Накануне, 24 июля, в Госдуме России был принят во втором чтении закон об изучении национальных языков, который так болезненно воспринимался в национальных республиках.
Самая главная новость о законе – то, что теперь школьники смогут изучать языки народов России по заявлению своих родителей.
Как сообщает «Парламентская газета», рабочая группа по законопроекту о «национальных языках» провела серьёзную работу в течение последнего месяца, прорабатывая разные предложения и поправки.
- В итоге вышли на текст, который устраивает всех участников процесса и республики, — сказал глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. - Никакой факультативности в отношении языков не вводится, они предусматриваются федеральными образовательными стандартами
В соответствии с законопроектом федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального и основного общего образования обеспечивают возможность получать образование на родных языках из числа языков народов России, изучения государственных и родных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного. При этом свободный выбор языка образования и изучения родного языка осуществляется по заявлению родителей ребёнка.
Ранее, в постановлении Госдумы, которое было принято в первом чтении, было предложено создать фонд содействию изучения родных языков. По словам Вячеслава Никонова, от этой идеи никто не отказался. Организовать этот фонд предлагается указом президента и финансировать его с федерального уровня.
Напомним, данная тема являлась одной из самых горячих в региональной повестке дня в Башкирии в течение прошлого 2017 года. Дважды – летом и осенью – собирались массовые митинги общественности. Представители башкирской общественности внимательно следили за подготовкой федерального законопроекта и отправляли свои пожелания в Москву.
И вот вчера, 24 июля, из 373 проголосовавших за принятие ЗП во втором чтении «за» проголосовал 374 депутат, трое против (все из ЛДПР), один воздержался (представитель «Единой России»). Все депутаты Госдумы из Башкирии проголосовали «за».
Теперь, после принятия законопроекта, мнения по поводу него также остались неоднозначные. Историю принятия закона изложила в своем комментарии в соцсетях депутат Госдумы от Башкирии, бывший министр образования республики Зугура Рахматуллина.
- Первоначальный текст законопроекта вызвал серьезную обеспокоенность педагогической и родительской общественности, представителей творческой интеллигенции в национальных регионах. Мы обсуждали эту тему с нашими коллегами из национальных республик… Все предложения нашей республики и депутатов от Башкортостана были поддержаны рабочей группой в Госдуме и практически все наши позиции были учтены. Именно поэтому мы, 15 депутатов от республики, проголосовали за принятие данного ЗП в первом чтении, - пояснила Зугура Рахматуллина. - Принятый сегодня во втором чтении текст кардинально отличается от первоначального варианта: родные и государственные языки в рамках инвариативной части учебных планов будут изучаться в обязательном порядке, но на условиях выбора. Кроме того, русский язык получает статус родного языка. Также, именно по предложению Башкортостана, меняется формат оформления заявления на изучение национального языка от родителей: согласие пишется не каждый год, а при приеме учащегося в образовательную организацию и переводе на уровни образования.
Социолог и член Конгресса башкирского народа Ильгиз Султанмуратов считает, что принятый в итоге закон, конечно, убрал шероховатости технического характера, но не изменил сути.
- Депутаты фактически наперекор конституции ликвидировали государственный статус национальных языков, кроме русского. Понятно, что так долго продолжаться не может. Посыл от власти таков: народы России теперь должны сами сохранять и развивать свои языки. Это удар по межнациональному спокойствию ибо вбивается клин между русскими и иными, по легитимности, но авторы законопроекта и депутаты так легко обошли родную конституцию и международное языковое законодательство. Простым русским жителям ничего нового это не принесет, а вот для нерусских народов все видится как великая несправедливость. Люди, даже не знающие родной язык, тем не менее при опросах в большинстве случаев говорят о желании его знать. Теперь же возможностей для этого стало еще меньше. Хотя повторяю, самый главный урон будет в сфере этнопсихологии, потому что нерусские стали чувствовать себя менее комфортно, мягко говоря.
Ильгиз Султанмуратов уточнил, что поводы для протестных акций новый законопроект в любом случае оставил, но они могут в будущем стать составной частью других тем для недовольства.
- Люди же не глупы, понятно что продавили и дальше митинговать не стоит. Но угли то остались. Будет повод, они «раздуются» или их «раздуют», - пояснил Ильгиз Султанмуратов. - Конституцию попрали, элементарные языковые права попрали, депутаты народ не защитили, хотя даже интеллигенция изначально вялая и даже подконтрольные национальные организации выступили.
Общественница, член комитета по языковой политике Собора русских РБ и блогер Галина Лучкина также поделилась своим мнением.
- Повод недовольства у тех, кто не хочет сам изучать свой родной язык, но желает обязать делать это других, обязательно будет. Потому что этих людей волнует не свой родной язык, который они добровольно и свободно могут изучать в любой школе на любом уровне, включая углубленный курс изучения. Их больше всего волнует политика, - говорит Галина. - Родителей же обычных, коих 99,9%, интересует лишь образование своих детей. Люди устали от политики, хотя бы школы от нее нужно бы освободить, и давно пора дать родителям возможность свободно решать вопрос изучения родных языков.
Представители педагогического сообщества тоже пребывают в некотором замешательстве.
- Я думаю, что как всегда, механизма воплощения в жизнь этого закона нет. Бывают классы, в которых учатся дети разных национальностей – русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, украинцы и другие. И если родители каждого из них захотят, чтобы их дети изучали свой родной язык, как должен строиться учебный процесс? Понятно, что такого количества педагогов школа не найдет. Значит, все может свестись к формальному исполнению закона – то есть дети в лучшем случае будут сидеть в разных углах класса и читать распечатанный из интернета учебник или в худшем случае – заниматься своими делами, - считает учитель начальных классов одной из школ Уфы Тамара Степная. – Поэтому осталось устойчивое ощущение, что закон до конца не проработан и додуман.
Со школьным педагогом солидарен и вузовский преподаватель.
- Я поддерживаю принцип добровольности изучения языков. В обязательном порядке должен изучаться только государственный язык. В нашем государстве это русский. Но при этом государство обязательно должно обеспечивать возможность изучения любых родных языков вне зависимости от количества желающих. Это, конечно, дорого, но так должно быть, - считает доцент Башгосуниверситета, кандидат филологических наук Сергей Шаулов. - Без такого механизма этот закон и в самом деле может стать бесполезным и даже вредным. То есть если в классе есть один ребёнок, желающий изучать, допустим, марийский язык, эту возможность ему надо дать. Любыми способами.
Медиакорсеть следит за развитием событий.