В редакцию Медиакорсети поступили сразу несколько обращений от читателей по поводу условий лечения в Республиканской клинической больнице имени Куватова. Жалобы касаются недостатка лекарств, длинных очередей на лечение и грубого отношения медперсонала.
Некоторые авторы обращений попросили не публиковать их имена (обращения есть в редакции), но при этом можем уточнить, что их претензии относятся к работе не только отделений больницы, но и к поликлинике РКБ.
«Просто адская медицина»
«Мы с мамой приехали на платный приём в хирургическое отделение. Заплатили за прием в регистратуре, после этого нас отправили к гастрохирургу. Отсидели там очередь. У мамы за это время повышалось давление, пришлось выходить с ней на воздух. Я уже стала бояться, что эту очередь нам не пережить. В итоге врач отправил нас к заведующему отделением, а там снова очередь. А за что тогда мы заплатили, за две очереди по полтора-два часа ожидания в каждой?» — прислала в редакцию свой вопрос жительница Чишминского района Индира Ардуванова.
«Медперсонал грубит, одна медсестра сказала, что „за такую зарплату“ не обязана сутками нюхать нашу мочу. Но разве мы, пациенты, виноваты в своих недугах? Мы приезжаем за помощью, а натыкаемся на хамство. После такого обращения и лечение не пойдет на пользу», — сообщила Ирина С., пациентка отделения гемодиализа РКБ.
«Мое так называемое лечение в отделении акушерства и гинекологии РКБ вспоминаю как страшный сон. Мест в палатах не хватает, из-за этого беременные лежат в коридорах просто на жестких кушетках или на диванах. Если у женщины рост больше полутора метров, то она вынуждена сворачиваться калачиком. Кормят отвратительно, вместо каши дают какую-то слизь, а ведь беременным нужно хорошее питание.
Профессиональный уровень медперсонала и отношение к врачам просто убивают. Медсестры не умеют ставить катетеры. Мне должны были сделать родоразрешение по медицинским показаниям, для этого нужно было ввести специальный гель. Но медсестра сказала, что гель у них закончился и нужно ждать неделю. Но ведь за это время могли возникнуть осложнения и со мной, и с ребенком! Я пошла с жалобой к завотделением. Она вызвала медперсонал, и тут выяснилось, что «они просто перепутали». Оказывается, у них кончился гель для УЗИ, а не тот, который нужен мне. Ладно, я сообразила обратиться к завотделением. А если приедет девушка скромная из района, так и будет сидеть ждать, пока медперсонал перестанет дурака валять.
Я несколько раз падала в обморок из-за плохого самочувствия. Так мне даже никто не помог. Просто смотрели, как я с большим животом скатываюсь по стене. К счастью, нашлись достойные врачи, которые мне помогли. Но в целом впечатления остались самые угнетающие, просто адская медицина», — такой отзыв о пребывании в РКБ оставила еще одна пациентка, представившаяся Анной.
Мы попытались учесть распространенное мнение медиков о том, что пациенты склонны преувеличивать проблемы, и, чтобы получить более полное представление о впечатлениях пациентов, обратились к сайту Prodoctorov.ru, где можно оставлять свои мнения о посещении медучреждений. Справедливости ради отметим, что там есть немало положительных отзывов, но все они касаются работы конкретных врачей с огромным опытом, которые, слава Богу, в РКБ есть. При этом среди отрицательных отзывов присутствуют такие, которые можно охарактеризовать как системные нарушения, повторяющиеся раз от раза. Так, несколько пациенток сообщили, что приехали на плановую гинекологическую операцию и неожиданно выяснили, что при наличии страхового полиса операцию им готовы сделать только платно за 7596 рублей.
Сразу несколько претензий касаются работы поликлиники РКБ, в которой люди вынуждены ждать приема по четыре и более часов, хотя были записаны на раннее утро.
Попытки получить оперативный комментарий в самом медучреждении не увенчались успехом. Главного врача Рината Нагаева на месте не оказалось, а в отделениях, к работе которых высказали претензии авторы обращений, сообщили, что не дают никаких пояснений без санкции руководства.
«Слишком увлекся карьерой»
— Я считаю, что неразбериха в больнице возникла по той причине, что главный врач Ринат Явдатович стал слишком много времени уделять своему карьерному росту, — поделился мнением о ситуации в больнице источник из числа сотрудников больницы. — Он появляется в больнице не часто как красное солнышко. Сколько раз заходил его спрашивать по делу в приемную, а там говорят, что он там на совещании, сям на совещании. Многие в больнице уже возмущаются и говорят: зачем нам главный врач, который ушел в большую политику, а на больницу у него времени не остается.
