрд рублей. В итоге первоначальный план по доходам 2014 года был снижен почти на 5 млрд рублей, а на этот год бюджет республики утвержден в сумме 97,6 млрд рублей. Это ощутимо меньше, чем показатели 2014 года. Тем не менее, Башкирия в десятке крупнейших регионов Российской Федерации по поступлению налогов.

Помимо уменьшения налоговой базы ситуация осложняется так называемыми налоговыми вычетами. Если в 2014 году предприятиям вернули 2,5 млрд рублей вычетов, то за неполных три месяца с начала 2015 года – уже более 1 млрд рублей. Перспективы не радужные, потому что это деньги, изъятые из бюджета республики.

Кроме прямых потерь в налоговых поступлениях, также растёт задолженность налогоплательщиков, которая составила почти 6,5 млрд рублей. Консолидация министерства финансов, управления Федеральной службой судебных приставов по РБ и других компетентных органов должна повысить финансовую дисциплину предприятий и налогоплательщиков.

Стабильными резервами роста доходов бюджета Башкирии могут быть, как повышение использования имущества и земли, так и оптимизация неэффективных государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые не только не приносят прибыль, но и приносят миллионные убытки. Необходимо обратить внимание на сокрытие от учёта порядка трети доходов населения. Это недополученные взносы в фонды обязательного медицинского, социального и пенсионного страхования, а главное – ощутимое снижение налоговых поступлений в бюджет республики, по разным оценкам, где-то на уровне от 8 до 12 млрд рублей. Здесь широкое поле для совместной межведомственной работы правоохранительных органов и налоговой службы по выявлению и противодействию «отмыванию» денежных средств.

В Башкирии, при адресной работе по контролю за состоянием расчетов крупных предприятий с бюджетом, дополнительно сверх плана поступил налог на прибыль в размере 1 млрд рублей. Отсрочены возвраты из бюджета переплат по налогу на прибыль и налогу на имущество ряда организаций.

Важно индивидуально работать со средними, крупными, малыми предприятиями, которые располагаются на территории муниципалитетов и представлять какова экономическая ситуация на этом предприятии, что происходит с налогами, чем можно помочь им для повышения доходов, а соответственно, налоговой прибыли муниципалитета и региона. Республиканский минфин определил основные подходы к разработке планов мероприятий – «дорожных карт» муниципальных образований по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. И совместно с главами администраций проведет анализ налогового потенциала территорий.

Командная межведомственная работа Министерства финансов республики, Министерства земельных и имущественных отношений, МВД по Республике Башкортостан позволила обеспечить рост на 16 процентов по неналоговым доходам, а это сотни миллионов рублей.

Башкирии удалось добиться уточнения параметров «большого нефтяного налогового маневра». Продлён срок предоставления вычета по налогу на добычу полезных ископаемых по нефти. Заморожены ставки акцизов на алкогольную продукцию. Увеличен до 100 % норматив распределения в региональный бюджет акцизов на нефтепродукты.

Не только сила казны в собираемости, но и в эффективном распределении. Управление финансовыми потоками, предполагает затраты на стимулирование инвестиционной активности и решение всех социальных задач и обязательств. Достигнуты целевые показатели по заработной плате бюджетникам, установленные «майскими» указами Президента Российской Федерации. Правда, пришлось привлечь помощь из федерального бюджета в размере более 5 млрд рублей.

Постоянный рост цен на оплату жилищно-коммунальных услуг потребовал выделения 630 млн рублей на оказание дополнительной помощи гражданам в виде адресных социальных выплат. Такой мерой поддержки в 2014 году воспользовались более 230 тысяч слабозащищенных жителей республики. Свыше 700 млн направлено на обеспечение устойчивой работы объектов коммунального хозяйства и подготовку к осенне-зимнему периоду. Общий объем средств на эти цели превысил 2,3 млрд рублей. Из них 1 млрд составили средства местных бюджетов. Оптимизировать и эффективно использовать денежные средства – задача постоянная и повсеместная.

На поддержку малого и среднего бизнеса дополнительно выделено 240 млн рублей. Это позволило привлечь более 1,5 млрд рублей из федерального бюджета.

Не оправдал надежды и вложенные средства агропромышленный комплекс Башкирии. В прошлом году выделено 8,5 млрд рублей, из них направлены на возмещение процентных ставок по кредитам – 2,5 млрд, оказание несвязанной поддержки в растениеводстве – 1,1 млрд, приобретение сельхозтехники – 710 млн, программа «500 ферм» – 400 млн. А отдача всей отрасли в виде налоговых поступлений составила только 1 млрд рублей. Агропромышленный комплекс буксует из-за низкого качества управления финансами, людьми и другими ресурсами.

2,5 млрд рублей от реализации имущества направлено на строительство объектов общего и дошкольного образования, что позволило выполнить показатели «дорожной карты» по ликвидации очередности в детские сады. А именно – ввести в эксплуатацию 26 дошкольных учреждений на 4 тысячи мест, построить школу в Нуримановском районе, клубно-спортивный блок профессионального лицея в городе Агидель, провести реконструкцию школы № 1 в Белорецке. Эти инвестиции преследуют цель сократить список незавершенных объектов в здравоохранении. Введен акушерский корпус перинатального центра в городе Октябрьском, лечебный корпус в Бураево, шесть ФАПов. Профинансированы и завершены основные работы по строительству водохранилища для улучшения водоснабжения города Октябрьского.

Глава Башкирии Рустэм Хмитов четко обозначил для выполнения ряд краткосрочных и долгосрочных задач с учётом современных реалий. Требуются новые подходы к формированию государственных программ и стратегий. Необходимо научиться использовать все механизмы государственного регулирования. Передавать на аутсорсинг многочисленные хозяйственные непрофильные функции бюджетных учреждений. Нужно искать резервы в снижении сверхнормативной численности персонала, избыточных площадей, в наличии больших земельных участков. Сокращать расходы на государственный аппарат, расходы бюджетных учреждений на жилищно-коммунальные услуги, услуги средств массовой информации. Важно шире использовать возможности государственно-частного партнерства, в первую очередь при реализации проектов развития транспортных сетей, инженерной инфраструктуры, социальной сферы. Надо расширять сферу применения проектов ГЧП. Непрерывно повышать финансовую грамотность населения и качество аналитической работы, совершенствовать систему прогнозирования и управления бюджетами, усилить стимулирующую роль межбюджетных отношений.

2014 год для Башкирии стал испытанием на прочность. Исполнение бюджета осложнилось из-за непростой общей экономической ситуации, падения цен на нефть и курса рубля, удорожания кредитов. Это, конечно же, отразилось на финансовых показателях предприятий, их возможностях по увеличению заработной платы работников, инвестиционной активности. Всё взаимосвязано и принятие эффективных решений, улучшение качества управления и работы на местах, соблюдение дисциплины в финансовой сфере напрямую влияют на экономическую безопасность Башкирии и качество жизни населения.

Сложившийся баланс сил во взаимоотношениях центра и регионов не оставляет больших надежд на то, что ситуация изменится в лучшую для регионов сторону. Однако у Башкирии сейчас есть точки роста, которыми необходимо грамотно распорядиться экономическому блоку. Первый заместитель премьер-министра Рустэм Марданов проводит жесткую политику по экономии средств, в соответствии с установками федерального центра. С точки зрения экономии и оптимизации его профессионализм поможет, но вот хватит его для того, чтобы выявить в экономике новые точки роста? И вообще возможно ли это, ведь как показывает практика, увеличение доходов регионов означает увеличение отчислений в центр.

Константин КУЗЬМИНЫХ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter