Завтра, 19 августа, в Сибае запланировано празднование Дня города. Медиакорсеть узнала, чем сегодня дышит город, прославившийся около двух лет назад на весь мир, как жертва промышленного смога.
Столица смога
В официальных выступлениях город часто любят называть столицей башкирского Зауралья. Вдобавок Сибай претендует на получение статуса «моногорода», что сулит немало плюсов, прежде всего, в виде инвестиций и рабочих мест. Ирония ситуации заключается в том, что Сибай, как потенциальный моногород, зависит от деятельности Уральской горно-металлургической компании, которая не перестала представлять для него реальную угрозу.
Напомним, что из-за тления сибайского карьера, крупнейшего в мире, город и его окрестности оказались погружены в смог, а местные жители и представители различных общественных организаций регулярно сообщают о выбросах вредных веществ.
Профессор Марс Сафаров посвятил изучению ситуации в Сибае очень много времени, результаты своих исследований он собрал в книге «Сибай в беде». Марс Гилязович постоянно общается с активистами экологического движения из Сибая, которые держат его в курсе происходящих в городе событий.
— Вот только вчера разговаривал с Эдуардом Кадыровым из группы «Сибай, дыши». Он сообщил, что по сравнению с тем, что было в конце 2018 — начале 2019 годов, когда происходило тление в карьере, сегодня в городе, конечно, легче дышать. Того зловония, которое образовывал раньше сернистый газ, выходящий из недр карьера, сегодня уже нет. После затопления карьера промышленники вытащили из шахт всю тяжелую технику и, видимо, готовят себе пути к отступлению, — рассказал Марс Сафаров.
Не карьер, так клинкер
Примечательно, что помимо экологических проблем, связанных с тлением карьера, УГМК, похоже, приготовила для Сибая еще один сюрприз. Не так давно в интернете в открытом доступе появилась озадачившая многих информация о том, что компания приняла решение о захоронении неподалеку от Сибая доставленного из Северной Осетии клинкера (этим термином обозначаются отходы, которые порой внешне напоминают керамзит либо обычный грунт).
Речь идет о токсичных отходах третьего класса опасности, которые долгие годы копились на заводе «Электроцинк» во Владикавказе. Журналисты с Северного Кавказа в свое время подробно изучали эту тему. По их данным, за все время работы завода накопилось более 3 млн тонн отходов. В состав клинкера с завода «Электроцинк» входят различные соединения химических элементов, остатки того, что не удалось извлечь во время производственных процессов получения цинка, кадмия, алюминия, свинца и индия. Общедоступные исследования клинкера указывают на то, что он содержит железо, медь, цинк, свинец, хром, барий, титан, углерод, серебро, мышьяк, серу, олово, сурьму и другие химические элементы. Фактически все химические элементы представлены в химических соединениях, из которых извлечь ценные моноэлементы весьма сложно. Завод «Электроцинк» в 2003 году был приобретен УГМК, но несколько лет назад власти Северной Осетии потребовали ликвидировать вредное производства и кардинально решить проблему захоронения токсичных отходов. Таким решением, судя по всему, стала Башкирия.
Да, нам сообщали об этом, но, по нашим данным, клинкер из Северной Осетии поступает на нашу местную обогатительную фабрику. Понятно, что переработать его полностью невозможно, и отходы в любом случае остаются. Думаю, что их захоранивают в хвостохранилище фабрики неподалеку от Сибая, возле села Калининское. Знаю, что клинкер разгружают возле Сибайского карьера, от населения поступает много жалоб по поводу шума, возникающего при разгрузке. Но что с ним происходит потом, мы точно не знаем. Нас успокоили заверениями, что это не опасно, и люди поверили,рассказал активист группы «Сибай, дыши!» Эдуард Кадыров.
— До разговора с вами я не слышал об этом, хотя часто бываю в Зауралье. В июле проводил там дважды экологические рейды. Поискал информацию в интернете и действительно нашел жалобы населения на сильный шум при разгрузке клинкера, — так отреагировал председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов. — Если это правда, то это больше похоже на эффективную сделку по размещению отходов. Известно, что если из таких отходов что-то и извлекается, то это максимум пара процентов. Всё остальное так и останется в виде отходов. Нередко бывает, что под прикрытием легенды о переработке отходов они даже не поступают на обогатительную фабрику, а сразу помещаются в хранилище с обещанием, что их «потом переработают». При этом срок временного хранения отходов составляет 11 месяцев, а потом всё так и остается на неопределенное время.
По мнению Александра Веселова, башкирское Зауралье медленно, но верно превращается в сырьевой придаток. Туда активно проникают со своими лицензиями «недровики» (компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых). ПДК тяжелых металлов обнаруживаются и в воде, и в пищевых продуктах.
— Хвостохранилища в Зауралье растут, и никому до этого нет дела. Просто какая-то резервация получается! Мы поднимали этот вопрос ранее на совещаниях и конференциях, но сейчас из-за коронавируса внимание к ним ослабло, — выразил возмущение Александр Веселов. — Мы будем делать официальные запросы и выяснять, что УГМК делает с клинкером, который доставляется с Северного Кавказа в Башкирию.