Уточним, Ринат Нагаев руководит РКБ имени Куватова уже почти 12 лет. Кроме того, он депутат Госсобрания — Курултая РБ, состоит в комитете по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов, а также возглавляет региональное отделение Общества организации здравоохранения. При такой большой общественной нагрузке нет ничего удивительного, что у него остается всё меньше времени на то, чтобы заниматься делами больницы. Тем не менее Ринат Явдатович уверен, что с ним снова заключат контракт на руководящий пост в РКБ.
Коллеги отмечают в характере Рината Нагаева все черты карьериста: тяга к личному благополучию (включая материальную сторону вопроса) и тягу к званиям и наградам.
Что касается материальной части, то согласно декларации о доходах за 2018 год Ринат Нагаев официально заработал чуть больше 3 миллионов рублей, продемонстрировав самые высокие доходы среди главврачей уфимских больниц. К тому же, у него в собственности оказался жилой дом на 50 кв.метров, земельный участок 1016 кв.метров, квартира площадью 113 кв. метров и гараж — 22 кв. метра. Он владеет автомобилем марки Toyota Highlande ориентировочной стоимостью от 3,5 миллиона рублей. Супруга Нагаева за год задекларировала доходы в 271 тысячу рублей. Если разделить на 12, это всего-то 22–23 тысячи рублей в месяц. Дохода ей явно едва хватает на бензин для поездок на кроссовере BMW X1 стоимостью от 2 миллионов рублей в базовой комплектации, которым по документом владеет женщина. В собственности у госпожи Нагаевой также есть квартира на 159,5 кв. метра.
Отметим, что, по данным портала ProUfu.ru, сославшегося на свой источник, главврач имеет автомобиль «Мерседес Гелендваген» стоимостью 6 млн рублей, а его супруга ездит на БМВ Х6 стоимостью от 4,5 млн рублей. И все это при зарплате главы семьи в 170 тысяч рублей в месяц.
Что касается карьерного роста, то в кресло главврача РКБ Нагаев перешел в 2008 году с должности главного врача ЦРБ Сибая. В то время была информация, что его назначение пролоббировал бывший премьер-министр правительства Башкирии Раиль Сарбаев, также приехавший в Уфу из Сибая. Кстати, как говорят коллеги, назначение Сарбаева на пост главы Корпорации развития РБ вернуло Нагаеву уверенность в завтрашнем дне, которую он совсем было утратил после фиаско, случившегося прошлой осенью.
Напомним, вскоре после вступления Радия Хабирова в должность врио главы Башкирии он провел первое большое заседание по вопросам здравоохранения, которое по времени совпало с очередным отпуском главврача РКБ. Ринат Нагаев оказался в круизе, и это едва не стоило ему должности. Радий Хабиров высказал в отношении него претензии по поводу того, что при наличии очередей из пациентов в палатах пустуют места.
Тем не менее с Ринатом Нагаевым тогда был вновь перезаключен контракт, что дало повод говорить о наличии у него солидных покровителей не только в лице Раиля Сарбаева. В течение года появлялись бодрые сообщения о планах РКБ по строительству нового корпуса поликлиники и намерении нанять самолет и вертолет для перевозки больных.
«Из рук вон плохо»
При всём этом количество жалоб на деятельность врачей РКБ, которые доступны системе «Инцидент» и адресованы руководству региона, судя по всему, стало настолько серьезным, что был проведен анализ деятельности медучреждения. По его итогам вышеупомянутые обращения пациентов, к сожалению, нашли подтверждение, вдобавок выявлено еще немало других серьезных нарушений.
Данный документ оказался в распоряжении Медиакорсети. Представим только некоторые выдержки из него.
«Пациенты, записавшиеся на прием в поликлинику РКБ, не могут пройти полное обследование в день обращения, хотя формируется предварительная запись из муниципальных районов, что связано с нехваткой квалифицированных специалистов, с отсутствием или неполноценным снабжением вспомогательных диагностических подразделений расходными материалами. В результате запланированная госпитализация записанных пациентов существенно задерживается, из-за чего наблюдается недозагруженность отделений и появляются пустующие койко-места, не выполняется план отделения», — говорится в документе.
А вот это уже дежавю, если вспомнить вышеупомянутые прошлогодние претензии Радия Хабирова к организации работы в РКБ.
