Животные — как дети. Вы задумывались когда-нибудь над тем, какие мысли роятся в голове у кота, безмятежно мурлыкающего на спинке дивана, или у собаки, устремившей внимательный взгляд в голубое небо?.. Понять животных, как правило, так же сложно, как и грудных детей, которые еще не научились говорить. Особенно это важно, когда у них что-то болит. Ветеринары — одни из немногих, кто умеет рассмотреть в глазах вашего питомца боль и оказать необходимую помощь.
В Центр здоровья животных совсем недавно нас привела беда, но после близкого знакомства с насыщенными буднями уфимских «айболитов» очень захотелось рассказать на страницах нашего издания об их благородной работе.
Испытано на себе: когда твоя собака заболела
Сейчас мы понимаем, насколько безответственными хозяевами были для своих питомцев. Наша черноокая красотка Дина, которой уже исполнилось 8,5 лет, всерьез занемогла около трех недель назад. А может, и раньше. Если бы мы были внимательны, то давно обеспокоились бы тем, что Динка стала меньше есть, а её мордашка уже не казалась такой беззаботной, как прежде.
Даже когда она перестала выходить из теплой будки (мы живем в частном доме в пригороде Уфы) и скакать по свежему снегу, мы не заподозрили неладное. Подумали, что она испугалась снежной лавины, сошедшей на днях с крыши. И только когда мы с силой вытянули собаку за поводок наружу, вот тогда испугались — вместо упитанного ушастого «колобочка», который раньше с радостью выкатывался навстречу, на свет Божий выползла тень, у которой даже не было сил стоять на лапах.
Мы быстрее занесли собачку домой и стали отпаивать бульоном, дали мясо из супа. Как выяснилось позже, этого делать не стоило. Косточки явно застряли где-то в животике у собаки. Она лежала, прикрыв глаза, и мы поняли: Динку нужно немедленно спасать. Если, конечно, мы по-настоящему любим эту милую девочку.
Государственные ветлечебницы в новогодние каникулы не работали. Тогда мы позвонили по первому номеру, который выпал в интернете по запросу «Вызвать ветврача на дом». Выслушав нас, доктор посоветовал записаться на прием на утро, а пока дать собаке отдохнуть, не тормошить ее. Без обследования сложно определить, какое лекарство ей поможет.
Доставив на следующий день большой кулек с Диной, завернутой, словно ребенок, в одеяло, в Центр здоровья животных на проспекте Октября, 97, мы еще больше убедились: мы — не хозяева, а ехидны. Собаку шатало, сделав несколько шагов, она беспомощно ложилась на пол.
Две милых девушки-доктора София Данилова и Юлия Михайловская (имена прочитали на бейджиках) взялись её обследовать, называли малышкой и зайкой, гладили, успокаивали и собаку, и нас. Глядя сквозь слезы, как они хлопочут вокруг собаки, я подумала невпопад, что ветеринары — наверняка самые лучшие родители для маленьких детей, если они так трогательно заботятся о занемогших зверюшках.
У Дины взяли клинический и биохимический анализы крови, сделали ей УЗИ, высветив в растянутом желудке злополучные куриные косточки, с которыми ослабленный организм собачки не справился, дали направление на рентген. Доктора обсудили результаты и заподозрили у псинки серьезнейшее заболевание — чуму плотоядных, которой давно уже не было в наших широтах, но мало ли… Поскольку Дина жила на привязи во дворе, она вполне могла пообщаться с больным бродячим псом, прибывшим с оказией из другого регионаи гулявшим сам по себе.
Поэтому у Дины взяли анализ на выявление опасного вируса, чтобы отправить его в Москву (ближе такое исследование, к сожалению, не делают), вставили ей в переднюю лапку катетер, снабдили нас запасом антибиотиков и прочих лекарств, а также горьким бинтом, чтобы защитить катетер от любопытного собачьего носа.
После нашего ухода девушки принялись тщательно драить приемный покой, чтобы обезопасить других животных. А для нас потянулись дни лечения в ожидании результатов анализа из Москвы.
Как спасали Дину
Мы делали Динке по пять разных внутривенных инъекций дважды в сутки. Один из сеансов приходился на три часа ночи (хорошо, что дело было в новогодние каникулы и назавтра не надо было ехать на работу). Процедура длилась около часа, потому что вводить препараты нужно было очень медленно. Вплеск слишком большой дозы препарата в вену грозил приступом сильной одышки у нашей малютки. Вся семья — и стар, и млад — затаив дыхание, следили за процессом. На пальцах даже появились мозоли от 20-кубовых шприцов, но мы терпели, постаравшись компенсировать за эти дни всю любовь, которую раньше не додали слабой и беззащитной детке.
