Posted 9 апреля 2021, 04:09
Published 9 апреля 2021, 04:09
Modified 17 октября 2022, 20:30
Updated 17 октября 2022, 20:30
Они были единодушны: строить в Уфе можно и нужно, при этом необходимо подходить к застройке максимально ответственно. Как показывает жизненный опыт, многих эксцессов можно было бы избежать, если бы застройщики не экономили на изысканиях, строго соблюдали градостроительные нормы и в целом комплексно подходили к застройке того или иного участка.
Привет от «Лады-Калины»
Уфа растет в ширь и в высь год от года. Перешагнув миллионный показатель численности населения, она уже точно не остановится в своем поступательном развитии. Для новых семей, которые создают молодые пары, и для тех, кто переезжает в мегаполис из других населенных пунктов, понятное дело, нужно жилье. И вот тут рано или поздно вспоминают, что столица Башкирии основана на полуострове, состоящем из гипсовых, известняковых и иных пород, способных разрушаться под действием влаги…
Наиболее авторитетным специалистом по обсуждаемой теме в Башкирии, безусловно, долгое время был почётный геодезист России, кандидат географических наук, Геннадий Турикешев. Корреспонденту Mkset довелось пообщаться с ним.
— Наш город стоит на блоках, то есть он выглядит как разбитая тарелка. Блоки не выдерживают такую большую нагрузку и начинают разваливаться, а также перемещаются, оставляя между собой пропасти и пустоты. Именно эти пустоты очень опасно перегружать строительством, — поделился мнением Геннадий Тюменгалиевич, и, к слову, его красочные метафоры пока не смог превзойти никто из коллег.
Турикешев и его коллеги знают практически наизусть все карстовые провалы в Уфе и ее окрестностях, а также в других уголках Башкирии. Все их вспоминать вряд ли хватит времени, поэтому уделим внимание самым резонансным. В первую очередь, это ставшее уже городской легендой исчезновение «Лады-Калины» осенью 2016 года возле дома 193/2 по улице Интернациональной в Уфе. Старожилы сразу же припомнили, что почти на этом же месте в 1978 году в одночасье провалились под землю высокие березы. Говаривали, что причиной таинственных и пугающих событий может быть подземная река, направляющаяся к Уфимке. По другой версии, почву могли размыть утечки из водопровода.
На деле всё обстоит гораздо прозаичнее. Просто эти три девятиэтажных дома по улице Интернациональной в свое время строились в условиях изумительного разгильдяйства и некомпетентности, без проведения противокарстовых мероприятий, на участке, который ученые относят ко второй категории устойчивости. По уму нужно было перед принятием решения о строительстве провести в этом месте сначала зонирование площадки по степени карстовой опасности, а затем — полный комплекс противокарстовых мероприятий, таково мнение Геннадия Турикешева.
Расселять данные многоэтажки городские власти не торопятся, успокаивая жителей и себя отчетами о том, что в места карстовых провалов были закачаны тонны бетона, которые должны остановить разрушение территории. На инженерные изыскания на площадках домов № 193, 193/1, 193/2 и прилегающей площадке необходимо около 20 млн рублей, на укрепление фундамента — еще 40 млн рублей. Дома уже признаны аварийными и подлежат сносу, но на это (включая расселение жильцов) потребуется около 900 млн рублей. Таким образом решение о выделении средств городские власти не приняли.
А вот в случае с домом по Уфимскому шоссе, 4, который теперь называют городским призраком, иных вариантов, кроме расселения, не осталось. Построенный в буквальном смысле наобум этот жилой массив оказался, судя по всему, над критической точкой карстовой пустоты. Сначала на фасаде дома стали появляться трещины, которые коммунальщики усердно маскировали цементом, а потом дом резко дал крен почти на 20 градусов. Перекосившиеся окна и двери не оставили сомнений: здание может рухнуть в любой момент, и с ним будут погребены сотни жильцов. Людей расселили шесть лет назад, но, как это часто бывает, меры безопасности были предприняты лишь для половины дома. Во второй его части по-прежнему живут вздрагивающие от каждого шороха и мечтающие избавиться от злополучных квартир жильцы.
И таких тревожных примеров в Уфе, известной своей плотной застройкой, можно найти достаточно. По официальным данным, в Уфе известно около 50 зданий, пострадавших от карстовых явлений. Но ученые считают, что их больше.
Чиновники разводят руками и пеняют на особенности горных пород, из которых состоит Уфимский полуостров. Их структура стала одной из причин отказа от строительства в Уфе метрополитена.
Карстовая опасность действительно в Уфе существует, потому что город находится на так называемых карстующихся породах — гипсы и известняки пермского возраста. Они растворимы в воде, особенно там, где есть зона трещиноватости, разломы. Там карст идет с еще большей скоростью. При этом в Уфе есть часть территории, где больше идет распространение песчаников. Например, это центральная часть города, улица Ленина. Там карст гораздо менее опасен, чем в районе Зеленой Рощи или в северной части города, в Черниковке. Эта проблема есть, и особенно сильно она возникает, когда речь идет о возведении высотных зданий. И теоретически чем глубже забиваются сваи, тем сильнее идет трещиноватость породы и быстрее идет карстообразование, считает замдиректора Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского, кандидат геолого-минералогических наук Исхак Фархутдинов.
Строить нужно с умом
35 лет назад, когда только начиналась застройка микрорайона Сипайлово, мало кто мог представить, что наступит время, когда квартиры в нем станут вполне конкурентоспособны. Сегодня приобретение жилья в Сипайлово считается далеко не самым плохим вложением средств. Риэлторы говорят, что не последнюю роль в этом сыграли и изыскания геодезистов, выяснивших, что Сипайлово является на сегодня самым безопасным районом в Уфе. Там выявлено минимальное число карстовых воронок и провалов по сравнению с другими районами города. Таким образом обсуждение темы снова сводится к необходимости проведения грамотных и комплексных изысканий.
— Строить в Уфе нужно согласно нормативным документам, в которых есть деление территорий по разному уровню развития карста. И чем сильнее развитие карста, тем менее высотные здания можно строить. Есть территории, где нельзя строить здания, в том числе и жилые, а разве что какие-то гаражи. Просто эти документы нужно учитывать и исходить из данных о территориях, — согласен ученый Исхак Фархутдинов.
Нет сомнений, что современные методы проведения инженерно-геологических изысканий и обработки данных способны получить точные и подробные сведения о состоянии карста, на котором расположена столица Башкирии. И в первую очередь, это актуально при принятии решений о строительстве новых жилых домов и прочих высотных объектов.
На данный момент в Уфе реализуется проект по картированию новых образований с помощью геоинформационных систем. Однако это, конечно, больше поверхностные работы. Есть интересный опыт в других регионах и странах. Например, в Китае применяют 3D-моделирование и компьютерное прогнозирование, как и где карст будет развиваться. Кстати, такие технологии, в принципе, есть у нас на кафедре Башгосуниверситета, есть специалисты и по инженерной геологии, и по 3D-моделированию процессов. Кафедра геологии БашГУ вполне могла бы при желании эту работу провести, если бы у города был такой запрос и было выделено финансирование, высказался Исхак Фархутдинов.
Попытки создать информативную карту горных пород Уфимского полуострова предпринимались не раз. Первым об особенностях геологии Уфы писал академик Паллас ещё в 1770–1790 годы. За 200 с лишним лет, минувших с тех пор, по этой теме вышло немало научных работ. К примеру, с 1970 по 2015 годы активно занимался этой темой уфимский ученый В.Мартин. Он пришел к выводу, что около 85% всех карстопроявлений в Уфе сосредоточено на склонах долин рек. С 1980-х годов по настоящее время объемные исследования проводит Ю.Соколов, который старается документировать все проявления карстов на Уфимском косогоре.
Несмотря ни на что, никто из ученых не впадает в крайности и не советует «снести и расселить город». Очевидно, что строить в Уфе можно, если делать это с умом.
Так, один из авторов книги «Опасные геологические процессы на территории Уфимского полуострова», руководитель инженерной компании «Архстройизыскания» Владимир Камалов в беседе с журналистом Mkset вполне авторитетно заявил, что ответственное строительство в Уфе необходимо, ведь город давно стал точкой притяжения людей из других районов республики и ряда соседних регионов. С ним согласны другие эксперты.
Чтобы знать, на чем стоит наш город, нужно создать трехмерную модель геологической среды под ним. Этому посвящен проект, разработанный нами в 2019 году. Он называется «Цифровая модель геологического пространства под урбанизированными территориями Республики Башкортостан», рассказал в своем недавнем интервью директор Института геологии УФИЦ РАН Сергей Ковалев.
Он является активным сторонником создания Республиканского центра опасных геологических процессов, который мог бы заняться созданием 3D-моделей хорошо исследованных участков территории города, где достаточно контрольных скважин, и затем взяться и за малоисследованные районы.
— Только тогда мы будем видеть, где какие происходят процессы, какие дома стоят над карстовыми пустотами, и поймем, что нужно предпринять. Сможем понять, где строительство возможно, а где — нет, — считает Сергей Ковалев.
По его мнению, впоследствии такие же модели можно было бы создать и для других городов республики, ведь закарстованность — это проблема не только Уфы. Она актуальна для Бирска, Благовещенска, Ишимбая, Салавата, Стерлитамака.