— В Сибае, помимо карьера, есть другие предприятия, на которых и так не все благополучно с экологией. Зачем везти клинкеры или другие отходы с Северного Кавказа в Башкирию? — подчеркнул профессор Сафаров. — Совершенно непонятно! Получается, что власти Северной Осетии не хотят хоронить вредные отходы у себя в ущельях или еще где-то, заботятся о своей экологии. А в Башкирии, и особенно в Сибае, видимо, уже терять нечего, можно продолжать загрязнение. Но ведь нам свои отходы некуда девать! Местные власти наверняка знают об этом, но ради призрачной прибыли закрывают глаза на такие опасные вещи.
Получить официальное подтверждение и оперативный комментарий у представителей УГМК по этому поводу не удалось. Но мы готовы предоставить им возможность прояснить ситуацию. Официальные запросы по этому поводу также отправлены в адрес УГМК и надзорных органов.
Кризис лечебного времени
Здоровье также было и остается темой, которая больше всего беспокоит сибайцев. Это можно заметить по обсуждению данной темы в местных социальных сетях. Вот хотя бы пара недавних сообщений.
«Какой-то беспредел творится в детской поликлинике!!! Проходим с ребёнком медосмотр в садик, осталось пройти невролога и окулиста. Сказали, что они в отпусках, звоните и узнавайте когда выйдут. Хорошо. Ту неделю всё звонила, говорят, нет, не вышли ещё. Вчера позвонила, говорят, да, окулист вышла, невролог- нет. Медосмотр проходит с 8 до 10, я утром разбудила ребёнка, с Аркаима на автобусе доехала до поликлинике, а мне: нет, она не вышла, на больничный ушла. Блин как так-то!!! Неужели в регистратуре не могут дать достоверную информацию. Сидят злые все, ничего спросит нельзя», — жалуется молодая мама из Сибая.
«Нады***лов, вот елочки у вас красивые во дворе, цветочки, банеры по всему городу с героями развесили, это все хорошо, конечно. Но моя жена давным-давно прошла маммографию, пленок нет, результата нет. Может, вместо этих банеров женщинам пленки все-таки закупить? Больше пользы, так сказать. Когда вы уже помощь нормальную оказывать будете? Пока все внимание — ковидным и заработок неплохой в госпитале, другие люди загибаются уже от своих хронических болезней, нет им доступа к врачам, все куда-то подевались вдруг. Я уже не знаю, на каком языке это говорить! Особо возмущенных помещают в черный список», — сообщил другой горожанин.
Последнее послание было адресовано главному врачу Сибайской городской больницы Радику Надыргулову, но, как и многие другие подобные вопросы, оно осталось без ответа.
Напомним, ранее мы публиковали информацию о проблеме нехватки медицинских кадров в Сибайской ЦГБ.
Мало того, что врачей и медсестер не хватает, так многие заболели пневмонией. В июле в Сибайской городской больнице скончалась 72-летняя врач-педиатр Дильбар Усманова, которая, несмотря на свой солидный возраст, до последнего времени работала по профессии. Она скончалась на руках у коллег, но после этого мы даже не увидели нигде соболезнований от руководства больницы по этому поводу,поделился печальной информацией с корреспондентом Медиакорсети источник.
Сообщают сотрудники Сибайской ЦГБ и о невыплатах медикам так называемых «ковидных» средств.
— Я пересылал данную информацию министру здравоохранения Башкирии Максиму Забелину, но ответа так и не дождался, — рассказал общественник из Сибая Андрей Тарасов, который давно следит за ситуацией в медицинской сфере.
По его мнению, с медицинскими кадрами в Сибае существуют хронические проблемы. Причем это связано не только с недостатком медиков, но и с качеством работы тех, которые есть.
— Мне известно, как минимум, о двух случаях предъявления серьезных претензий страховыми компаниями в адрес руководства Сибайской ЦГБ. Я держал эти заключения в руках. Там один пациент доказал даже то, что из истории его болезней пропали результаты обследований, которые указывали на вину сибайских врачей, — уточнил Андрей Тарасов — Пациент также заявлял, что врач Сибайской ЦГБ сфальсифицировал протокол операции, однако серьезной ответственности данный специалист так и не понес. Говорят, помогли дружеские отношения с главврачом. Вот только в итоге страховая компания урезала выплаты в местную ЦГБ.
Громкая история 48-летнего пациента с инсультом Ильдара Ишалина, добиться качественного лечения которого удалось только после личного вмешательства председателя Медицинской палаты Башкирии Дамиры Сабирзяновой, также вызвала большой резонанс.
— Мы очень удивились, когда узнали, что главврач Сибайской ЦРБ поехал в командировку в Кыргызстан почти сразу после смены в ковидном госпитале, без двухнедельного карантина. Разве это не двойные стандарты? — с таким вопросом обратились в редакцию сотрудники больницы, попросившие не называть их имен. - В сложные для больницы моменты он уходит от ответственности: сначала уходит на вахту в инфекционный госпиталь, а уже через неделю после окончания смены в госпитале уезжает в Кыргызстан в командировку.
В минздраве РБ нам пояснили, что при наличии отрицательного теста на коронавирус нарушение правила двухнедельной самоизоляции не является нарушением. Напомним, тема «двойных стандартов» в медицинской сфере Башкирии также поднималась нами недавно.
Тем временем главный врач Сибайской ЦГБ накануне вернулся в составе группы башкирских медиков из командировки в Кыргызстан. Скорее всего, вскоре все участники поездки получат те или иные поощрения за работу в опасном регионе и после этого, по мнению сибайцев, станут недосягаемы для критики. Так считают авторы обращения, поступившего в нашу редакцию.
Медиакорсеть следит за развитием событий.