Тем временем ситуация явно стала ухудшаться — Дина почти ничего не кушала, кроме куриного бульона и паштета из протертых кусочков курицы. А через пару часов после еды её рвало белой пеной. Когда, наконец-то, пришел анализ из Москвы, не обнаруживший опасного вируса, нас опять пригласили в Центр здоровья животных. Дину снова обследовали.
Доктор Виктория Викторова взяла у пациентки кровь на общий анализ, измерила сахар, помяла осторожно животик, потом собаке сделали новое УЗИ и объявили: нужна операция. Но поскольку у Дины низкий гемоглобин и высокие лейкоциты, она могла не выдержать хирургическое вмешательство без переливания крови. Сказать, что у нас был шок после такой новости, — это значит, не сказать ничего.
Оказывается, у животных не существует банка крови, как у людей. Так что нам нужно было самим найти донора, который был бы, как минимум, в 2-2,5 раза тяжелее нашей 13-килограммовой болезной собачули. Но где его взять??? Ну, кошку еще более-менее легко найти и привезти в клинику. Но где взять подходящую собаку весом в 30-40 кг и как доставить ее в клинику без риска для окружающих?!. Голова шла кругом…
Но ровно до тех пор, пока мы не собрались с мыслями и стали вспоминать, у кого из знакомых есть алабай или овчарка, которых, по словам докторов, чаще всего приводят в качестве доноров. И мы вспомнили про добрейшей души уфимца Юрия Губанова, не раз выручавшего нас с ремонтом сантехники и при этом рассказывавшего про своего любимца — пятилетнюю овчарку по кличке Рэй. Списались с Юрием по WhatsApp, и он без лишних разговоров согласился привезти Рэя в клинику на выручку к Дине.
После процедуры переливания крови нам позвонила ветврач Татьяна Бронникова и подробно проинформировала: состояние собаки улучшилось — уровень лейкоцитов упал, а гемоглобин, наоборот, поднялся. Шансов выжить у Дины стало больше.
Лапаротомию нашей собаке делал сам главврач Центра Виталий Парамонов. Поздно вечером он сообщил нам по телефону, что косточки в желудке Дины оказались не самой большой проблемой, у нее обнаружился еще и острый панкреатит, мешавший нормально переваривать пищу. С этим недугом, скорее всего, и были связаны её прежние отказы от пищи, о которых мы снова вспомнили, сгорая от стыда за невнимательность по отношению к собаке.
После операции Дину оставили под присмотром врачей в реанимационном отделении, а нам оставалось лишь молиться о её выздоровлении.
Всё, как у людей
Под большим впечатлением от увиденного и чтобы хоть немного развеяться после перенесенного стресса, мы почувствовали потребность ближе познакомиться с работой специалистов Центра здоровья животных. Проще всего сделать это в соцсетях, где группы Центра полны удивительных фотографий и историй из жизни докторов и пациентов клиники, которая, кстати, в ноябре прошлого года отметила десятилетие.
Вот лишь несколько из них:
Крошечную кошечку Нину добрые люди подобрали на улице. У малышки обнаружились врожденные аномалии сердечка и пищевода. Нине провели торакотомию. Чтобы не углубляться в перечисление сложных диагнозов, уточним: малютке, в частности, сделали пересечение артериальной связки между аортой и легочной артерией, а также рассечение фиброза и множество прочих сложных манипуляций. Дальше Нина проходила лечение в реанимации с ночным врачом. Потом ее выписали, но клиника осталась на связи с хозяевами. Принимать пищу котёнку пришлось, стоя вертикально «свечкой», и так — до нормального восстановления просвета пищевода.
Некоторых котов и котят в Центре называют «воинами ФИП». Они страдают инфекционным перитонитом, поражающим иммунную систему. Кстати, после обнаружения этой патологии в начале 60-х годов прошлого столетия специалисты полагали, что её развитие провоцирует коронавирус. Он присутствует в организме кошек в неактивной форме и способен мутировать в ФИП. Однако в свете последних исследований иммунологи опровергают это мнение. Таких котиков в центре постоянно обследуют и поддерживают их самочувствие.