— Дело еще и в том, что на территории Уфы и этих городов расположены крупные химические и нефтехимические производства. Во времена их строительства геологические исследования субстрата проводились на вполне достаточном уровне. Но с тех пор прошел не один десяток лет. Сегодня под ними уже иная среда, и очень важно исследовать, какие процессы там происходят, — обозначил еще одну важную часть вопроса Сергей Ковалев.
Кошкин лес и все-все-все
Тем временем в Уфе то и дело возникают волнения вокруг строительства различных объектов. В качестве одного из аргументов противники застройки приводят, в том числе, и опасность карстовых провалов. Например, так произошло с застройкой территории рядом с Кошкиным лесом в уфимском микрорайоне Глумилино.
Группа местных активистов, выступающая против проекта, в качестве одного из доводов как раз ссылается на карсты, не обращая внимания даже на обоснованные мнения ученых.
— Там можно строить, но многое зависит от того, кто будет делать проект и кто по нему будет строить, — уверен Владимир Камалов.
С ним согласен и директор компании «Уфастройизыскания» Павел Челпанов. По его словам, опасения местных жителей напрасны, и они могут быть подкреплены устаревшей информацией, которой не один десяток лет.
Ранее об этой площадке судили по аналогии с одним из исследованных неподалеку оврагов. Когда мы начали проводить исследования, узнали: там вообще была пробурена всего одна скважина, да и то для других целей — для разведки месторождения гипсов. Мы пробурили 60 скважин глубиной от 25 до 60 метров, в том числе и на участках, где в соответствии с генпланом развития города предполагается строительство домов. Наши геологические изыскания позволяют проектировщикам и строителям принимать взвешенные решения о том, какие дома можно строить на этой территории. В основном территория пригодна для этих целей. Говорю это с полным основанием как инженер-геолог, а не как «заступник за застройщиков», высказал свою точку зрения Павел Челпанов.
Он отдельно сделал акцент на том, что дома возводятся на месте бывших садовых кооперативов, так что стройка не должна затронуть деревья в самом Кошкином лесу.
Кстати, известно, что в рамках геотехнической экспертизы был проведен обширный анализ проектных решений именно с точки зрения противокарстовых мероприятий. Эту работу проделали специалисты компании «Подземпроект» под руководством Альфреда и Натальи Готман — разработчиков территориальных строительных норм для Башкирии, касающихся работы на закарстованных территориях. Именно «Подземпроект» в свое время занимался анализом проектных решений при строительстве железнодорожного вокзала, Конгресс-холла, гипермаркета «Икея» и других объектов в Уфе.
Федеральные и региональные нормы для проектирования и строительствя зданий на закарстованных территориях разрабатывались и актуализировались более полувека ведущими российскими геологами-карстоведами и геотехниками. Что касается строительной площадки в районе Кошкиного леса, то она была изучена в полном объеме. При проектировании предусмотрены необходимые защитные мероприятия. В первую очередь, это карстозащитные фундаменты, исключающие деформацию строительных конструкций при максимально возможном ослаблении основания. Дополнительно выполняются инъекции цементного раствора (так называемые противофильтрационные геотехнические экраны), гарантирующие целостность слоев земли под домами. В итоге после соблюдения этих рекомендаций было дано заключение о соответствии принятых проектных решений требованиям безопасной эксплуатации зданий, объяснила Наталья Готман.
Эксперты выразили сожаление, что в Уфе никак не могут найти средства на проведение комплексных прогностических исследований на предмет выяснения перспектив изменений горных пород при застройке в разных районах города. По ситуации на сегодня такие исследования проводятся по заказу застройщиков в интересующих их районах. Но комплексной «картины мира» ни у кого нет.
Владелец и директор компании службы генподрядчика и технического заказчика в строительстве «УфаПартнер» Юрий Киселёв считает, что при грамотном подходе закарстованность территории — это не столько проблема, сколько её особенность.
— Данная задача решается в рамках градостроительных норм (или могут быть разработаны строительные спецтехусловия, если нормативной базы недостаточно), по результатам геоизысканиий. Как результат — будет проект усиления грунтов. В Башкирии работают опытные строительные геологи-изыскатели, имеющие много реализованных проектов на сложной геологии. Есть также лаборатория грунтоведения и механики грунтов Института геоэкологии имени Сергеева РАН. Но главное при строительстве — это все-таки качественное выполнение проектных решений, — отметил Юрий Киселёв.
Вместе со своими коллегами он надеется, что региональные и федеральные власти все-таки задумаются над серьезностью проблемы карстовых провалов и их возможными последствиями и сделают шаг навстречу стремительно развивающимся современным городам.