Нарушения, выявленные в ходе проверок качества медпомощи, оказываемой в РКБ, наиболее полно отражают экспертные заключения страховых компаний. Многие из них касаются в основном сроков нарушения госпитализации. Вот только один пример: в эндокринологическом отделении запись на госпитализацию велась на 7-8 месяцев вперед! Излишне говорить, что такая отсроченная медпомощь может стоить жизни пациенту.
Как утверждают источники в больнице, за время работы Рината Нагаева главврачом, в больнице практически не внедрялись новые передовые технологии лечения — такие, как малоинвазивная хирургия, стационарзамещающие технологии (в частности, дневной стационар), современные методы лечения и диагностики опухолей. А те, что есть, используются с нарушением технологий. Например, при использовании инструментов для малоинвазивной хирургии обязательно нужны системы газовой и химической стерилизации, которых в больнице попросту нет.
— Почти всё, что имеется на оснащении РКБ сегодня, было получено по наследству от предыдущих руководителей в рамках нацпроекта «Здоровье» и проекта модернизации здравоохранения в 2011–2013 годах, — сообщил наш источник. — При этом износ материальных фондов РКБ достигает колоссальных значений, до 70% медоборудования имеет средний возраст десять лет, то есть работает уже на пределе своих возможностей и может в любой момент выйти из строя.
РКБ, имея статус передового стационара, не имеет сертификации на предмет соответствия системе менеджмента качества (СМК), который повысил бы уровень работы и укрепил взаимодействие структурных подразделений между собой, а также позволил бы расширить объем высокотехнологичной помощи, оказываемой пациентам. За последние годы сократились квоты на оказание медпомощи по линии территориального отделения ФОМС, что также свидетельствует о неграмотном подходе к решению данного вопроса, ведь, судя по текущей статистике, население республики намного здоровее не стало, особенно в сельских районах, откуда люди стремятся попасть на лечение в РКБ.
Сотрудники постоянно жалуются на низкую компьютеризацию отделений, а это очень затрудняет своевременное внесение электронной информации в общую базу. Вдобавок в больнице нет полноценной медицинской информационной системы (МИС), интегрированной в общую систему здравоохранения республики, а значит, нет единого информационного пространства. По этой причине постоянно возникают проблемы с поиском информации о пациентах, записи на госпитализацию, передачей сведений по месту прикрепления и т. д.
Тут стоит вновь вспомнить предположение о том, что у главврача, вероятно, не хватает времени и внимания на это при такой обширной общественной нагрузке. Если обратить внимание на его страницу в соцсетях, которая в основном заполнена отчетами о спортивно-массовых мероприятиях и исполнении Ринатом Нагаевым его депутатских полномочий, то там можно наткнуться на одну довольно любопытную запись, сделанную в начале августа текущего года.
— Сегодня с моими коллегами из РКБ им.Г.Г.Куватова посетили наших соседей, коллег из Республики Татарстан, в частности больницу скорой медицинской помощи (г.Набережные Челны). Обменялись презентациями о деятельности больниц, осмотрели работу отделений. Основным вопросом нашего посещения являлся вопрос внедрения системы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности, работа приемного отделения. Реально, есть чему поучиться, поняли, что двигаемся в правильном направлении, и, конечно, есть своя специфика работы и у нас, и у них, — написал главный врач крупнейшей больницы Башкирии в конце второго десятилетия XXI века.
Снабжение отделений лекарствами, расходными материалами — это вообще отдельная грустная история.
— Оно организовано из рук вон плохо! — сетуют медики. — Стыдно смотреть в глаза пациентам, когда им приходится приобретать лекарства и расходники за свой счет. При этом если обратиться к отчетам минздрава РБ, выясняется, что средства на приобретение медикаментов, включая расходные материалы, выделяются РКБ своевременно. Следовательно, в больнице решением этих вопросов либо совсем не занимаются, либо делают это несвоевременно.
Впрочем, если верить информации от нашего источника, кое на что у главврача время находится. Например, на общение с планово-экономическим отделом. Наш источник не без оснований считает, что главврач Ринат Нагаев реализует через РКБ свои коммерческие интересы.
Данная информация дополняет образ главврача РКБ и, как нам кажется, вполне заслуживает внимания правоохранительных органов.
Мы отправили соответствующий запрос в министерство здравоохранения Башкирии, при этом более чем уверены, что в ответ получим заверения, что РКБ имени Куватова работает в нормальном режиме, и обеспечение лекарств там поставлено на самом высоком уровне. Именно так было недавно с нашим обращением по поводу уровня обслуживания в больнице №21, несмотря на то, что пациенты утверждали обратное.
Тем не менее мы все-таки надеемся получить исчерпывающий ответ от минздрава РБ.
Медиакорсеть следит за ситуацией.