У брутального пса Амура было диагностировано фиброзное утолщение области перикарда, приводящее к нарушению нормальной работы сердца. Ему провели операцию с большой осторожностью, во избежание повреждения миокарда. А уже вечером в день операции собака встала на лапы и стала проявлять интерес к соседям по реанимации.
Златовласую собачку Мишель привели в Центр хозяева, встревоженные участившими обмороками. После осмотра у врача-невролога Мишель получила направление на специальное обследование для исключения кардиологических причин потери сознания. На нее надели настоящий прибор-холтер, который должен в течение суток фиксировать нужные показания. Подробное обследование должно помочь определиться с методикой лечения.
У котика по кличке Фрик — катаракта, ему проводили тщательное офтальмологическое обследование с помощью современной щелевой лампы, которая дает возможность проводить анализ век, склер, конъюнктивы, радужки, хрусталика и роговицы.
Марсик страдает самым настоящим сахарным диабетом. В течение последнего года у него — ремиссия без инсулина. Несомненно, такой успех стал возможен благодаря профессионализму ветеринаров, а также сознательности хозяев, устроивших для питомца строгую диету. Невольно подумалось: хорошо бы такую «строгую узду» обеспечить многим людям-диабетикам, которые налопались в Новый год майонезных салатов и теперь сетуют на резко подскочивший сахар.
Крольчиху Бонни хозяйка принесла на стерилизацию. Как пояснили в клинике, с тех пор, как в Центре появился газовый наркоз, там стало много крошечных пациентов, а не только кошек и собак. За короткое время тут уже провели операции нескольким кроликам, крысам и одной малюсенькой песчанке.
Хозяин кота Семёна собрался на рыбалку, а котик, вероятно, решил помочь ему. В итоге вместо рыбалки пришлось ехать в ветеринарную клинику и спасать Семена, у которого внезапно застрял в горле крючок. Как тут не вспомнить любопытных людей, которые суют себе в рот лампочки и потом едут в таком виде в травмпункт!
Забавные герои этой операции — братья-близнецы Адлер и Йун — пришли на вакцинацию. Напомним, эту процедуру полагается проводить животным ежегодно, а не раз в 5 лет, как считают иные владельцы домашних зверюшек.
Эти щеночки появились на свет в результате кесарева сечения, которое выполнил главврач Виталий Парамонов. Жизнь продолжается, пусть и собачья, но явно не самая плохая.
В прошлом году специалисты Центра здоровья животных приняли участие в съемках фильма «Котейка», которые проходили в Уфе. Уфимским ветеринарам довелось консультировать актеров Даниила Спиваковского и Марию Машкову, исполнивших главные роли в детективе с ветеринарным уклоном.
Помимо лечебного профиля, в Центре здоровья животных есть и другие востребованные направления деятельности — например, это ветаптека, зоомагазин, а также салон груминга, где животным обеспечат стильную стрижку, освободят их от излишней шерсти способом экспресс-линьки, постригут коготки и причешут, «как на свидание».
«Заслуженные Айболиты Республики Башкортостан»
Отныне наша жизнь уже никогда не будет прежней. Теперь мы в реальности (а не в теории) осознали: у животных есть сердце, печень, почки, поджелудочная, кишечник, зубы, уши и прочие жизненно важные части организма, которые могут по-настоящему, а их несвоевременное лечение способно привести к гибели питомца. И именно хозяева, в первую очередь, должны быть в ответе за их самочувствие. И подавать тем самым пример детям.
После почти десятидневного ветеринарного марафона должны признаться: на сегодняшний день для нас именно ветеринары — реальные герои нашего времени. Особенно после того, как мы своими глазами увидели, каких поистине героических усилий специалистам уфимского Центра здоровья животных стоит спасение их подопечных.
Да, конечно, в Уфе много других классных современных ветеринарных клиник. Но нам довелось более подробно познакомиться пока только с одной — Центром здоровья животных, посмотреть на их современное оборудование (на сайте клиники всё это расписано более подробно и профессионально).
…Постепенно отходя от страха за жизнь живого существа, сразу ставшего бесконечно дорогим, и всё еще находясь под сильным впечатлением от самоотверженного труда докторов, мы решили высказать реальное предложение — учредить новое почетное звание «Заслуженный Айболит Республики Башкортостан», чтобы его можно было присваивать этим удивительным людям. Список первых кандидатов, причастных к спасению нашей собаки, мы уже можем предоставить. Вы только скажите, куда прислать. Мы готовы!